Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Людмила РАДИОНОВА
г. Окуловка,
Новгородская область
УРОК-ИГРА
В настоящее время учитель литературы подмечает, что у учащихся ослаблен интерес к чтению даже таких произведений, которые совсем недавно читались с удовольствием: «Евгений Онегин» А.Пушкина, «Тарас Бульба» Н.Гоголя, рассказы А.П. Чехова и так далее.
Чтение из-под палки вряд ли, я думаю, кого из словесников устраивает. Вот и ищем пути выхода из сложившейся ситуации. А их, оказывается, немало. Это и организация малых исследовательских работ (волей-неволей приходится читать), и составление сценариев к фильмам (без знания текста делать нечего), и, конечно же, игра (“Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться...”). Чаще всего игра — это соревнование, своего рода конкурс, где каждый отвечает или за себя, или за целую группу, поэтому должен показать себя с лучшей стороны. Вот и “приходится читать”, да ещё так, чтобы не пропустить ни одной строчки текста, ни одной детали...
Я предлагаю на ваш суд сценарий урока-игры, который прошёл удачно (по мнению учеников и коллег).
Сценарий игры «Колесо литературы». 9-й класс
Игра может иметь место на уроке, можно провести и как внеклассное мероприятие. У нас она прошла как традиционный Урок творчества (в День творчества) среди учащихся девятых классов, заняла два часа. Чем вызвана? Наверное, той же самой проблемой: “заставить” (грубо сказано, так как, рассказав об игре, заставлять не пришлось) прочесть «Евгения Онегина» полностью, “от корки до корки”, не упустив деталей.
Туров побольше, чем в телевизионной игре «Колесо истории», да и вопросов, но принцип заложен один и тот же.
К уроку дети должны:
- Перечитать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
- Знать о традициях чаепития на Руси.
Оборудование. Колесо с передвигающимися каретами (оно необходимо в конце игры — см. сценарий); табло — кареты и разметка вёрст (кареты перемещаются, они на нитке); портреты Жуковского, Рылеева, Герцена; стенд «Чаепитие на Руси на картинах художников»; названия туров.
В классе накрыт стол: самовар и прочее, что необходимо к чаепитию — см. сценарий.
Вступительное слово учителя. Я приветствую вас в литературно-художественном салоне «Под сенью Муз». Сегодня у нас игра «Колесо литературы», и каждый из игроков должен будет пройти очень большой путь — тысячу вёрст. И в то же время — небольшой — всего тысячу вёрст вместе с А.С. Пушкиным по страницам его романа в стихах «Евгений Онегин».
Пушкин и вёрсты... Сам Александр Сергеевич около 35 тысяч вёрст проделал
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком...
Итак, в путь!
Две команды. Игроки (по два) занимают места в воображаемых каретах после того, как вытянут жребий и узнают, кто возглавит путешествие.
1-й тур. «Унылая пора... Очей очарованье!..»
1-е задание. Учитель объявит детям о том, что накануне была непогода, порывистый ветер сорвал с деревьев почти весь наряд — листья, и они, как и строки из романа «Евгений Онегин», разлетелись. Мы не будем собирать листья и делать гербарий, но вот разбросанные строки стихов восстановить придётся.
(Учащиеся получают карточки с “разбросанными” стихотворениями.)
Карточка № 1
Шумом, лесов, солнышко, уж, сень, становился, небо, реже, таинственная, короче, осенью, обнажалась, день, с, блистало, печальным, уж, дышало.
Карточка № 2
У, ложился, стоял, довольно, гусей, туман, приближалась, тянулся, ноябрь, к, скучная, крикливых, двора, уж, на, югу, поля, пора, караван.
(Это задание не вызовет трудностей, так как данные отрывки известны из начальной школы, хотя бывает, что и попыхтят: “Вертится в голове, а не вспомнить...”
Если задание выполнено верно, команда продвигается на 50 вёрст вперёд.)
2-е задание.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа...
Вопрос: Когда же выпал снег?
(“Снег выпал только в январе, на третье в ночь...”)
Оценка — 50 вёрст.
2-й тур. «Тайны русского чаепития»
Учитель. Наша игра, думаю, не окажется полной, если мы не остановимся на одной старинной традиции русского провинциального дворянства (как, впрочем, и купечества, и простого русского люда) — чаепитии.
Александр Сергеевич в романе мастерски подметил, что на Руси, особенно в глубинке, в провинции, часто пьют чай, можно сказать, с утра до вечера. Итак, внимательно слушаем, что подмечено поэтом.
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струёю
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал...
Всего восемь строк... Но сколько здесь, оказывается, загадок... (и каждая правильно отгаданная из них грозит продвижением на 50 вёрст).
1-е задание. Когда в России появились самовары?
(Самовары появились в XVII веке, первый изготовлен по велению Петра I — в Туле.)
2-е задание. Почему — “блистая”?
(Самовары чистили. Недаром о человеке, который слишком вычурно был одет, самодоволен, говорили: “Блестит, как медный самовар”.)
3-е задание. Командам предоставляется возможность пройти ещё 50 вёрст, если они ответят на вопрос: чем чистили на Руси самовары.
(Зола, клюква и так далее — средств народных было много.)
4-е задание. Почему “китайский чайник”? Неужели на Руси не было своих фарфоровых заводов? Выберите версию:
а) чай произвели впервые китайцы, они и начали первыми изготовлять чайники;
б) на Руси ещё не было своих фарфоровых заводов, но чай произвели русские.
(Правильной считается первая версия.)
5-е задание. “Китайский чайник нагревая...” Командам предлагается продемонстрировать, каким образом.
(Учащиеся должны поставить чайник на самовар.)
6-е задание. Учитель цитирует:
По чашкам тёмною струёю
Уже душистый чай бежал...
