Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Надежда ШАПИРО
БУЛГАКОВ: Большая игра
Готовясь к Большой булгаковской игре, командам следует особенно внимательно перечитать произведения “Собачье сердце”, “Театральный роман”, “Мастер и Маргарита”.
I. Разминка
Продолжим фразу. Ведущий читает начало фраз, команды по очереди продолжают их; если команда затрудняется ответить или отвечает неправильно, вопрос переходит к соперникам.
- Не шалю, никого не трогаю...
- Котам обычно почему-то говорят “ты”...
- Сим удостоверяю, что предъявитель сего, Николай Иванович, провёл упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечён туда в качестве...
- Единственно, что может спасти смертельно раненного кота...
- Пусть бы ездил Бегемот...
- Холодными закусками и супом закусывают только...
- Если вы заботитесь о своём пищеварении, вот добрый совет...
- Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и...
- Интересно. Человек окончил приходскую школу, бреется каждый день и...
- Ошейник всё равно что... (сострил мысленно пёс).
Болельщикам можно предложить припомнить ответные реплики в диалогах.
- — Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно. — ...
- — А что это за шаги такие на лестнице? — спросил Коровьев, поигрывая ложечкой в чашке с чёрным кофе. —...
- — Вы хотите курить, как я вижу? вы какие предпочитаете? — ...
II.
Каждая команда получает по два набора карточек со словами. Нужно из слов каждого набора сложить булгаковскую фразу, обнаружить в ней неправильное, нейтральное, небулгаковское слово и заменить его булгаковским.
Для первой команды:
а) Бегемот съел стопку отрезал его поперчил спирта и этого так кусок залихватски выпил вторую что всё после посолил зааплодировали ананаса
б) удивительного Иван я купаться эту Москва-реку ну и украли нету мою а на дрянь ничего пошёл одежу ответил тут оставили
Для второй команды:
а) когда охраной сказал что Иван подошёл к тому где по второе выяснилось осталось под его бородача платье похищено не только ступеням но и первый мокрый месту
б) взять в неожиданно бы Иван Канта да доказательства сказал такие года на за Соловки совершенно три этого Николаевич
III.
“Ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный”? — спрашивает Мастер Ивана Бездомного в доме скорби. — “Бесспорно”, — согласился неузнаваемый Иван. Большинство же персонажей так о себе не думает. (Ответ на следующие вопросы даёт тот игрок, который раньше других поднял руку, показывая, что хочет отвечать.)
- Кто до своего сна “совершенно не знал произведений Пушкина, но самого его знал прекрасно”?
- Кто и о ком говорит: “...надеялся, что резвые нимфы сбегутся к нему и произойдёт ещё многое приятное в том же духе. Но, как видите, ничего этого не случилось, никакие нимфы не сбежались к нему, и музы ему дань не принесли, и чертогов он никаких не воздвиг, а, наоборот, кончил очень скверно, помер к чёртовой матери от удара на своём сундуке с валютой и камнями”?
- В каких словах “чугунного человека” поэт Рюхин не находит ничего особенного?
IV.
А вот Максудов, герой “Театрального романа”, по его словам, “окончил в университете два факультета и скрывал это”. Однако скрыть это не удаётся — ни от героев, ни от читателей. (Этот конкурс проводится так же, как предыдущий.)
- О каких Толстых говорит рассерженный Максудов, отвечая на реплику Рудольфи “Толстому подражаете”?
- На какие слова Бомбардова Максудов отвечает: “Этот разговор уже описан Гоголем, не будем же повторяться”?
- Где в “Театральном романе” появляется портрет Гоголя?
V.
Известно, что Булгаков был внимательным и благодарным читателем Гоголя. Бывает трудно с уверенностью сказать, кто автор того или иного отрывка. Например такого: “...перед ним в чудной сияющей панораме предстал вечный город. Вся светлая груда домов, церквей, куполов, остроконечий сильно освещена была блеском понизившегося солнца. Группами и поодиночке один из-за другого выходили дома, крыши, статуи, воздушные террасы и галереи...” Этот отрывок из “Рима” Гоголя очень напоминает булгаковские строчки о Москве из “Мастера и Маргариты”.
Команды получают тексты, написанные Гоголем, и находят им соответствия в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”.
- Галопад летел во всю пропалую: почтмейстерша, капитан-исправник, дама с голубым пером, дама с белым пером, грузинский князь Чипхайхилидзев, чиновник из Петербурга, чиновник из Москвы, француз Куку, Перхуновский, Беребендовский — всё поднялось и понеслось...
- ...Точно, был чудотворец: как только услышал он,
в чём дело, в ту ж минуту кликнул квартального, бойкого малого в лакированных ботфортах, и, кажется, всего два слова шепнул ему на ухо да прибавил только: “Понимаешь!” — а уж там, в другой комнате, в продолжение того времени, как гости резалися в вист, появилась на столе белуга, осётры, сёмга, икра паюсная, икра свежепросольная, селёдки, севрюжки, сыры, копчёные языки и балыки...
