Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Богданова О.В. СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС (К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70–90-х годов ХХ века): Материалы к курсу “История русской литературы ХХ века (часть III)”. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского университета, 2001. 252 с. (серия “Студенческая библиотека”). |
Предназначенная студентам-филологам, книга эта будет очень полезной для учителей-словесников, поскольку материалы о произведениях современной (за последние три десятилетия) русской литературы в специальных учительских изданиях редки, а в специальных филологических — редко пригодны к употреблению в разговоре со школьниками. Автор затрагивает одну из наиболее интересных и спорных проблем современного литературного процесса — проблему русского литературного постмодернизма.
Среди писателей, творчество которых является объектом исследования, — имена Вен.Ерофеева, С.Довлатова, Т.Толстой, Л.Петрушевской, В.Сорокина, В.Пелевина, В.Пьецуха, Д.Пригова, Л.Рубинштейна, И.Жданова и другие. К несомненным достоинствам данного издания следует отнести и тот факт, что оно снабжено подробным справочным аппаратом. Любопытный читатель найдёт в конце книги разделы “Краткие биографические сведения о писателях-постмодернистах”, “Список художественной литературы”, “Список научной и критической литературы”.
Содержание основного раздела книги разделено на две части: одна часть посвящена разбору прозаических текстов, другая — поэтических. Автор не претендует на единственно верную оценку того или иного писателя: в книге представлены точки зрения многих исследователей, даётся обзор критических выступлений по поводу произведений, выходивших в разные годы. Таким образом, читатель может получить возможность увидеть текст с разных точек зрения. Но введённые в основной раздел книги цитаты отнюдь не исчерпывают его содержания. Автор не имеет возможности в условиях данного (всё-таки учебного) пособия подробно анализировать всё написанное представленными в книге авторами, но, рассказывая об эволюции их творчества, останавливаясь на программных для каждого произведениях, представляет яркий портрет русского модернизма 70–90-х годов ХХ века. К числу неоспоримых достоинств книги следует отнести язык, которым она написана, — доступный для понимания любого читателя и в то же время не примитивный, специально упрощённый — вариант для непосвященных.
Ложкой дёгтя в данной рецензии будет упрёк — не автору в части содержания или стиля, а тем, кто книгу готовил к изданию: основным разделом очень трудно пользоваться, поскольку в изложении материала автор следует своей логике, фамилии писателей, расположенные не в алфавитном порядке, не выделены — например, более крупным шрифтом. Но этот недостаток своеобразно скрадывается небольшим объёмом книги.