— Почему он “душистый”? Что заваривали?
(Различные травы, китайский чай.)
Можно процитировать учителю:
Я не учён, как вы, но в этом прав,
Смотри на блюдца круглое оконце —
В чаинках аромат цветов и трав,
И русский дух земли её и солнца...
Действительно, всего восемь строк рассматриваем из романа «Евгений Онегин», а они в себе много интересного содержат. Задания этого тура не исчерпаны, и вот 7-е задание содержит загадки в двух словах — “сливки” и “мальчик”:
И сливки мальчик подавал...
— С чем ели (пили) сливки?
(К чаю подавали сливки, как и молоко.)
— Кто такой “мальчик”?
Предлагаются версии:
а) прислуга, мальчик, работающий на кухне;
б) родственник;
в) мальчик, который исполнял многочисленные поручения хозяев;
г) своя версия.
(Принимается третья версия — это мальчик на побегушках.)
8-е задание вытекает из сценки, которую поставят учащиеся — «За чаем».
Хозяин и хозяйка за столом. Входят гости.
Гость. Чай да сахар!
Гостья. Хлеб да соль!
Хозяйка. Милости просим к чаю! (Садятся все трое.)
Хозяин. О, да и самовар вскипел. Заваривай, кума!
(Гостья заваривает сразу же чай.)
Разливай, кум!
(Гость разливает: женщинам — в стаканы, мужчинам — в чашки.)
Хозяйка. Вам с вареньем или со сливками?
Гостья. Со сливками, пожалуйста.
(На стульях висят полотенца, к ним никто не притрагивается. Все пьют чай без блюдец.)
Участникам игры предлагается найти ошибки. А они следующие:
— Чай строго разливал хозяин.
— Подавали чайное полотенце, им пользовались.
— Если самовар только что вскипел, ждали, пока вода перестанет кипеть, а потом заваривали.
— Чай пили из блюдец.
— Из стаканов пили мужчины...
Задания второго тура несомненно вызовут оживление в зале, и интерес к игре повышается с каждым новым заданием.
3-й тур. «Преданья старины глубокой»
Сценка «Татьяна и няня».
— Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.
— Что, Таня, что с тобой?
— Мне скучно,
Поговорим о старине...
Итак, продолжаем разговор о старине, но уже не о традициях русского чаепития, а о том, что...
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины...
1-е задание. Каким же преданьям она верила?
(“Снам”, “карточным гаданьям”, “предсказаниям луны”: на небе “младой двурогий лик луны” — к беде; “падучая звезда” — нужно успеть загадать желание; кот “лапкой рыльце мыл” — к гостям; встреча чёрного монаха или перебегающий через дорогу заяц — к несчастью.)
2-е задание будет связано с образом медведя. Ответьте, пожалуйста, почему, ведя разговор о старине, я вспомнила этот образ? Как он связан с героиней романа?
(Татьяне снится сон в святки о том, что медведь протянул ей руку через мостик, затем побежал за ней и так далее.)
4-й тур. «Под сенью Муз»
Мы встречаемся в литературно-художественном салоне «Под сенью муз».
1-е задание. Учитель цитирует Пушкина:
Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом...
— Видали ли вы его? Представьте, пожалуйста, его нам.
(Весь в стихах, они “уменьшены, продолжены”, нарисованы два сердца, факел, цветы, клятвы — это предложить нарисовать, если позволит время.)
На последнем листе альбома слова:
Кто любит более тебя,
Пусть пишет далее меня.
2-е задание
Онегин мог
Хранить молчанье в важном споре
и возбуждать улыбку дам
Огнём нежданных эпиграмм.
— Это мог Онегин. А вы можете составить эпиграмму на Онегина?
(Учащиеся составляют.)
3-е задание.
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
— Это Онегин. А вы сможете отличить друг от друга эти стихотворные размеры? Ну что ж, попробуйте!
1. | Но грустно думать, что
напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она... (ямб) |
2. | Дар напрасный, дар
случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена?.. (хорей) |
3-е задание. Рылеев, Герцен, Жуковский (на доске три портрета).
Он был разочарован романом (той частью его, которую успел прочесть): “Не знаю, что будет «Онегин» далее... Но теперь он ниже «Бахчисарайского фонтана» и «Кавказского пленника»”.
А вот что “будет далее...”, он не смог узнать, так как не смог прочитать по одной простой причине.
— Кто это сказал? И что за причина?
а) Рылеев;
б) Жуковский;
в) Герцен.
(Это Рылеев — он был казнён ещё до выхода в свет второй главы.)
Это был последний тур. Помощник следил за ходом игры и перемещал кареты каждой команды. Подводятся итоги. Колесо с передвигающимися каретами необходимо для того, чтобы победитель игры определил (выбрал), по какой дорожке идти ему дальше. После выбора препятствий (они в конвертах):
1. | Но в них не видно
перемены; Всё в них на старый образец; У тётушки княжны Елены Всё тот же тюлевый чепец... |
(Из трёх представленных головных уборов ученик выбирает нужный: женский головной убор в виде капора, завязывается под подбородком.)
2. Что делал Евгений летом утром? Составить последовательность выполнения действий, ненужное зачеркнуть: пил кофе, плавал, читал журнал, читал книгу, одевался, смотрел в окно, в 7 утра вставал, вставал в 9 утра.
(В седьмом часу вставал он летом...)
Чтобы определить, по той ли дорожке шёл игрок, под одной из карет можно спрятать какой-либо знак (например, “5”).
Итак, чтобы стать победителем в этой игре, как вы поняли, нужно хорошо знать текст. Ну и о тайнах чаепития на Руси нельзя забывать. Поэтому всё, что узнали дети о традициях русского народа, будет и интересно, и полезно.