Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №35/2002

Архив

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Марина ПАВЛОВА


Субъективные заметки об учебниках по литературе для 7-го класса

Как выбрать учебник?

Паратов. Ведь это как кому; на вкус, на цвет образца нет.

Огудалова. Правда, правда. Кому город нравится, а кому деревня.

Паратов. Тётенька, у всякого свой вкус: один любит арбуз, а другой — свиной хрящик.

А.Н. Островский «Бесприданница»

Задумаемся, каким критерием руководствуется учитель, выбирая учебник. Помните, у Бориса Заходера:

Хочу, чтобы вы,
Дорогие читатели,
Недаром
За чтением время потратили.

Дорогие читатели — это наши ученики и мы, учителя. Не так ли? А чего ждёт от учебника ученик? Ответ опять находим у Заходера:

Если б, скажем,
Мне
Волшебник
Подарил такой учебник,
Чтобы он бы
Сам бы
Мог
Отвечать любой урок…

Этакая мечта любого лентяя… Впрочем, об этом мечтал ещё герой сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Правда, ему вместо учебника досталось конопляное зёрнышко. Но, между прочим, по этим мечтам можно сделать вывод и об особенностях учебника. Что требуется от ученика? Чтобы он ответил урок. Урок можно ответить, если ты внимательно прочитал (а лучше — пересказал, выучил) параграф. То есть учебник содержит некоторую сумму знаний, информацию, которая должна перейти в голову ученика. Так, да не совсем. Это требование к учебнику, мягко говоря, устарело. Современный учебник должен давать пищу для размышлений, возможность сопоставления разных точек зрения, систему вопросов, подталкивающих к самостоятельным размышлениям, включать увлекательный рассказ о писателях и поэтах, давать сведения об изобразительных средствах литературы… А самое главное, чтобы учебник было интересно читать. Учителю и ученику. И ещё — учить анализировать художественный текст… Где же тот волшебник, который мог бы подарить нам такой учебник?

Задумывались ли вы, кому адресованы учебники литературы? Ну, конечно, в первую очередь нам, учителям. А во вторую — им, ученикам. Или наоборот? Учебники выбираем мы. А что было бы, если бы учебники пришлось выбирать ученикам? Откажемся сразу от оскорбительной мысли, что в этом случае учебники так и пылились бы на полках магазина. Удовольствуемся мыслью, что на каждый учебник найдётся свой читатель. В одном из своих рассказов К.Паустовский ссылается на Горького, который “говорил о том, что нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова”. Итак, попытаемся реконструировать образ того милого, которому адресованы современные учебники литературы для 7-го класса. Упростим ситуацию, создав три обобщённых типа учащегося 7-го класса.

Группа А. Перед нами ученик, мечтающий о поступлении на филологический факультет (историко-филологический, факультет журналистики и тому подобное). Мечтающий об этом с пятого класса. Правда, иногда об этом мечтает не сам ученик, а его родители. Учителю, работающему с таким учеником, можно порекомендовать учебники под редакцией В.Г. Маранцмана, учебную хрестоматию «В мире литературы» (А.Г. Кутузов и другие), учебную хрестоматию для школ и классов с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев (М.Б. Ладыгин и другие). Правда, насколько мне известно, с такими учениками одним учебником не обойдёшься, поскольку ни один из перечисленных учебников не сможет в полной мере удовлетворить запросы сильного ученика и сильного учителя. Следовательно, потребуются дополнительные материалы. Где их взять — каждый решает самостоятельно.

Группа Б. Довольно часто встречается также ученик умный, но не стремящийся связать свою жизнь с гуманитарными науками. Подойдёт любой учебник из вышеперечисленных, а также учебник-хрестоматия в 2-х частях под редакцией Г.И. Беленького и учебник-хрестоматия Т.Ф. Курдюмовой.

Группа В. Воображаемый ученик (такие в наших школах, конечно, редкость), который никогда ничего, кроме учебника, не читал и не прочитает. А если прочитает хотя бы учебник, то уже заслужит благодарность всего педагогического коллектива. А и правильно. Не всем же в филологи идти. Такому подойдёт любой из существующих учебников.

Теперь представьте себе, что вам предстоит впервые вести литературу в седьмом классе. Конечно, нужен костыль (да простят меня авторы-составители всех учебников, учебных пособий и методических разработок!) Как же выбрать учебник?

