Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №31/2002

Архив

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК

Министру образования Правительства
Российской Федерации
В.М. Филиппову

Копия: в редакцию «Учительской газеты»
Копия: в редакцию журнала «Литература в школе»

Уважаемый Владимир Михайлович!

К Вам обращаются учителя литературы, обеспокоенные переходом на обучение по концентрическим программам. Внимательно изучив все существующие концентрические программы для 9–10-х классов, мы пришли к следующим выводам.

Программа по литературе для 9-х классов отличается перегруженностью материалами, что, думается, не обеспечит качественного изучения таких тем, как творчество Ф.Тютчева, А.Фета, М.Горького, А.Блока, М.Булгакова, Б.Пастернака.

Такое поверхностное знакомство с классикой не способствует ни формированию навыков вдумчивого чтения произведений, ни развитию читательского интереса, ни воспитанию любви к книге. Подобные программы не предусматривают уроков внеклассного чтения, а следовательно, не формируют навыка самостоятельного чтения.

Они не дают возможности организовать систематическое повторение изученного материала, а также не позволяют проводить последовательную работу по развитию связной речи. Невозможность же проведения уроков развития речи тормозит реализацию творческого начала личности учащегося. По новой программе, предполагающей обзорное изучение тем «А.Грибоедов», «А.Пушкин», «М.Лермонтов», у учащихся не формируется навык изучения объёмных произведений.

В связи с вышесказанным можно предположить понижение интереса у учащихся 9–10-х классов к литературным произведениям. В период формирования личности, когда необходимо воспитывать человека на положительных нравственных примерах, программы такого типа не способствуют в достаточной мере формированию у учащихся необходимых нравственных представлений.

Программы составлены по принципу “объять необъятное”, тогда как хорошо известно, что нельзя в столь сжатые сроки изучить весь курс литературы XIX века. Ребёнок, полюбивший книгу и научившийся её понимать, впоследствии сможет прочитать и Ф.Достоевского, и Л.Толстого, и М.Булгакова.

Таким образом, учителя литературы Воскресенского района считают нецелесообразным переход в 9-м классе на концентрическую программу.

Мы надеемся, что мнение учителей будет учтено.

23.04.2002 г.

Руководитель РМО
учителей русского языка и литературы
г. Воскресенска Московской области
Морозова Н.А.

Учителя литературы (всего 29 подписей)

Рейтинг@Mail.ru