Пока команды работают, болельщики отвечают на вопрос ведущего: “О каких “девушках с дефектами” говорится в романе “Мастер и Маргарита”?
Я пришёл через две недели и был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами.
Сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест. Кроме того, каждая третья из них немного косноязычна, как будто таких нарочно подбирают.
Сложением девица отличалась безукоризненным,
и единственным дефектом её внешности можно было
считать багровый шрам на шее.
VI.
В произведениях Булгакова, как и в произведениях Гоголя, часты так называемые каталоги — длинные перечни (этот приём известен ещё с гомеровской “Илиады” — вспомним список кораблей).
Ведущий называет для каждой команды первые пункты такого перечня, команда определяет произведение и припоминает ещё два-три пункта.
- Рыбно-дачная секция. Однодневная творческая путёвка...
- Сара Бернар, Севастьянов Андрей Пахомович, заведующий осветительными приборами театра...
VII.
Мемуарист Ермолинский вспоминает, как Булгаков в тяжёлую для себя пору однажды прибежал в дом с торжествующим криком: “Напечатали!” — и прочёл отчёркнутое в газете: “На первый взгляд его творческая система кажется необычайно противоречивой, характер образов колеблется от чудовищного гротеска до нормы реалистического обобщения. У него чёрт разгуливает по улицам города...” Это была грустная мистификация — напечатали не хвалебный отзыв о Булгакове, а статью о Гофмане. Но эти слова можно было отнести и к Булгакову.
Какие его герои кажутся связанными с нечистой силой?
Какие три слова Рудольфи предложил вычеркнуть из романа — “на странице первой, семьдесят первой и триста второй”?
Вспомните, как по-разному ведут себя его герои, когда на них обрушивается беда. Вставьте пропущенные слова (каждая команда получает по предложению с пропущенным словом).
- Кроме того я чувствовал, что _____, прерванное на самом интересном месте, теперь уже не состоится, и, следовательно, с завтрашнего дня я опять окажусь в пучине бедствий.
- Я стала ____от горя и бедствий, поразивших меня.
VIII.
В произведениях Булгакова отразился и мир современной ему литературы. Герои разных произведений оценивают его одинаково и вполне определённо.
Кому принадлежат следующие высказывания?
Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда всё уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нём с ужасом!
Я лелеял мысль стать писателем. Ну и что же? ...собственно говоря, открылся передо мною мир, в который я так стремился, и вот такая оказия, что он мне показался сразу же нестерпимым.
Каких писателей — современников Булгакова — вы можете узнать в эпизодических героях его произведений?
IX.
Отношение современников к Булгакову тоже было разным. Догадайтесь, о каких эпизодах произведений Булгакова идёт речь во фрагментах из “Второй книги” Надежды Яковлевны Мандельштам?
- По-моему, рассказ о ящичке — лучшее, что сказал Булгаков. Видеть сцену и слышать голоса актёров — необходимая предпосылка для сочинения театрализованных вещей.
- Я вспоминаю убогие мечты мои и женщин моего поколения: домишко, вернее, комната в коммунальной квартире, кучка червонцев — хоть на неделю вперёд, туфельки и хорошие чулки. Женщины, замужние и секретарши — все мы бредили чулками. Непрочные — из настоящего шёлка, чуть прогнившего, — они рвались на второй день... Дурень Булгаков, нашёл над чем смеяться: бедные нэповские женщины бросились за тряпками, потому что им надоело ходить в обносках, в дивных юбках из отцовских брюк.
X.
Во многих произведениях Булгакова звучит музыка. Писатель был большим знатоком и любителем оперы. Команды и болельщики слушают музыкальные фрагменты, определяют композиторов, названия опер и произведения Булгакова, в которых о них идёт речь. Письменные ответы сдают жюри. (Можно включить фрагменты из “Аиды” Верди, “Евгения Онегина” Чайковского, “Демона” Рубинштейна.)
XI.
Как относился Булгаков к хоровому пению? Команды получают задание: удалиться, порепетировать и спеть хором что-нибудь из того, что пели хором в произведениях Булгакова.
Пока они репетируют, болельщики отвечают на вопросы.
“Квартирный вопрос”, испортивший москвичей, появляется в большинстве булгаковских книг. В каких произведениях есть “нехорошая квартира”, “похабная квартира”, “проклятая квартира”?
Возвратившиеся команды по очереди исполняют отрепетированные хоровые номера и отвечают на последний вопрос:
Какой эпиграф вычеркнул издатель “Записок покойника”?
Получив ответ (“Коемуждо по делом его...”), жюри поступает в соответствии с этими словами: называет и награждает победителей.