Вариант первый (самый трудный и редкий). Пойти в научную педагогическую библиотеку имени Ушинского, заказать по каталогу программы, методические рекомендации к учебникам и сами учебники. Внимательно прочитать, выбрать лучшее (подходящее). На этом пути усердного педагога ожидают следующие трудности: а) нужно жить в Москве; б) обладать большим количеством свободного времени; в) при записи в библиотеку иметь при себе паспорт, фотографии, справку с места работы, подтверждающую, что вы работаете в учреждении, связанном с системой образования, желательно в государственном; в) не вызвать подозрений у сотрудников библиотеки (между прочим, это самое трудное — мало ли кто захочет узнать секреты педагогики!). Вообще, записываясь в Научную педагогическую библиотеку, чувствуешь себя американским шпионом. И только благодаря бдительности сотрудников библиотеки её читальный зал не набит битком американскими шпионами, стремящимися узнать тайны отечественной педагогики. Так, например, одному моему приятелю (между прочим, кандидату филологических наук) отказали в праве на запись в библиотеку Ушинского, поскольку он к этому моменту работал не в вузе, а в редакции глянцевого журнала, а другого записали после долгих уговоров, поскольку он работает в частной школе. Так что, как гласит надпись на дверях гардероба, “прежде чем раздеваться, узнайте о возможности вашей записи в библиотеку”…

Вариант второй (самый простой и частый). Пойти в книжный магазин, провести час у книжной полки, просматривая имеющиеся в наличии учебники. Какой, как говорила одна начитанная девочка, “потеплеет и оживёт под моими пальцами”, тот и брать. То есть если ваш взгляд на преподавание литературы совпадает со взглядом авторов учебника — вам повезло. Редкий вид, хватай, а то убежит!..

Вариант третий (вполне надёжный). Воспользоваться рекомендациями опытных коллег и купить учебник “по наводке”.

Вариант четвёртый (увы, слишком частый). Работать без учебника.

И ещё. Ах, эти волшебные слова: “Допущено Министерством образования, рекомендовано (им же), рекомендовано Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, рекомендовано Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ”. В смысле, значит: “Проверено. Мин нет”. Учебники, предлагаемые вашему вниманию, проверены. Можно смело работать.

А.С. Пушкин определил задачу литературной критики следующим образом: “Открывать красоты и недостатки…” Попытаемся напрямую последовать этому пушкинскому принципу.

Литература. Учебник-хрестоматия:
В 2 ч / Автор-составитель В.Я. Коровина.
М.: Просвещение, 2001.
Рекомендовано Министерством образования РФ.

С первых страниц ощущаются добротность и незыблемость основ. Возникает неуловимое чувство, что ничего не меняется. И это правильно. По такому учебнику ещё мы учились. И отцы наши. И может быть, деды… И дети наши будут учиться. Список представленных авторов традиционен (Ломоносов, Державин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Л.Толстой, Чехов, Горький, Бунин, Маяковский — от всех по кусочку). Зарубежная литература представлена Бёрнсом, Байроном, Басё, Олдриджем, О’Генри, Пиранделло. Русская литература XX века — Андреев, Платонов, Твардовский, Абрамов, Носов, Казаков, Лихачёв (публицистика). Стихи о войне предваряет интервью с участником Великой Отечественной войны — интересно по содержанию, неожиданно и живо по форме. В качестве прочих “красот” следует отметить попытку создать у ученика образ писателя. Для этого перед краткой биографической статьёй дана чёрно-белая репродукция живописного портрета писателя или поэта, фотография его дома, кабинета, в котором он работал. За статьёй следует задание: “Рассмотрите портреты поэта и памятник ему, его кабинет. Подготовьте сообщение-рассуждение на темы: «Вдохновенный труд поэта», «Личность Пушкина»”. Для самих статей использованы фрагменты из работ Мережковского, Чуковского, Андроникова, Пустовойта, Ревякина, Коровьева, Михальской. От учебника-хрестоматии остаётся ощущение фрагментарности, несвязности. Интереснее всего в этой учебной хрестоматии читать художественные произведения. Читая их, понимаешь, что мировая литература — это нечто великое, непознаваемое. Возможно, именно этого и добивались авторы-составители.

