Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2002

Читальный зал

Бернгард Рубен. АЛИБИ МИХАИЛА ЗОЩЕНКО: Повествование с документами

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Бернгард Рубен. АЛИБИ МИХАИЛА ЗОЩЕНКО: Повествование с документами. Бернгард Рубен.
АЛИБИ МИХАИЛА
ЗОЩЕНКО:

Повествование
с документами.
М.: Аграф, 2001.
384 с.

Вот книга, которая, подобно визитной карточке, даёт весьма полные сведения о своём издательстве. Дело в том, что “Аграф” выпускает, как неоднократно подчёркивалось в рецензиях на его продукцию, немало бестолковщины и несуразицы, притом, что иные книги издательства не просто толковые и добросовестные, но захватывающе интересные.

Почему “Аграф” обратился именно к Бернгарду Рубену, когда существуют превосходные повествования о жизни и творчестве М.М. Зощенко М.О. Чудаковой, Б.М. Сарнова, С.Б. Рассадина? Да и многочисленные исследования покойного зощенковеда Ю.В. Томашевского не потеряли своей привлекательности и актуальности. Тем не менее издательство выбрало именно Б.Рубена, повествование которого о Зощенко значительно уступает по языку, по манере изложения всем перечисленным здесь авторам.

Эта книга своей безликой информационностью очень напоминает одну из многочисленных брошюр о писателях, которые в советское время выходили в издательстве “Знание”. Досадно, что и говорить, особенно если учесть, что она написана об одном из самых ярких русских художников XX века!

И всё-таки тех, кто приобретёт книгу “Алиби Михаила Зощенко”, она разочарует не до конца. Потому что её автор выступает в ней не только как не слишком занимательный писатель, но и как публикатор документов, относящихся к жизни и творчеству Зощенко. А они подобраны очень толково, начиная с манифеста Льва Лунца “Почему мы Серапионовы Братья” и кончая письмом Л.Пантелеева, который зафиксировал для своего адресата (Л.К Чуковской) трусливую никчёмность руководства ленинградских писателей на похоронах Зощенко. Кроме известной резолюции Президиума правления ССП от 4 сентября 1946 года об исключении Михаила Михайловича из Союза писателей, читатель найдёт в книге и протокол беседы Зощенко с сотрудником НКГБ, и филёрскую характеристику на писателя, направленную из МГБ в ЦК КПСС, и гневную речь Зощенко, которую он произнёс перед собратьями вместо ожидавшегося ими покаянного выступления (“У меня нет ничего в дальнейшем! — сказал он в конце. — Я не стану ни о чём просить! Не надо вашего снисхождения, ни вашего Друзина, ни вашей брани и криков! Я больше чем устал!”). Наконец, читателя этой книги ждёт встреча с воспоминаниями двух женщин, которых любил Зощенко, — Л.Чаловой и В.Зощенко, — очень содержательными, интереснейшими для нас воспоминаниями.

Так что “Повествование с документами” оказалось неравнозначным по своему составу или, лучше сказать, по своей ценности.

Л.МИХЛЮКОВА,
г. Астрахань

TopList

Рейтинг@Mail.ru