Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Римма ХРАМЦОВА
6-й класс
Вот почему я работаю без учебника...
“Учебник ХХI века, учебник литературы — каким ему быть?” — вопрос актуальный, вопрос больной. Вот и в рамках Дня учителя литературы Педагогического марафона газеты «Первое сентября» был проведён круглый стол, посвящённый действующим учебникам литературы, проблемам, связанным с подготовкой и выпуском новых. Присутствуя на заседании этого круглого стола, слушая выступления его участников, я всё время вспоминала фразу из анекдота, иллюстрирующего особенности политической жизни Англии позапрошлого века. Мне хотелось задать вопрос: “Решили ли уважаемые участники обсуждения, прежде чем определять, каменный или деревянный мост строить, принципиальный вопрос: вдоль или поперёк реки?” В анкетах, которые поступили в редакцию после Дня учителя литературы, я обнаружила мнения, близкие моему. Привожу одно из высказываний: “Учебники. Важно понять: зачем они на уроках литературы? Конечно, родителям спокойнее, преподавателю легче, ребенку проще, когда есть учебник. Можно не искать в разных книгах, а пробежать глазами всю нужную информацию в одном учебнике. Хорошо ли это? У ученика не формируется привычка рыться в энциклопедиях”.
В приведённой выше реплике упомянуты три заинтересованные категории: учителя, родители и ученики. Итак, зачем нужен учебник литературы учителю, ученику и его родителям? Попробуем посмотреть с точки зрения всех троих на учебники, предлагаемые издательствами и рекомендованные Министерством просвещения. Отправившись в библиотеку школы, где работаю, я обнаружила там пять учебников литературы для шестого класса:
- Литература. Учебник для 6-го класса общеобразовательных учреждений. Автор-составитель В.П. Полухина. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.
- Литература. 6-й класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. Автор-составитель Т.Ф. Курдюмова. (Грифа нет, но в аннотации указано, что “данная хрестоматия соответствует ныне действующей программе по литературе (5–11-й классы) под редакцией Т.Ф. Курдюмовой”.)
- В мире литературы. Учебная хрестоматия для 6-го класса общеобразовательных учебных заведений. Авторы-составители А.Г. Кутузов, В.В. Леденёва, Е.С. Романичева, А.К. Киселёв. Рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
- Литература. Хрестоматия для 6-го класса. Авторы-составители М.Б. Ладыгин, Т.Г. Тренина. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве книги для чтения в школах с углублённым изучением литературы, гимназиях и лицеях.
- Кац Э.Э. Литература и творчество читателя. Учебное пособие для 6-го класса средней школы. Грифа нет, издано Центром инноваций в педагогике.
Учебники эти оказались разных годов издания: учебник Полухиной — 1996-го, Курдюмовой — 1999-го, Кутузова — 1996-го, Ладыгина — 1993-го, Кац — 1999-го. Изданы не в самое последнее время, но стопки этих книг реально стоят на полках реальной московской школы. Желая приобрести что-нибудь поновее, я отправилась в один из центральных московских книжных магазинов, где нашла еще два учебника для шестиклассников:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Год после детства. Учебник-хрестоматия по литературе для 6-го класса. Грифа Министерства образования РФ нет, в аннотации указано, что это один из учебников, реализующих Образовательную программу «Школа 2100». Издан в 1999 году.
- И последний — изданный в 2001 году «Мнемозиной» (3-е издание), рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: Литература. Начальный курс. 6-й класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители О.М. Хренова, М.А. Снежневская.
Вот эти семь учебных книг и стали объектами моего внимательного чтения, из них мне хотелось выбрать ту, которая стала бы помощником мне и моим ученикам. Предупреждаю сразу: это не все существующие на сегодня учебники для 6-го класса, а те, которые я реально смогла взять в школьной библиотеке и купить в магазине, не обзванивая издательские фирмы и склады.