И ещё: если мы изучаем литературу, художественное произведение, текст, должны ли мы задумываться: как сделан этот текст? С помощью каких художественных приёмов? Боюсь ошибиться, но словосочетания “анализ художественного текста, художественные средства и приёмы” в тексте учебника не встречаются. Вот пара заданий без комментариев:

1. “Покажите на примере нескольких пословиц их меткость, мудрость, образность. Каково отношение к добру и злу, труду и учению у различных народов мира? Подтвердите свой ответ пословицами”.

2. “Назовите художественные открытия (!) поэта (речь о Державине. — М.П.). Какие стороны державинского мастерства отразились в «Признании»?” А что такое мастерство? Нет ответа.

В формулировке вопросов и заданий не учитывается психология тринадцатилетнего подростка. В этом возрасте всё вызывает сомнение, а особенно слова взрослых. Поэтому на вопрос, подразумевающий два ответа (да или нет), подростку хочется сразу ответить нет. Например: “Является ли для вас поучительным труд писателя?” Или: “Подумаем и мы с вами над вопросами, которые мучили писателя: приносят ли пользу его произведения? Не напрасно ли он трудился?”

Литература. Начальный курс.
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений:
В 2 ч / Под редакцией Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 2001.
Рекомендовано Министерством образования РФ.

В краткой аннотации отмечено, что “материал расположен по проблемно-тематическому и хронологическому принципам. Даются сравнения художественных произведений на близкие темы, написанные в разное время. Главная задача книги — приобщить школьников к систематическому чтению художественной литературы”. Кроме того, отмечено, что задания делятся по степени трудности, и особый значок выделяет сложные задания проблемного характера. Каким принципом руководствовались авторы учебника, выставляя этот значок, не всегда понятно. Например, после прочтения «Тараса Бульбы» ученикам предлагается написать сочинение «Остап и Андрий (сравнительная характеристика)». Но ведь эту тему дают искони всем ученикам? А в предложенном в качестве образца по этой теме плане нет заключения, не отмечены особенности авторского отношения к персонажам.

К очевидным достоинствам этого учебника следует отнести следующее.

Ученики, работающие по этому учебнику, вместе со своим учителем отправляются в “путешествие без расстояний” с исследовательской целью. В седьмом классе этап путешествия назван «Пространство и время в литературе» и предполагает наблюдение исследователей над тем, как отражаются пространство и время в произведениях разных родов и видов литературы. По этому учебнику интересно работать в паре с хорошим учителем истории — связь истории и литературы в этой книге подчёркнута. Изучению ряда произведений предшествуют главки «Строки истории», в которых учащимся предлагаются отрывки из «Домостроя», исторических трудов Н.М. Карамзина.

После прочтения текста произведения ученикам предлагаются задания, разделённые на несколько разделов: «Поделимся первыми впечатлениями от прочитанного», «Рассмотрим повесть подробнее — с пояснениями», «Вернёмся к прочитанному». «Материалы к изучению» дают возможность сопоставления с произведениями других жанров и развивают логическое мышление. Для тех, кто любит читать, есть разделы «Приглашаем в библиотеку» и «Для любознательных».

Литература. Учебник-хрестоматия
для общеобразовательных учебных заведений /
Автор-составитель Т.Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2000.
Допущено Министерством образования РФ.

Краткая аннотация гласит, что “программа и предлагаемые книги направлены на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе”. В седьмом классе “раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров”. В учебнике тоже есть ощущение чего-то неуловимо традиционного, что особенно сказывается в подборе авторов и изучаемых произведений (Пушкин. «Дубровский»; Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…» и «Мцыри»; Гоголь. «Ревизор»; Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»; Лесков. «Левша»; Салтыков-Щедрин. «Повесть о том…»; Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок); Маяковский. «Необычайное приключение…»; Шолохов. «Они сражались за Родину»; Распутин. «Уроки французского»; Булгаков, Паустовский, Твардовский, Вампилов представляют XX век). Если учитель и ученики находятся в ситуации, когда тексты произведений зарубежной литературы достать сложно или специфика класса такова, что дети, кроме учебника, ничего не прочитают, — этот учебник выручит. Список традиционно изучаемых авторов расширен за счёт баллады Эдгара По «Аннабел-Ли». А кто из детей откажется прочитать детективный рассказ А.К. Дойла о Шерлоке Холмсе, юмористический М.Твена «Как я редактировал сельскохозяйственную газету», фантастический рассказ Р.Шекли «Запах мысли»! Так постепенно создаётся красочное полотно мировой литературы. Список жанров произведений, включённых в хрестоматию, также обширен: фольклорные жанры (былина и народная сатирическая драма), далее — басни, баллады, роман, повесть, поэма, сатира, стансы, романсы, эпиграммы, мадригалы, элегии, эпитафии, комедия, стихотворения в прозе, юморески, рассказы, эссе, пародии и так далее. И к каждому жанру предлагается статья, связанная с только что прочитанным произведением. В заключение дан краткий литературоведческий словарь.

