Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №31/2002

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОК

Валентина ВШИВКОВА,
село Лебяжье,
Красноярский край


Александр Грин «Алые паруса»

Урок внеклассного чтения в 8-м классе

Грин — один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости.
Д.Гранин

Цель урока — обдумать, понять, в чём ценность творчества Грина для людей, живущих в сегодняшнем мире.

После двух уроков о писателе я предложила ответить на вопросы:

  1. Какие произведения Грина прочитали?
  2. Для какого возраста писал Грин?
  3. Встречали ли вы людей, похожих на гриновских героев?
  4. Существует мнение, что Грин — это прекрасная сказка. Так ли это?
  5. Творчество каких художников и композиторов близко творчеству Грина?

Ответы были разными, но в ваших ответах радовали попытки оценить своё чтение, найти ключ к пониманию Грина.

Сейчас предлагается ответить на вопрос:

— Что вы сегодня можете сказать о Грине, его жизни?

(Рассказ ученика о биографии писателя.)

— На примере «Алых парусов» попробуем выяснить — в чём заключается своеобразие гриновских творений?

— Почему писатель назвал своё произведение «Алые паруса»?

— Почему «Алые паруса» Грин назвал феерией? Вспомним, что обозначает этот термин.

— Что есть сказочного, волшебного в произведении?

(Учащиеся приводят примеры.)

Использование сказочных мотивов

Идею любого гриновского произведения трудно передать — она таится в языке, в системе художественных образов.

Буднично прозвучит пересказ сюжета феерии «Алые паруса»: бедная девочка Ассоль верит в свою мечту, в то, что под алыми парусами приплывёт принц и они встретятся и станут счастливы.

Но эта же история, изложенная мастером, превращается в поэму, пронизанную любовью к жизни, к душевной юности.

Подумаем, с каким чувством Грин описывает Ассоль? Как к ней относится?

Находим в тексте портрет Ассоль. Очень трогательно живописует её автор, любуется ею, показывает светлый образ девушки. Читая её описание, не верим, что она ненормальная, как называют её в деревне.

— В чём описание внешности Грэя противопоставляется внешности Ассоль?

(Достаточно одной детали — Ассоль в “стиранном много раз платье”, — чтобы судить о бедности девочки. Грэй, воспитанный в обеспеченной семье, в роскоши, “с маленькими руками и внешностью переодетой девочки”.)

— Как жила Ассоль? Как к ней относятся отец и жители городка?

(С одной стороны — Лонгрен, любящий отец, а с другой — жители городка, ненавидящие его и дочь Ассоль. “Дети Каперны вычеркнули раз и навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания”.)

— Какой художественный приём лежит в основе этого произведения?

(Контраст, противопоставление, антитеза.)

Использование антитезы в основе построения произведения

Давайте посмотрим, как Грин описывает блеск утра, как постепенно меняются краски, становятся более яркими, живописными, когда Грэй встречает Ассоль.

(Примеры из текста. Гл. 3. «Рассвет».)

— Как показана природа у Грина?

(Дана в движении — одна картина сменяет другую.)

— В чём проявляется своеобразие Грина-писателя?

Движущийся пейзаж

— Чем мы можем доказать, что Грэю понравилась Ассоль? Как он готовился к встрече?

(Выбор шёлка для парусов; гл. 5.)

— Назовите цветовые эпитеты, используемые автором.

(Обратите внимание, что писатель использует разные оттенки цвета, чем достигается яркое зрительное впечатление. Но один цвет является определяющим. Какой это цвет? (Алый.) Как вы думаете, почему?)

Использование основных цветов

(Посмотрим на выставку ваших рисунков к «Алым парусам».)

— Кому, на ваш взгляд, удалось в какой-то степени передать особенности цветовой гаммы Грина?

(Анализ рисунков.)

Обратимся к заключительной сцене.

(Чтение текста.)

Если внимательно прочитать текст, мы услышим различные звуки, которые доносит до нас автор, пользуясь словами, как музыкальными знаками. Его страницы одухотворены, музыкальны, так и слышится мелодия.

(Звучит «Песня Сольвейг» Грига.)

Отметим и эту особенность дарования писателя.

Звуковая насыщенность

— Что вы можете сказать о людях, умеющих мечтать, делать добро, которых мы встречаем у Грина?

Вывод. Что может быть нереальнее, глупее, с точки зрения обыденного сознания, чем ожидание девушкой прекрасного принца и корабля с алыми парусами? Но появится корабль и заалеют на нём настоящие алые паруса. Хватит жить несбыточными мечтами — чудеса можно делать своими руками.

Литературный корабль Грина не сразу стал устойчивым, его клонило то в одну, то в другую сторону. Но капитан упорно держался избранного курса, пока не достиг “полного счастья” в «Алых парусах».

И под парусами мечты вышли в море человеческой жизни следующие корабли Александра Грина: «Золотая цепь», «Бегущая по волнам»...

Рейтинг@Mail.ru