Чтобы быть до конца честной с читателями-коллегами, скажу, что позиция моя в данном вопросе — позиция человека предвзятого, поскольку вот уже восемь лет я работаю в средних классах без учебника литературы, исповедуя это как принцип. Не сразу привыкли дети, многое приходилось объяснять и завучу, и родителям. Но за эти годы столько накопилось аргументов “за”, что сейчас убеждать и тех, и других, и третьих стало совсем легко. (Как ни странно, труднее всего бывает убедить учителей, приходящих в школу, где принято работать по программе, не предполагающей наличие учебника.) Лучший учебник, конечно, учитель. Но ведь бывает необходимо помочь усвоить материал заболевшему ученику. Не каждому школьнику достаточно бывает записей в тетради, чтобы восстановить дома пройденное на уроке. Родители тоже должны иметь ориентиры — знать необходимый минимум того, что следует проверить у ребенка. Поэтому вопрос о качественном учебнике-помощнике является очень актуальным в школьной практике.
Все учебники, которые я принялась изучать, — хрестоматии. Хорошо это или плохо? Хорошо. Но только для тех ребят, их родителей и педагогов, которые живут в тех населённых пунктах, где отсутствуют библиотеки, где в домах нет книжных полок, где школьный учебник — единственная возможность познакомиться с текстом писателя. А такие школы есть, и их не единицы. Но согласитесь, коллеги, перед учителем, работающим в таких условиях, и не стоит проблема ВЫБОРА УЧЕБНИКА — у него проблема другая: “Быть бы живу!” Для подавляющего же большинства школьников учебная книга, где собрано всё, что обязательно надо прочитать за год, — явление губительное. Мы решаем проблему перегрузки школьного портфеля, но тем самым лишаем ребенка многих вещей, о которых будем через несколько лет, всплескивая руками, восклицать: “Как же так? Куда делось?” Когда книга превращается в учебник, она превращается в источник информации, но перестаёт быть КНИГОЙ. Согласна, есть труднодоступные, редко издаваемые тексты, с которыми хотелось бы познакомить своих учеников. Но подавляющее большинство текстов, предлагаемых к изучению в 6-м классе, представляют собой произведения русской классики или относятся к кругу так называемого традиционного детского чтения. Давайте направим ребёнка в библиотеку — школьную, районную, городскую (они существуют!), наиболее “продвинутого” — в библиотеку Интернета, направим его к домашней книжной полке — к поиску нужной книги вместе с родителями. Новая, изданная недавно, или затрёпанная, оттого что бывала в руках читателей многих поколений, — на урок вернётся КНИГА.
Но “это горе — всё не горе”. Огромное недоумение вызывает тот факт, что авторы хрестоматий приводят тексты в отрывках. Заглянем в учебник Кутузова. Древнегреческие мифы приведены в пересказе авторов учебника, дан отрывок из «Песни о Гайавате», роман Рабле представлен ученикам в пересказе, правда, Н.А. Заболоцкого (в учебнике это с. 200–259). И, наверное, некоторое представление о его сюжете получить можно (на выявление усвоения как раз сюжета и направлены все задания после текста), но тогда обо всём остальном в романе придётся поверить авторам на слово. Тем более непонятно обращение авторов-составителей к ученикам на странице 262: “«Гаргантюа и Пантагрюэль» — первый роман, который вы изучаете. (Далее следует рассказ о том, что такое роман. — Р.Х.) <...> Докажите, что «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле — роман”. Если придётся отвечать на этот вопрос, очевидно, роман Рабле прочитать будет необходимо. Но уже не в пересказе. И не в 6-м классе.
