Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №34/2002

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОКПетербург. Дом Раскольникова. Крыльцо. Художник М.Добужинский. 1923 г.

Галина ЯКУШЕВА,
школа № 1, г. Сухиничи,
Калужская область


В Петербурге Достоевского

Цель урока. Помочь учащимся не только увидеть Петербург Достоевского, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям; показать гнетущую обстановку безысходности жизни человека, которому “пойти некуда”; подвести к осмыслению основного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Оборудование и наглядный материал. Тексты романа, иллюстрации к роману «Преступление и наказание» художника Д.А. Шмаринова; виды современного Петербурга (в данном случае использовались фотографии учащихся, сделанные во время поездки в город на Неве); плакат с цитатами, помогающий учащимся представить город разным (крепится на доске).

К этому уроку учащиеся перечитывают следующие эпизоды романа: ч. 1, гл. 1, 2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге); ч. 1, гл. 3 (письмо матери Раскольникова); ч. 1, гл. 5 (сон Раскольникова); ч. 2, гл. 7 (сцена смерти Мармеладова); ч. 4, гл. 4 (описание комнаты, в которой жила Соня); ч. 5, гл. 2, 3 (поминки у Мармеладовых); ч. 5, гл. 5 (Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга) и продумывают ответы на вопросы:

Статья опубликована при поддержке Маркинского кирпичного завода. Крупнейший производитель облицовочного керамического кирпича в округе. Маркинский кирпич - долговечен и надежен. Приобрести его чрезвычайно удобно – просто посетите официальный сайт завода http://markinskiy.ru и закажите необходимый вам тип кирпича с доставкой по указанному вами адресу.

Петербург
Город пышный

...юный град,
Полнощных стран краса и диво...
Вознёсся пышно, горделиво...

* * *

...По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен...

* * *

В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Тёмно-зелёными садами
Её покрылись острова...

* * *

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
А.С. Пушкин. «Медный Всадник»

* * *

...пышен
Петербург самобытной красой.

Н.А. Некрасов

Город бедный

...Грязны улицы, лавки, мосты,
Каждый дом золотухой страдает...

* * *

...в июле пропитан ты весь
Смесью водки, конюшни и пыли —
Характерная русская смесь.

* * *

В нашей улице жизнь трудовая:
Начинают ни свет ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря...

* * *

Всё сливается, стонет, гудёт,
Как-то глухо и грязно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет...

Н.А. Некрасов. «О погоде»

1. Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?

2. Каков внешний облик людей, которые встречались Раскольникову на этих улицах? Какое впечатление они произвели на вас и почему?

3. Каковы ваши ощущения, когда вы, покидая улицы, входите в комнаты, каморки, трактиры Петербурга вместе с героем?

4. Что больше всего поразило вас в отношении людей друг к другу?

Первые наблюдения учащихся над своеобразием художественного мастерства писателя призваны углубить их первоначальное восприятие романа и послужить ключом к правильному его пониманию.

Учитель сообщает тему урока, говорит о целях урока, а затем задаёт вопрос:

  • Что ассоциируется в вашем представлении со словом “Петербург”?

Учащиеся говорят о красоте Петербурга: мосты, музеи, дворцы, галереи... — музей под открытым небом (обращаются к цитатам на плакате, а также фотографиям).

Учитель. Мы отправляемся вместе с Раскольниковым по улицам Петербурга Достоевского, трактирам, распивочным, каморкам.

  • Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?

Учащиеся, используя текст глав 1, 2, приходят к выводу, что бедные “серединные” улицы Петербурга Достоевского грязны, всюду извёстка, кирпич, пыль. Стоит страшная жара, духота, вонь из распивочных. Здесь можно задохнуться. Возникает какое-то чувство тесноты, усиливают это чувство непрерывно попадающиеся пьяные, кучи мусора, кирпичи. Хочется вырваться отсюда. (Обращаемся к цитатам из стихотворения Н.А. Некрасова «О погоде» на плакате.)

