Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №33/2002

Читальный зал

Богданова О.В. СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Богданова О.В. СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС Богданова О.В.
СОВРЕМЕННЫЙ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ
ПРОЦЕСС

(К вопросу
о постмодернизме
в русской литературе
70–90-х годов ХХ века):

Материалы к курсу
“История русской
литературы ХХ века
(часть III)”.
СПб.: Филологический факультет
Санкт-Петербургского университета,
2001. 252 с.
(серия “Студенческая библиотека”).

Предназначенная студентам-филологам, книга эта будет очень полезной для учителей-словесников, поскольку материалы о произведениях современной (за последние три десятилетия) русской литературы в специальных учительских изданиях редки, а в специальных филологических — редко пригодны к употреблению в разговоре со школьниками. Автор затрагивает одну из наиболее интересных и спорных проблем современного литературного процесса — проблему русского литературного постмодернизма.

Среди писателей, творчество которых является объектом исследования, — имена Вен.Ерофеева, С.Довлатова, Т.Толстой, Л.Петрушевской, В.Сорокина, В.Пелевина, В.Пьецуха, Д.Пригова, Л.Рубинштейна, И.Жданова и другие. К несомненным достоинствам данного издания следует отнести и тот факт, что оно снабжено подробным справочным аппаратом. Любопытный читатель найдёт в конце книги разделы “Краткие биографические сведения о писателях-постмодернистах”, “Список художественной литературы”, “Список научной и критической литературы”.

Содержание основного раздела книги разделено на две части: одна часть посвящена разбору прозаических текстов, другая — поэтических. Автор не претендует на единственно верную оценку того или иного писателя: в книге представлены точки зрения многих исследователей, даётся обзор критических выступлений по поводу произведений, выходивших в разные годы. Таким образом, читатель может получить возможность увидеть текст с разных точек зрения. Но введённые в основной раздел книги цитаты отнюдь не исчерпывают его содержания. Автор не имеет возможности в условиях данного (всё-таки учебного) пособия подробно анализировать всё написанное представленными в книге авторами, но, рассказывая об эволюции их творчества, останавливаясь на программных для каждого произведениях, представляет яркий портрет русского модернизма 70–90-х годов ХХ века. К числу неоспоримых достоинств книги следует отнести язык, которым она написана, — доступный для понимания любого читателя и в то же время не примитивный, специально упрощённый — вариант для непосвященных.

Ложкой дёгтя в данной рецензии будет упрёк — не автору в части содержания или стиля, а тем, кто книгу готовил к изданию: основным разделом очень трудно пользоваться, поскольку в изложении материала автор следует своей логике, фамилии писателей, расположенные не в алфавитном порядке, не выделены — например, более крупным шрифтом. Но этот недостаток своеобразно скрадывается небольшим объёмом книги.

Р.А.

TopList

Рейтинг@Mail.ru