Учебник Курдюмовой открывает сокращённый вариант книги Жозефа Анри Бекса (Рони-старшего) «Борьба за огонь» — текст, наличие которого в учебнике ЛИТЕРАТУРЫ вообще вызывает недоумение, тем более что его предваряет замечание: “...всё же мы помещаем в хрестоматию отрывки из этой книги как лучшее, что можно рекомендовать прочесть о предках человека”. В данном случае, раз всё же, сокращённый вариант — благо. Следующее произведение данной хрестоматии тоже дано в сокращении — это “небольшие фрагменты” из второго тома тетралогии «Король былого и грядущего», автором которой является Теренс Хэнбери Уайт. В этом же разделе хрестоматии, который называется «Далёкое прошлое человечества» и повествует ученикам о “предках человека”, о “знаменитом сэре Ланселоте”, о рыцарях из баллад Жуковского, мы найдем «Сказки из Шекспира». Если вы не работали по данному учебнику и не знаете, что это такое, понять поможет авторское вступление: “В хрестоматии помещён прозаический пересказ пьесы («Ромео и Джульетта»)... Сделали его брат и сестра Мэри и Чарльз Лэм. Они написали специально для вас предисловие, которое поможет понять, что возможно переложение драматического произведения в прозаическое” (?!). В середину этого пересказа вставлена сцена вторая второго акта (сцена на балконе). А после приведённого текста в задании № 8 ученикам предлагается “составить краткий рассказ об одном из героев этого знаменитого произведения”. Интересно, какого “этого” — Вильяма Шекспира или Чарльза и Мэри Лэм? Странный подход к изучению литературы! В сокращении даны в этой хрестоматии «Приключения Гекльберри Финна», «Таинственный остров», «Маленький лорд Фаунтлерой», а также произведения Л.Н. Толстого, Н.Г. Гарина-Михайловского, К.Г. Паустовского.
Учебник Бунеевых не оставляет такого тягостного впечатления, большинство текстов, опубликованных в нём, приведены целиком. Нельзя предъявить такие претензии хрестоматии Ладыгина, и в учебнике Полухиной только два текста представлены во фрагментах: «Приключения Гекльберри Финна» М.Твена и «Расмус-бродяга» А.Линдгрен. О.М. Хренова и М.А. Снежневская, с одной стороны, и Э.Э. Кац, с другой, в своих хрестоматиях бережно обошлись с текстами произведений, отбирая небольшие по объёму и публикуя их целиком (только единичные произведения представлены в этих учебниках избранными главами).
Обратимся теперь к содержанию данных учебников-хрестоматий, проанализируем систему вопросов и заданий.
О логике отбора материала в учебнике Полухиной будет знать только учитель, прочитавший методическое пособие к учебнику, ученику догадаться об этом будет трудно. Единственно, что понятно: принцип построения курса — хронологический. Однако у школьников может сформироваться впечатление, что с двенадцатого по девятнадцатый век был странный период в русской литературе — семь веков её как бы не было, а после двенадцатого века сразу появился А.С. Пушкин. Все разделы построены одинаково: вступительное слово о писателе или произведении, текст, вопросы к нему. Теоретические литературоведческие понятия даются в середине или в конце разделов. Комментарии к текстам очень краткие и малосодержательные. Если учитель хочет сделать работу на уроке и дома интересной и полезной для школьников, то учебник ему не помощник. Родителям, помогающим заболевшему или отстающему ребёнку, работать с учебником вообще невозможно. Вопросы к текстам не направлены на то, чтобы работать со стилем, словом писателя, в основном они очень общего характера и выявляют, усвоил ли ученик сюжет произведения. Логику деления вопросов на главные и второстепенные понять трудно. К примеру, система вопросов к рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»:
1 — Как вы поняли рассказ?
2 — Разберёмся в прочитанном.
3 — Сделаем выводы о самом главном.
4 — Литература и изобразительное искусство.
Предложу учителям-коллегам тест: распределите данные вопросы по разделам:
А) В какое время и где происходят события рассказа? Вспомните приметы этого времени, а также места действия.
Б) От чьего лица ведётся повествование в рассказе?
В) Из каких эпизодов мы узнаем, как герой был втянут в тяжкий обман?
Г) Каким вы представляете себе героя рассказа? Нарисуйте устно его портрет.
Ответ: А1, Б2, В2, Г3, хотя принципиальной разницы между этими вопросами нет и неясно, почему вопрос о том, каким представляется главный герой, — это САМОЕ ГЛАВНОЕ.
Лирических стихотворений в данном учебнике много, а работа по анализу этих произведений не предусмотрена. Вопросы к приведённым стихотворениям носят неконкретный характер. Например: “Подумаем над поэтическим словом. В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов называет пальмы «питомцами столетий». Он говорит: «пали без жизни» — как о людях, воинах. Вслушайтесь в строфу, где рассказывается об их гибели. Какое чувство вызвало у вас изображение, какие мысли возникли?” Статьи о стихотворных размерах словно подвешены в воздухе, авторы нигде не помогают ученикам понять, а зачем нужно знать, каким размером написано то или иное стихотворение. Раздел «Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века» дан вообще без комментариев. А вот к стихотворению Н.А. Заболоцкого «Одинокий дуб» они есть: “Как вы думаете, зачем поэт так написал? А о чём говорится в этих строках? О некрасивом, корявом дубе. Вот и стих такой же: в нём «нет великолепья»” (??? — Р.Х.)
