Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Галина ЯКУШЕВА,
школа № 1, г. Сухиничи,
Калужская область
В Петербурге Достоевского
Цель урока. Помочь учащимся не только увидеть Петербург Достоевского, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям; показать гнетущую обстановку безысходности жизни человека, которому “пойти некуда”; подвести к осмыслению основного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Оборудование и наглядный материал. Тексты романа, иллюстрации к роману «Преступление и наказание» художника Д.А. Шмаринова; виды современного Петербурга (в данном случае использовались фотографии учащихся, сделанные во время поездки в город на Неве); плакат с цитатами, помогающий учащимся представить город разным (крепится на доске).
К этому уроку учащиеся перечитывают следующие эпизоды романа: ч. 1, гл. 1, 2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге); ч. 1, гл. 3 (письмо матери Раскольникова); ч. 1, гл. 5 (сон Раскольникова); ч. 2, гл. 7 (сцена смерти Мармеладова); ч. 4, гл. 4 (описание комнаты, в которой жила Соня); ч. 5, гл. 2, 3 (поминки у Мармеладовых); ч. 5, гл. 5 (Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга) и продумывают ответы на вопросы:
Статья опубликована при поддержке Маркинского кирпичного завода. Крупнейший производитель облицовочного керамического кирпича в округе. Маркинский кирпич - долговечен и надежен. Приобрести его чрезвычайно удобно – просто посетите официальный сайт завода http://markinskiy.ru и закажите необходимый вам тип кирпича с доставкой по указанному вами адресу.
Петербург | |
Город пышный ...юный
град, * * * ...По оживлённым берегам * * * В гранит оделася Нева; * * * Люблю тебя, Петра творенье, * * * ...пышен Н.А. Некрасов |
Город бедный ...Грязны
улицы, лавки, мосты, * * * ...в июле пропитан ты весь * * * В нашей улице жизнь трудовая: * * * Всё сливается, стонет, гудёт, Н.А. Некрасов. «О погоде» |
1. Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?
2. Каков внешний облик людей, которые встречались Раскольникову на этих улицах? Какое впечатление они произвели на вас и почему?
3. Каковы ваши ощущения, когда вы, покидая улицы, входите в комнаты, каморки, трактиры Петербурга вместе с героем?
4. Что больше всего поразило вас в отношении людей друг к другу?
Первые наблюдения учащихся над своеобразием художественного мастерства писателя призваны углубить их первоначальное восприятие романа и послужить ключом к правильному его пониманию.
Учитель сообщает тему урока, говорит о целях урока, а затем задаёт вопрос:
- Что ассоциируется в вашем представлении со словом “Петербург”?
Учащиеся говорят о красоте Петербурга: мосты, музеи, дворцы, галереи... — музей под открытым небом (обращаются к цитатам на плакате, а также фотографиям).
Учитель. Мы отправляемся вместе с Раскольниковым по улицам Петербурга Достоевского, трактирам, распивочным, каморкам.
- Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?
Учащиеся, используя текст глав 1, 2, приходят к выводу, что бедные “серединные” улицы Петербурга Достоевского грязны, всюду извёстка, кирпич, пыль. Стоит страшная жара, духота, вонь из распивочных. Здесь можно задохнуться. Возникает какое-то чувство тесноты, усиливают это чувство непрерывно попадающиеся пьяные, кучи мусора, кирпичи. Хочется вырваться отсюда. (Обращаемся к цитатам из стихотворения Н.А. Некрасова «О погоде» на плакате.)
Учащиеся не столько “рисуют улицы”, сколько говорят о том чувстве, которое возникает у них. Учитель обращает внимание учащихся на эту особенность их восприятия и предлагает подумать, почему это происходит. Причина — своеобразие пейзажа у Достоевского: пейзажные описания очень краткие, нет резких и отчётливых очертаний предметов, а даётся впечатление от общей атмосферы улицы (“чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого лица”). В этом секрет воздействия пейзажа на чувства читателя.
Далее обсуждаются вопросы:
- Каков внешний облик людей, которые встречались Раскольникову на этих улицах? Какое впечатление произвели они на вас и почему?
Учащиеся перечисляют тех людей, с которыми они встречаются, отправляясь с Раскольниковым по “серединным улицам” Петербурга. Это сам Раскольников — “замечательно хорош собой”, но “опустился и обнеряшился”; это “пьяные”, “всякого рода промышленники и лохмотники”; Мармеладов с жёлтым, отёкшим, зеленоватым лицом, “руками грязными, жирными, красными, с чёрными ногтями”; старуха процентщица “с вострыми и злыми глазками”; Катерина Ивановна, “ужасно похудевшая женщина с раскрасневшимися до пятен щеками”...
Обобщая ответы на вопросы, приходим к выводу: в этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все они похожи друг на друга. Все они серые, как и улицы, на которых живут. От встреч с людьми остаётся ощущение “чего-то грязного, жалкого, безобразного”.
Отвечаем на 3-й вопрос домашнего задания:
- Каковы ваши ощущения, когда вы, покидая улицы, входите в комнаты, каморки, трактиры Петербурга вместе с героем?
В процессе работы над вопросом учащиеся расскажут об ощущениях от распивочной, в которую зашёл Раскольников (“грязно, пакостно, гадко, гадко!”), от каморки самого Раскольникова, от проходной комнаты Мармеладовых, комнаты Сони, конечно, расскажут, как живут герои в этих помещениях.
Итог обсуждения этого вопроса: куда бы мы ни вошли — в трактир, каморку Раскольникова или Мармеладовых — самое сильное ощущение — страшная нищета, страдания. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, как “в комнатах без форточек”, его давит в густой толпе, и в трактире, и в каморках. Всё несёт на себе печать неустроенности, скудости человеческого существования. Страшно за людей, живущих здесь.
Ученики увидели связь сна Раскольникова с эпизодами из жизни бедных людей. Приведу пример их высказываний:
“Сон Раскольникова о замученной кляче, которую секут и забивают до смерти, напоминает страдания семьи Мармеладовых, Раскольниковых, страдания всех обездоленных людей. Хочется помочь этим людям. Страшно за них!”
Ученики приходят к выводу, что герои романа бессильны разрешить противоречия и “тупики”, в которые ставит их жизнь. Это зависит не от воли людей, а от состояния общества. Человеку в этом мире “некуда пойти”. Суть дела останется без изменений, если Мармеладов будет не пьяницей, а смиренным чиновником.
В конце урока обсуждается последний вопрос:
- Что больше всего поразило вас в отношении людей друг к другу?
Учащиеся говорят, что больше всего поражает в отношении людей друг к другу равнодушие, всеобщее раздражение, злое любопытство, разъединённость, подтверждая это такими эпизодами: Раскольников и Мармеладов в распивочной, сцена с пьяной девушкой, смерть в доме Мармеладова. Приводят слова Раскольникова: “Нужно ль помогать?.. Да пусть их переглотают друг друга живьём — мне-то что?”
- Итог урока. Каков же Петербург Достоевского?
Учащиеся делают общий вывод: страшный город, ужасный. Человек в нём бесправен, положение его безысходно, пойти ему некуда. Потрясающие картины нищеты и страданий городских низов:
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет.
Возникает невольный вопрос: кто же виноват?
Преступное устройство мира, законы которого обрекают жить человека в каморках, похожих “на гроб”, на невыносимые страдания и лишения.
Учащимся на этом уроке открылся основной конфликт романа — конфликт между человеком и обществом. Следующие уроки сосредоточат школьников на решении этого конфликта главным героем романа.
В качестве домашнего задания предложено написать сочинение-миниатюру на тему «Петербург Достоевского».