Архив
Литературный календарь
9—16 октября
“В степи сбитые самолёты, у дороги трупы лошадей. Отары отец, верблюды. Пашут: плуг с двумя лемехами, в упряжке 4 вола — цобе, цобе, цоб-цоб…” (Дневник поэта Александра Яшина. Сталинград. 9 октября 1942 года.)
9 октября
1807 — 27.09 — скончался писатель Михаил Матвеевич ХЕРАСКОВ (род. 1733). Крупнейший русский масон, он известен своими огромными поэмами «Чесменский бой» и «Россияда». Их охотно изучают литературоведы, но это совсем не та литература, которая находит читателей и через века. С другой стороны, традиции классицизма, которые развивал Херасков, видоизменяясь, не исчезают из литературы — есть они и в “золотом веке” русской литературы и, подавно, в эпоху социалистического реализма. Любопытно, как всё это соотносится с масонством.
Херасков был также плодовитым драматургом, писал прозу, отличающуюся стилистическими изысками.
Серьёзный человек. Может быть, слишком серьёзный для большой литературы.
10 октября
1892 — в боснийском Травнике родился сербский писатель Иво АНДРИЧ (Andrih). Он учился в сараевской гимназии, когда вступил в организацию «Млада Босна», созданную для борьбы против австро-венгерских властей, за объединение и независимость южных славян. Когда член “Млады Босны” Гаврило Принцип убил эрц-герцога Франца-Фердинанда, среди прочих был арестован и Андрич. Он провёл три года в тюрьме, где увлёкся романами Достоевского и философией Кьеркегора.
После окончания университета Андрич становится дипломатом, в 1939 году получив назначение югославским послом в Германию, а во время нацистской оккупации Белграда, оказавшись в изоляции, работает над трилогией «Мост на Дрине», «Травницкая хроника», «Барышня», которая впоследствии (1961) принесла ему Нобелевскую премию по литературе. В определении указывалось, что Андрич получает её “за силу эпического дарования, позволившую во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны”.
Скончался этот классик югославской литературы в 1975 году.
11 октября
1932 — Дневник Корнея Чуковского: “Видел Бор.Лавренёва. Он говорит по поводу того, что Нижний переименовали в Горький. Беда с русскими писателями: одного зовут Мих.Голодный, другого Бедный, третьего Приблудный — вот и называй города”.
1937 — Дневник Е.С. Булгаковой: “Разговор о МХАТе — больное место вахтанговцев”.
12 октября
1777 — 01.10 — скончался поэт и драматург Александр Петрович СУМАРОКОВ (род. 25.11.1717).
О Сумарокове говорят прежде всего в связи с реформой русского стихосложения и именем Ломоносова, причём нередко представляют побеждённым в этом поэтическом состязании. Между тем место Сумарокова в русской литературе вполне почётно и почтенно: он, подхватив идеи Ломоносова, не просто повторял их, но развивал и усложнял, то есть — продолжал дело.
До сих пор в наследии Сумарокова основная часть остаётся живой и открытой читателю. Он — мастер любовной лирики, выдающийся комедиограф и журналист.
13 октября
1942 — дневник поэта Александра Яшина, Сталинград: “Ещё ночью пошёл дождь. Настоящий, осенний. Осень началась. И это, по существу, конец немецкой кампании на этот год. Сейчас ещё продержаться недолго — и немцам на зиму придётся откатиться от Волги, от безлесных степей с выгоревшими селениями <…>
Нашим дали ракетницу с несколькими ракетами, чтобы освещать поле в случае наступления немецких автоматчиков, но ракеты были разноцветные и наши побоялись пускать их в дело: кто знает, что они значат <…> Тогда передняя линия вместо ракет стала разводить костры”.
14 октября
1842 — 02.10 — в Париже скончался русский поэт и археолог Виктор Григорьевич ТЕПЛЯКОВ (род. 1804). Тепляковский цикл стихотворений «Фракийские элегии» привлёк внимание Пушкина, и теперь, во многом доверившись именно его вкусу, мы знаем тонкую, нежную лирику Теплякова.
15 октября
1837 — скончался Иван Иванович ДМИТРИЕВ (род. 1760). Как поэт-баснописец он сумел не померкнуть даже в лучах крыловской славы, при этом, конечно, надо учесть, что свои басенные опыты он начал раньше Ивана Андреевича. Кроме того, Дмитриев развивал жанр стихотворной сказки, сатирической поэзии, был незаурядным мемуаристом…
Как государственный деятель Дмитриев дослужился до члена Государственного совета и министра юстиции, впрочем, ценя собственное достоинство выше каких-либо служебных продвижений, вышел ещё не старым человеком в отставку. Но и здесь он не оставался в стороне от общественной деятельности, и за председательство в Комиссии по оказанию помощи жителям Москвы, пострадавшим от нашествия французов, был удостоен чина действительного тайного советника.
16 октября
1897 — 04.10 — в Одессе родился Илья ИЛЬФ (Илья Арнольдович Файнзильберг; некоторые справочники сообщают дату 15(3).10.).
Вершина его в соавторстве с Евгением Петровым созданий — дилогия об Остапе Бендере, книги, увлекшие миллионы. Но вот недавно опубликованы более или менее полно записные книжки Ильфа (отрывки из них хорошо известны многим), и стало ясно, что в бендериану писатель вложил лишь небольшую часть своего огромного таланта.
“Один опытный сатирик сказал, что для комических жанров литературы и искусства нужны умные глупости. Ильф придумывал их легко и щедро. Его произведения наполнены весёлыми нелепостями, из которых можно сделать верные и глубокие выводы…”
(Из воспоминаний Виктора Ардова)
1927 — в Данциге (ныне польский Гданьск) родился немецкий писатель Гюнтер ГРАСС (Grass). Первый же роман — «Жестяной барабан» (1959) — принёс ему мировое признание. История мальчика Оскара Мацерата, который, не приняв противоречия мира взрослых, решает больше не расти, позволила писателю дать широкую панораму жизни Германии первой половины ХХ века. Впоследствии появился одноимённый совместный франко-немецкий фильм режиссёра Фолькера Шлендорфа, также оказавшийся удачей — на этот раз кинематографической.
Хорошо известны читающему миру и другие романы Грасса — «Камбала», «Крысиха»…
В 1999 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе.
“Целый год я провожу в том, что повторяю: нельзя терять ни минуты”. (Дневник Жюля Ренара. Запись 17 октября 1902 года.)