Не исправило впечатления от этого учебника ни наличие рекомендательного списка летнего чтения, ни наличие словаря литературоведческих терминов.
В учебнике Курдюмовой параллельно с чтением и обсуждением произведений даются понятия о природе и человеке в художественном произведении, об интерьере и мире вещей, об имени героя, пейзаже, портрете, речевой характеристике героя, сюжете, балладе, гимне, эпиграмме. Но рассказывается об этих понятиях очень кратко, без примеров, дающих учащимся образец применения полученных знаний. Удивляет тот факт, что как в предыдущем учебнике, так и в данном практически не предусмотрены творческие задания. Вряд ли можно научить шестиклассников анализировать стихотворение, используя задания, предлагаемые авторами. Например, можно процитировать раздел, где помещены произведения М.Ю. Лермонтова:
“Обратимся к стихотворению 1828 года, которое, к сожалению, не дошло до нас целиком. (Ученикам предлагается текст стихотворения «Осень» — Р.Х.)
Вопросы и задания:
1. Каким размером написано стихотворение?
2. Какими рифмами пользуется поэт?
3. Сколько стоп в каждой строке стихотворения?
4. Можно задавать множество вопросов, ответы на которые будут говорить о том, что юный поэт овладел техникой стихосложения.
Однако в этом стихотворении есть и просчёты. Может быть, и вы их заметите. Они связаны с тем, что автор ещё не накопил опыта наблюдений за окружающей природой”.
Право, странным кажется такой способ “воспитания ученика как образованного и вдумчивого читателя”.
В хрестоматии Ладыгина сразу подкупает уважительный тон и по отношению к ученику, и по отношению к учителю, который с этой книгой будет работать. Практически все (за очень редким исключением) тексты приводятся целиком или содержится рекомендация прочитать то или иное произведение. Авторы в самом начале вводят своего собеседника в художественный мир, объясняя, что литературное произведение — это особая реальность, большое внимание уделяется вопросу о соотношении реальных фактов истории, жизни человека и их осмысления в литературном тексте. Тон разговора с шестиклассником серьёзен, язык статей доступен для понимания учениками даже тогда, когда речь идёт об очень серьёзных вещах. В конце каждого раздела помещён материал под названием «Сокровища книжных полок» — рекомендации для чтения с комментариями: или произведения того же жанра, что и представленные в разделе, или произведения о тех же исторических событиях. Это помогает ученику сориентироваться и самостоятельно выбрать книги для дополнительного чтения. В хрестоматии есть целый раздел «О том, как создаётся художественный мир стихотворения», где ученик может прочитать подробные объяснения основных стиховедческих понятий и понаблюдать, как используются поэтами уже знакомые ученикам изобразительно-выразительные средства.
Отсутствие системы вопросов и заданий к произведениям в данной книге может являть собой трудность для родителей, которые хотели бы проверить выполнение домашнего задания ребёнком. Для самостоятельно и творчески работающего учителя имеющийся в хрестоматии материал — помощник в разработке собственной системы вопросов и заданий. Жаль, что рекомендация использовать данную хрестоматию в качестве книги для чтения в школах с углублённым изучением литературы может отпугивать многих учителей обычных школ.
В учебнике Кутузова знакомство с родами литературы представлено в виде путешествия, для этого в каждой главе есть части общей истории про Машу, Серёжу и Путника, который водит детей по миру литературы, простым языком, доступно и интересно излагает учебный материал, в живых картинах представляет литературную реальность. Правда, мне показалось, что образы главных героев этого учебника немного “устарели”: вряд ли современные школьники воспримут книжных Машу и Серёжу как близких себе. Среди вопросов и заданий к произведениям много таких, которые направлены на развитие творческих способностей школьников, формирование устной и письменной речи. “Лакмусовой бумажкой” для меня является содержание раздела о лирике. В этом учебнике с ней обошлись бережно и внимательно, хотя вопросов, выявляющих читательское восприятие, явно недостаточно. Напрасными же представляются авторские комментарии после стихотворений, они звучат готовыми для ученика выводами, не отражая пути поиска этих “решений”. Словарь литературоведческих понятий, помещённый в конце книги, заставляет ещё раз вернуться к содержанию учебника, самостоятельно использовать его как справочное пособие.