Не очень понятно, как в раздел «Литература XIX века. Басни. Баллада. Роман. Поэма. Сатира» попали Эзоп, Лафонтен, Тредиаковский и Сумароков. Вероятно, в компанию к басням И.Крылова.

Литература. Учебная хрестоматия для школ
и классов с углублённым изучением литературы,
гимназий и лицеев / Авторы-составители
М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефёдова, Т.Г. Тренина.
М.: Дрофа, 1998. Рекомендовано к изданию Министерством
общего и профессионального образования РФ.

Это один из первых действительно нестандартных учебников, вышедших на заре перестройки. Точнее, был когда-то учебник литературы, созданный А.Г. Кутузовым, М.Б. Ладыгиным, Т.Г. Трениной. Потом что-то произошло, и авторский коллектив разделился. Теперь существуют учебники «В мире литературы» (авторы-составители А.Г. Кутузов, А.К. Киселёв, Е.С. Романичева и другие) и серия, в которую входит рецензируемый нами учебник для школ с углублённым изучением литературы (авторы-составители М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефёдова, Т.Г. Тренина). Не знаю, что уж там у авторов случилось, но читатели от этого только выиграли. Вместо одного появились два нестандартных учебника. Больше учебников, хороших и разных! Учебник-хрестоматия входит в серию книг, “обеспечивающих (как сказано в аннотации) преподавание по авторской программе литературного образования”. В основу концепции литературного образования положено “изучение литературы как вида искусства, постижение литературного произведения в единстве содержания и формы, выявление национального своеобразия русской литературы”. Книга состоит из четырёх «Уроков мастерства»: «Изображение в литературе человека и окружающего его мира» (объёмная теоретическая статья предшествует единственному в этом разделе художественному тексту — «Капитаны» Н.С. Гумилёва), «Писатель и время», «Мир и человек в русской литературе», «Понятие о лирическом герое литературного произведения». Углублённое изучение обеспечивается, вероятно, за счёт расширения списка авторов. В хрестоматии появились тексты М. де Сервантеса Сааведры «Лиценциат Видриера», В.Ирвинга «Легенда об арабском астрологе», Н.Новикова «О двух ворах и попе, одержимом подагрою», О.Сомова «Русалка». Кроме того, в серию книг входит Книжная полка. Книга для чтения под редакцией М.Б. Ладыгина. М.: Дрофа, 2000. Эта книга, как сказано в краткой аннотации, тоже “обеспечивает углублённое изучение литературы в 5–9-х классах общеобразовательных школ, лицеев, гимназий”. Интересно, каким образом? Ведь в ней, кроме текстов, разнесённых в четыре раздела: «Мир и человек в зарубежной литературе», «Мир и человек в русской литературе XIX века», «Мир и человек в русской литературе XX века» и «Лирический герой в литературном произведении», ничего нет. То есть совсем ничего. Ни сведений об авторе, ни материалов для изучения, ни вопросов и заданий. Попытаемся обратиться к списку писателей, попавших на “книжную полку” в разделе «Лирический герой в литературном произведении». Пушкин, Дельвиг, Баратынский, Лермонтов, Вяземский, Тютчев, Бенедиктов… Возникает вопрос: Тютчев есть, а Фета нет. Почему? Нет ответа. Следуем далее: Бальмонт, Бунин, Ходасевич, Есенин, Ахматова, Щипачёв, Межиров, Смеляков. А почему нет Гумилёва? Мандельштама? Бродского? С другой стороны, если в городе (деревне) вообще нет библиотеки (бывает такое), то любая книга, включающая художественные тексты, полезна, хотя, наверное, и не соответствует высокой цели, заявленной в аннотации (смотри начало).

