Архив
ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ
“Для его славы ничего не нужно…”
С булгаковедом, библиографом Борисом Мягковым беседует редактор газеты “Литература” Сергей ДМИТРЕНКО
С.Д.: Борис Сергеевич, основное место в этом номере отведено роману “Мастер и Маргарита”. Но печатаемые материалы редакция не заказывала, они все пришли, что называется, самотёком. И у нас была возможность отбора. Это кажется знаменательным: у Михаила Афанасьевича Булгакова не только много поклонников — его читатели испытывают потребность написать о любимой книге. Подписчикам “Литературы” — педагогам, школьникам — было бы полезно узнать о том, как развивается сегодня изучение жизни и творчества Булгакова.
Б.М.: История булгаковедения уже потребовала отдельного исследования, и некоторое время назад я подготовил рабочую схему для этого, которую можно было бы назвать “древо познания Булгакова”. Это “древо” с трудом уместилось на листе размером два на два метра.
А в целом отечественное, ибо есть и обширное зарубежное, булгаковедение делится на филологическое, то есть традиционное; биографическое, литературно-топографическое — и народное. Последнее — удивительное явление, не у каждого писателя есть такие энтузиасты, как у Булгакова. Дело в том, что очень много для сбора и изучения материалов о жизни и творчестве Булгакова сделали люди, не имевшие специального литературоведческого образования.
Я должен назвать Валентина Александровича Молодцова, полковника авиации. Он прочёл журнальный вариант “Мастера и Маргариты” в госпитале, где оказался после аварии, — и с тех пор до своей недавней кончины собирал материалы о жизни Булгакова. После него остался обширный архив, правда, пока не обработанный. У меня есть надёжный, знающий помощник в составлении булгаковской библиографии Владимир Иванович Рокотянский, водитель по профессии…
Первый музей Булгакова создан в Киеве, в доме, где он родился, на Андреевском спуске. Сейчас мы, преодолевая многие трудности, пытаемся открыть его музей в Москве, на Большой Пироговской улице, 35А, в доме (хотя ныне и перестроенном), где Булгаков жил в 1927–1934 годах. Это дело не сдвинулось бы с места без финансовой поддержки его Валентиной Ферапонтовной Дименко, председателя Международного благотворительного фонда имени М.А. Булгакова. Именно она вместе со своим мужем, к сожалению, ныне покойным, способствовала открытию музея в Киеве, теперь деятельно помогает нам…
Увы, мне не удастся здесь даже просто перечислить всех тех, кто многие годы бескорыстно и самозабвенно служит делу сохранения всего, относящегося к жизни и творчеству Булгакова. И современное состояния булгаковедения лучше всего обозначить коротко: оно — на марше!
С.Д.: В 1991 году издательство “Педагогика” выпустило подготовленный Вами сборник произведений Булгакова и материалов по его жизни и творчеству “Я хотел служить народу…”. Он оказался у истоков ещё одного раздела булгаковедения — школьного, ставшего за минувшие годы довольно обширным. Что нового появилось здесь?
Б.М.: Немало, вплоть до курьёзов:
известное учебно-педагогическое издательство
выпустило на 96 страницах пересказ “Мастера и
Маргариты” и сочинения по нему.
А из полезных изданий назову разработку
Б.С. Локшиной “Система уроков по творчеству
М.А. Булгакова” (СПб.: Университет
педагогического мастерства, 1995), книгу для
учителя Т.В. Рыжковой “Путь к Булгакову” (СПб.:
Глагол, 1999). Учебные пособия по Булгакову
появились в Архангельске, Вологде, Йошкар-Оле,
Майкопе, Саратове, многих других городах… Но,
конечно, основа полноценного изучения
творчества Булгакова в школе — текстологически
выверенные, комментированные издания его
произведений.
Это, в первую очередь, пятитомник Булгакова издательства “Художественная литература” (1989–1990) и последующие перепечатки из него. Хотя существуют серьёзные проблемы с “Мастером и Маргаритой”: окончательного авторского текста не существует, история публикации романа пока не закончена, и он остаётся открытым для уточнений и новых прочтений. Роман “Белая гвардия” в наиболее полном виде был опубликован в книге Булгакова “Из лучших произведений” (М.: Изофакс, 1993) и перепечатан в сборнике “И судимы были мёртвые…” (М., 1994). Он и сборник “Рукописи не горят” (М., 1996), выпущенные издательством “Школа-Пресс” в серии “Круг чтения: Школьная программа”, понятно, предназначены для учебных целей.
С.Д.: Общеизвестно, что при жизни Булгаков собрал сотни ругательных отзывов на свои произведения. Сейчас, мне кажется, существует крен в сторону сакрализации всего написанного писателем. Но всё же это не простая замена минуса на плюс, “советского” на общечеловеческое. Булгаков действительно относится к тому, жаль, узкому кругу писателей, которых повсеместно читают школьники.
Б.М.: Думаю, Булгакова любят в школе не только потому, что это яркая проза, вобравшая в себя лучшее из русской и не только русской литературы. Художественно привлекательное, каждое его произведение обогащает и облагораживает читателя, человека. Обращение Булгакова к трагическим, тёмным страницам человеческого бытия не угнетает, а пробуждает душу. Его смех не только веселит, но и заставляет думать. Добро в его произведениях и умиротворяет, и требует действия. А зло рождает не столько ненависть, сколько горечь и сожаление. Всё написанное Булгаковым работает на сегодняшний день и на будущее. Не многие романы, повести, пьесы его времени остаются с нами. Булгаков же остаётся весь. Он становится для нас всё ближе, потому что ещё тогда видел и понимал то, что открывается нам лишь теперь. Опыт писателя нужен нам ещё и потому, что обретался он в мужественном преодолении всех испытаний, выпавших на его долю, в том числе и последнего, смертного страдания.
Я надеюсь, все видят, как выросла и укоренилась в историческом времени слава Михаила Булгакова. Его творческое наследие мы уверенно причисляем к тем несокрушимым “краеугольным камням”, к тем гранитам, на которых обновляется вековое здание нашей культуры. Отнесу к Булгакову слова, которые он обратил к своему любимому драматургу, Мольеру: “Для его славы ничего не нужно, он нужен для нашей славы”.
Редакция “Литературы” сердечно признательна Борису Сергеевичу МЯГКОВУ за помощь в подготовке булгаковского “Семинария” и предоставленные иллюстрации.