Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №28/2002

Читальный зал

Михаил и Елена Булгаковы. ДНЕВНИК МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Михаил и Елена Булгаковы. ДНЕВНИК МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ Михаил и Елена Булгаковы.
ДНЕВНИК МАСТЕРА
И МАРГАРИТЫ

/ Составление, предисловие,
комментарии В.И. Лосева.
М.: Вагриус, 2001. 558 с.
(Серия “Литературные мемуары”)

В этом увесистом томе, напечатанном на хорошей бумаге и снабжённом множеством качественных фотографий, таится предостаточно странностей.

Во-первых, насколько мне известно, Михаил и Елена Булгаковы никогда не были соавторами и никакого сочинения под названием “Дневник Мастера и Маргариты” не создавали.

Известно, правда, что Елена Сергеевна после смерти Михаила Афанасьевича немало поработала с текстом загадочного романа, но сей факт оставим на совести покойницы и к соавторству его относить не станем (хотя создатель рецензируемого издания ничтоже сумняшеся пишет (с. 13—14): “...одно то, что она /Елена Сергеевна. — С.Д./ завершила работу над рукописью “Мастера и Маргариты” и опубликовала роман в шестидесятые годы <...> свидетельствует о её незаурядных способностях и огромной воле в осуществлении поставленной цели” — да уж!).

Во-вторых, насколько мне известно, на уроках литературы ещё в младших классах средней школы детишек учат отличать автора от персонажа.

И если Михаила Афанасьевича вполне можно назвать Мастером (всё же не отождествляя его с персонажем, написавшим роман о Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате), то переименовывать Елену Сергеевну в Маргариту поостережётся любой, кто, кроме её дневника, читал ещё хотя бы две-три книжки, а именно: “Воспоминания о Михаиле Булгакове”, “Воспоминания” Л.Е. Белозерской-Булгаковой, “Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова” Леонида Паршина.

В-третьих, насколько мне известно, титульное название должно иметь соответствие с содержанием книги. Например, в 2000 году была выпущено сочинение Варлена Стронгина “Любовь Михаила Булгакова: Романтическая история”. В нём автор, пусть в беллетризованной форме, но всё же внятно изложил свою версию взаимоотношений писателя со своей первой женой, Татьяной Николаевной Лаппа-Булгаковой. Спорить можно, но претензий на последнее слово истины в этом труде не найти.

Здесь же читателя с переплёта заманивают неким “Дневником Мастера и Маргариты”, а под крышкой встречают текстами, уже известными поклонникам Булгакова, правда, с целью малопонятной, но явно отдающей галантереей и гастрономией, выстроенными “хронологически в форме единого текста”. То есть переворошёнными так, что булгаковедение, и без того страдающее от дилетантизма, вновь испытает немалое потрясение.

Утешиться тем, что бескорыстные любители получили неплохой паззл для упражнений в текстологии, а коллекционеры курьёзов — издание, которому место на полке “масскультовской” булгаковианы, рядом с комиксом “Мастер и Маргарита”, выпущенным у нас в годы перестройки.

С.Д.

TopList

Рейтинг@Mail.ru