Но вернёмся к учебнику-хрестоматии. Статьи его, оживляемые в основном обращениями “о мой ученик!”, читать трудно. Читаешь — словно гербарий ешь. Ни вкуса, ни запаха. Составляя вопросы и задания, авторы, очевидно, руководствовались тонким знанием психологии двенадцатилетнего подростка. Только этим можно объяснить следующее задание: “Подготовьте рассказ «романтического анекдота» из вашей жизни”. Возможно, такое задание и вызовет интерес ученика, но многие другие вопросы сформулированы излишне сухо и сложно. Например, после рассказа Р.Шекли «Запах мысли» учащимся предлагается вопрос: “Какие отличительные признаки научной фантастики присутствуют в новелле «Запах мысли»?” Ответ на такой вопрос требует глубоких знаний об особенностях жанра научной фантастики и сформированного литературоведческого умения анализировать текст.

Учебник-хрестоматия для 7-го класса
средних общеобразовательных школ /
Под редакцией члена-корреспондента РАО,
профессора В.Г. Маранцмана. СПб.: СпецЛит, 2000.
Рекомендовано Комитетом по образованию
Санкт-Петербурга.

Входит в учебно-методический комплект по литературе для 5–11-х классов общеобразовательных учреждений, который “составлен на основе лучших образцов русской и зарубежной художественной литературы”.

Если говорить о красотах, то следует отметить, что этот учебник, как минимум, просто интересно читать. Очень удачно найдена интонация доверительного разговора с учеником. Не натужно-фамильярная, не обезличенно-сухая. Так размышляет над предметом, глубоко его волнующим, умный, образованный человек в присутствии тех, кого он уважает и чьё мнение ему интересно. В седьмом классе ученикам предлагается задуматься над вопросом, волнующим каждого человека. В чём смысл бытия? Что есть добро и что — зло? Что ведёт человека к подвигу и что к предательству? Могут ли дружба, любовь победить враждебные обстоятельства? В каких отношениях находятся человек и природа? Найти ответ на эти вопросы помогут подростку произведения, вошедшие в хрестоматию.

Учебник открывается статьёй, посвящённой фольклору, а именно народным песням. Отсюда перекинут мостик к такому роду литературы, как лирика, затем большой раздел посвящён античной литературе, творчеству Гомера. Семиклассник знакомится с подробным пересказом «Одиссеи», который сопровождается обширным цитированием этого памятника античности. Ни в одном из учебников 7-го класса эта тема не рассматривается так подробно (античная литература в основном представлена только баснями Эзопа). Логическим продолжением изучения «Одиссеи» становится статья по теории литературы об эпосе. Вопросы и задания дают возможность, основываясь на личном восприятии, вести серьёзный анализ произведения. Размышлять над тем, “куда ж нам плыть?”, ученикам помогут тексты из Библии (Нагорная проповедь Иисуса Христа), памятники древнерусской литературы («Поучение Владимира Мономаха»), хокку Басё, сонеты и драмы Шекспира, произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, А.Н. Островского, Некрасова, Чехова. Их сопровождают увлекательные и информативные статьи о жизни и творчестве этих писателей, статьи по теории литературы. Так, например, особое внимание уделяется понятию стиля писателя, характерным особенностям создания произведений разных жанров. Литература XX века представлена именами Горького, Маяковского, Хармса, Лавренёва, Шолохова, Рубцова, Вознесенского, Шукшина и Айтматова.

Таким образом, предлагаемые для изучения произведения оказываются связаны между собой не только теоретической концепцией автора программы, но и личностной заинтересованностью ученика.

Система проблемных вопросов и заданий, возможность сопоставления разных редакций одного и того же произведения — вот прекрасная возможность понаблюдать за жизнью слова, войти в творческую мастерскую писателя.

Хочется отметить и, так сказать, “честное” отношение к тексту — например, стихотворение Н.А. Некрасова «Зелёный шум» дано полностью, без общепринятых для большинства учебников купюр, которые калечат стихотворение и унижают наших учеников. Так стыдливые родители закрывают несовершеннолетнему чаду глаза, когда на экране показывают поцелуй. Но ведь с купюрами стихотворение перестаёт быть произведением Некрасова.