Учащиеся не столько “рисуют улицы”, сколько говорят о том чувстве, которое возникает у них. Учитель обращает внимание учащихся на эту особенность их восприятия и предлагает подумать, почему это происходит. Причина — своеобразие пейзажа у Достоевского: пейзажные описания очень краткие, нет резких и отчётливых очертаний предметов, а даётся впечатление от общей атмосферы улицы (“чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого лица”). В этом секрет воздействия пейзажа на чувства читателя.

Далее обсуждаются вопросы:

  • Каков внешний облик людей, которые встречались Раскольникову на этих улицах? Какое впечатление произвели они на вас и почему?

Учащиеся перечисляют тех людей, с которыми они встречаются, отправляясь с Раскольниковым по “серединным улицам” Петербурга. Это сам Раскольников — “замечательно хорош собой”, но “опустился и обнеряшился”; это “пьяные”, “всякого рода промышленники и лохмотники”; Мармеладов с жёлтым, отёкшим, зеленоватым лицом, “руками грязными, жирными, красными, с чёрными ногтями”; старуха процентщица “с вострыми и злыми глазками”; Катерина Ивановна, “ужасно похудевшая женщина с раскрасневшимися до пятен щеками”...

Обобщая ответы на вопросы, приходим к выводу: в этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все они похожи друг на друга. Все они серые, как и улицы, на которых живут. От встреч с людьми остаётся ощущение “чего-то грязного, жалкого, безобразного”.

Отвечаем на 3-й вопрос домашнего задания:

  • Каковы ваши ощущения, когда вы, покидая улицы, входите в комнаты, каморки, трактиры Петербурга вместе с героем?

В процессе работы над вопросом учащиеся расскажут об ощущениях от распивочной, в которую зашёл Раскольников (“грязно, пакостно, гадко, гадко!”), от каморки самого Раскольникова, от проходной комнаты Мармеладовых, комнаты Сони, конечно, расскажут, как живут герои в этих помещениях.

Итог обсуждения этого вопроса: куда бы мы ни вошли — в трактир, каморку Раскольникова или Мармеладовых — самое сильное ощущение — страшная нищета, страдания. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, как “в комнатах без форточек”, его давит в густой толпе, и в трактире, и в каморках. Всё несёт на себе печать неустроенности, скудости человеческого существования. Страшно за людей, живущих здесь.

Ученики увидели связь сна Раскольникова с эпизодами из жизни бедных людей. Приведу пример их высказываний:

“Сон Раскольникова о замученной кляче, которую секут и забивают до смерти, напоминает страдания семьи Мармеладовых, Раскольниковых, страдания всех обездоленных людей. Хочется помочь этим людям. Страшно за них!”

Ученики приходят к выводу, что герои романа бессильны разрешить противоречия и “тупики”, в которые ставит их жизнь. Это зависит не от воли людей, а от состояния общества. Человеку в этом мире “некуда пойти”. Суть дела останется без изменений, если Мармеладов будет не пьяницей, а смиренным чиновником.

В конце урока обсуждается последний вопрос:

  • Что больше всего поразило вас в отношении людей друг к другу?

Учащиеся говорят, что больше всего поражает в отношении людей друг к другу равнодушие, всеобщее раздражение, злое любопытство, разъединённость, подтверждая это такими эпизодами: Раскольников и Мармеладов в распивочной, сцена с пьяной девушкой, смерть в доме Мармеладова. Приводят слова Раскольникова: “Нужно ль помогать?.. Да пусть их переглотают друг друга живьём — мне-то что?”

  • Итог урока. Каков же Петербург Достоевского?

Учащиеся делают общий вывод: страшный город, ужасный. Человек в нём бесправен, положение его безысходно, пойти ему некуда. Потрясающие картины нищеты и страданий городских низов:

Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет.

Возникает невольный вопрос: кто же виноват?

Преступное устройство мира, законы которого обрекают жить человека в каморках, похожих “на гроб”, на невыносимые страдания и лишения.

Учащимся на этом уроке открылся основной конфликт романа — конфликт между человеком и обществом. Следующие уроки сосредоточат школьников на решении этого конфликта главным героем романа.

В качестве домашнего задания предложено написать сочинение-миниатюру на тему «Петербург Достоевского».

Рейтинг@Mail.ru