Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
АЛЕКСАНДР ФАДЕЕВ. Письма и документы из фондов Российского государственного архива литературы и искусства / Составление, вступительная статья и комментарии Н.И. Дикушиной. М.: Издательство Литературного института им. А.М.Горького, 2001. 360 с. |
Появление этой книги встречаешь как неожиданную радость. Не потому, конечно, что без фадеевских “Разгрома” и “Молодой гвардии” школьная программа не обойдётся. Вполне, думаю, обойдётся, тем более что, прежде чем предлагать школьникам для чтения ту же “Молодую гвардию”, следует, наконец, разобраться со второй редакцией романа, сделанной автором по партийному принуждению. Об этом ещё в годы “оттепели” писал В.А. Каверин, да только тогда это было невозможно.
Нет, прежде всего эта книга хороша своей документальностью, своей архивностью, своим отрывом от разного рода интерпретаций, неважно каких, — соцреалистических или антикоммунистических. Без таких книг, без таких собраний создание реальной истории русской литературы советского периода, а значит, и учебников, и пособий останется, как говорится, бесплодными мечтаниями.
Поскольку Фадеев был генеральным секретарём Союза советских писателей, материалы, составившие эту книгу, выходят далеко за границы его собственной литературной и жизненной судьбы. В первую часть книги включены, например, не только письма Фадеева к актрисе Ангелине Степановой, его последней жене. Здесь его обращения во многие высшие организации СССР и к партийным функционерам, вплоть до Молотова и Сталина. Не менее интересна часть, где собраны письма к Фадееву: читатель найдёт на этих страницах едва ли не весь цвет советской литературы — от Самуила Маршака до Расула Гамзатова.
Отдельно дана небольшая переписка Фадеева с Александром Твардовским и его женой, снабжённая развёрнутыми комментариями. История их дружбы, которую резко разорвал Фадеев незадолго до своего ухода из жизни, — не просто литературный сюжет, каких, в общем, словесность знает предостаточно. Подготовленная с беспристрастностью архивариуса, история эта на страницах рецензируемой книги сегодня может дать изучающим историю советской литературы больше, чем какая-либо монография. Не менее весомыми выглядят и собранные воедино материалы о самоубийстве Фадеева, вокруг которого до сих пор громоздится немало легенд.
Продуманно подобраны фотографии, есть среди них и несколько редких. Единственная видимая слабость этой книги — шрифт, которым набрана содержательная вступительная статья Н.И. Дикушиной. Витой курсив оказывается довольно утомительным для чтения, а оправдывать его появление стилизацией под рукописные, архивные материалы представляется эстетством, едва ли соответствующим стилю эпохи, о которой свидетельствует книга.