Теперь о том, что не относится к “красотам”. Неловкую улыбку вызвал вопрос, на который предлагается ответить ученикам после прочтения рассказа Чехова «Смерть чиновника»: “Смех или грех вызвала в вас эта история?” Я, например, на этот вопрос ответить не могу.

В статье о Шекспире некоторые абзацы напоминают конспект. Оговорюсь ещё раз, что большинство очерков о жизни и творчестве писателей читать очень увлекательно. “Шекспиру дороги высокие нравственные идеалы. Тема борьбы за счастье, тема любви адресованы всем людям, понятны и аристократам, и простолюдинам. Шекспир — психолог, реалист”. Тем не менее удач в учебнике под редакцией В.Г. Маранцмана намного больше, чем досадных недочётов.

В мире литературы. Учебная хрестоматия
для общеобразовательных учебных заведений /
Авторы-составители А.Г. Кутузов, А.К. Киселёв, Е.С. Романичева,
Л.В. Колосс, В.В. Леденёва. М.: Дрофа, 1998.
Рекомендовано Управлением общего среднего образования
Министерства общего и профессионального образования РФ.

Только ленивый не прошёлся по поводу своеобразной попытки авторов-составителей ввести теорию литературы в учебники 5–6-х классов при помощи диалога выдуманных ими героев: книжонка (sic!) Прохора, профессора Ивана Калиновича, Маши, Серёжи и Путника.

В учебнике для седьмого класса эти вымышленные герои, помогавшие постичь мир литературы, отсутствуют. Вместо них появляется новый герой — автор-истолкователь, или интерпретатор. Застенчиво, но откровенно признаюсь: этот учебник мне нравится. Хотя с составителями (ни с одним) лично я не знакома. Просто мой взгляд на преподавание литературы совпадает с их взглядом. Вот с этим автором-истолкователем я в разведку, то есть на урок, пошла бы. Умный он человек, знающий, остроумный, уважающий собеседника, хотя и лицо собирательное. Задачу свою автор-интерпретатор формулирует чётко и честно: “Научить не только понимать произведение, но и истолковывать его, давать свою интерпретацию, иначе говоря, превращать свои чувства, художественные впечатления после прочтения произведений в мысли, представления об их художественных ценностях или, наоборот, об отсутствии таковых”. Автор-истолкователь не стыдится вступать в серьёзный разговор с семиклассником, использовать литературоведческие понятия и термины. Действительно, это учебник для ребёнка, который хочет знать литературу, понимать, как сделано художественное произведение, анализировать текст. Прочитав учебник, как-то начинаешь верить, что он-таки, как сказано в краткой аннотации, обеспечивает литературное образование общеобразовательных средних учебных заведений на основе государственного стандарта.

Разделы — «Образ — герой — характер», «Герой древнего эпоса», «Духовная литература», «Герой древнерусской литературы», «Герой эпического (драматического) лирического произведения» — позволяют сделать вывод о том, что основной темой седьмого класса является создание образа героя художественного произведения, способы создания характера в произведениях разных литературных родов. Компактные и содержательные статьи по теории литературы знакомят ученика с литературоведческими понятиями, в конце книги дан «Словарь-указатель литературных терминов», что значительно облегчает работу.

Вот, пожалуй, и всё, что я могу сказать о приобретённых и внимательно прочитанных учебниках для 7-го класса. По ряду из них мне приходилось работать в школе. И, завершая свои субъективные заметки, хочу сказать, что сейчас, когда учебников много, хорошо капризничать: этот не такой, тот не этакий. Спасибо, что есть из чего выбрать. Но, как грустно говорил Лис в «Маленьком принце»: “Нет в мире совершенства”. Будем ждать. И ещё: будьте бдительны — если вы выбрали учебник, то лучше всего продолжать заниматься по этому комплекту до 9-го (11-го) класса включительно. Иначе есть риск каждый год изучать «Капитанскую дочку» Пушкина или «Ревизора» Гоголя, потому что эти произведения одни авторы-составители учебников предлагают изучать в 6-м классе, другие в 7-м, третьи в 8-м, а четвёртые в 9-м.

А недавно я видела в книжном магазине «Учебник выживания в экстремальных ситуациях (опыт специальных подразделений мира)». Теперь думаю: наверное, нужно было и его купить…

Рейтинг@Mail.ru