Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №28/2002

Читальный зал

А.М. Скабичевский. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

КНИЖНАЯ ПОЛКА

А.М. Скабичевский. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ А.М. Скабичевский.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ВОСПОМИНАНИЯ.

М.: Аграф, 2001. 432 с.
(Серия “Литературная
мастерская”)

С лёгкой руки Михаила Булгакова фамилия Скабичевского в наше время стала общеизвестной. И для большинства столь же ничего не говорящей, сколь и фамилия Панаев. Многие ли читатели “Мастера и Маргариты” знают, что Бегемот, представившийся Скабичевским, и Коровьев — Панаевым не просто переименовались себе на потеху?! Во всяком случае, даже в собрании сочинений Булгакова по этому поводу дано пояснение.

О Панаеве (Панаевых) в другой раз, а подробнее об Александре Михайловиче Скабичевском (1838–1910/11) теперь можно узнать из книги его воспоминаний, выпущенной издательством “Аграф”. Один из ведущих критиков “Отечественных записок” времён Некрасова и Салтыкова-Щедрина, страстный продолжатель (может быть, точнее сказать: упорный реаниматор) традиций добролюбовско-писаревского социологизма в русской словесности, Скабичевский в своих мемуарах (при жизни автора они печатались частями) предстаёт ярким изобразителем российского общественного и литературного быта 1840–1880-х годов (повествование завершает история с запрещением “Отечественных записок”).

В отличие от литературно-критической продукции Скабичевского, когда он сплошь и рядом отвлекался от собственно художественных проблем, а то и не обращал на них внимания, выступая непредсказуемым волюнтаристом, в его воспоминаниях сохранена верность фактам, о пережитом рассказывается по возможности точно и подробно. И если не только школьникам, но и их наставникам нет никакой особой нужды чахнуть над статьями Скабичевского “Граф Лев Николаевич Толстой как художник и мыслитель”, “Женщины в пьесах Островского”, “Есть ли у Чехова идеалы?” и т.п., то его хронику (пусть с пропусками) жизни России в пору её литературного расцвета многие оценят по достоинству и предпочтут соответствующим учебникам и учебным пособиям. Скабичевский готов признать, что многие переданные им факты “ровно никакого значения для литературы не имеют”, но вместе с тем он говорит о радости копаться “в прошлом ради собственного своего удовольствия”, “отдохнуть душой в области этого прошлого”. В итоге читатель вновь получает подтверждение истины, уже далеко не новой, но всё ещё встречаемой с недоверием: не надо думать, что ты пишешь лишнее, ненужное, — надо просто писать.

Как и многие другие культурно-просветительские начинания “Аграфа”, эта книга представляет собой переиздание воспоминаний Скабичевского 1928 года, выпущенных тогда “Землёй и Фабрикой”. Она снабжена предисловием и примечаниями Б.П. Козьмина, для своего времени вполне сносными, но сегодня явно недостаточными и во многих своих пунктах архаичными. Эта досадная погрешность (впрочем, к сожалению, вполне традиционная для серии “Литературная мастерская”), конечно, не может испортить впечатление о незаурядной книге, но вот затруднить пользование ею вполне способна.

С.Д.

TopList

Рейтинг@Mail.ru