Игровой принцип изложения материала использован в учебнике Бунеевых: в каждом из разделов книги читатель встречает девочку Веру, которая беседует о литературе то со своей тётей, то с мамой. Несмотря на большое количество интересных для шестиклассников текстов, работать с данным учебником непросто. Необходимые для усвоения теоретические понятия не выделены, заданий и вопросов немного, и почти все они связаны с пересказом фрагментов произведений или заставляют думать над общими вопросами. В отличие от других учебников, в данной хрестоматии предлагаются темы для сочинений, но не ко всем разделам, эти темы имеют тоже слишком общий характер и не побуждают ученика анализировать собственно текст. Например: “О чём заставила меня задуматься повесть Н.В. Гоголя «Вий»” или “Жизненная мудрость пьесы М.Метерлинка «Синяя птица»”.
В учебнике О.М. Хреновой и М.А. Снежневской и в учебнике Э.Э. Кац объём, занимаемый собственно текстами, не настолько велик, как в предыдущих. Авторы много и серьёзно беседуют со своими читателями. Приведём примеры рубрик, которые встречаются почти в каждом разделе учебника Хреновой и Снежневской: «Об авторе и его книге», «Размышляя над прочитанным», «Приглашаем в библиотеку», «Наедине с…», «Пошутим», «Завершая раздел», «Над поэтической строкой», «Попробуй сочинить». Очень важна рубрика «Читательская лаборатория», в которой авторы дают, например, советы, “как учить стихи наизусть”, “читать и видеть”. Вопросы к конкретным произведениям и обобщающие в конце разделов не только заставляют вспомнить сюжет, но помогают юному читателю оказаться в поэтической мастерской писателя. Приведу примеры понравившихся мне вопросов, которые свидетельствуют об уровне заинтересованности авторов в воспитании серьёзного, вдумчивого читателя: “В этом разделе ты познакомился с новыми литературоведческими понятиями: роман, повесть, размеры стиха, автор и рассказчик в произведении, портрет литературного героя. Назови те из них, которые определяют жанр произведения”; “На примере одного из литературоведческих понятий покажи, как помогает оно глубже понять и освоить произведение”; “Найди в первой главе романа авторскую характеристику Троекурова и А.Дубровского. Какие особенности характеров этих героев раскрываются в дальнейших событиях романа?”; “Почему А.С. Пушкин называет Владимира Дубровского настоящим героем своего повествования?”; “С помощью каких художественных средств языка поэт (М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Парус») создаёт яркое, живописное изображение моря в разных его состояниях?” и так далее. Вопросы и задания различаются по сложности: более сложные и самые сложные отмечены специальными значками.
Учебник Э.Э. Кац имеет в основе рассказ о трёх родах литературы, как и учебник Кутузова. Серьёзный авторский текст учитывает, однако, возрастные особенности восприятия, задания и вопросы предусмотрены не только к литературным произведениям, но и к теоретическим разделам, они позволяют и учителю, и при необходимости родителям проконтролировать, как усвоены основные литературоведческие понятия. Система вопросов и заданий к литературным текстам формирует внимательное отношение к индивидуальному стилю писателя, привлекает внимание ученика к творческому процессу, предлагая сравнить несколько редакций.
Проделанная по редакционному заданию работа оказалась очень полезной. Познакомившись внимательно с перечисленными выше книгами и поняв страдания гоголевской Агафьи Тихоновны, я утвердилась в мнении, что буду продолжать работать в шестом классе без учебника, поскольку понравившиеся не сопрягаются с выбранной мною программой в части содержания. Но теперь я буду знать, к каким разделам каких учебников буду отсылать своих учеников В БИБЛИОТЕКУ. А какими не буду рекомендовать пользоваться ни в коем случае.