Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Елена БЕССМОЛЬНАЯ,
средняя школа № 15,
г. Балашов,
Саратовская область
В волшебной стране
Урок-игра по сказочной повести Дж. Р.Р. Толкина “Хоббит, или Туда и Обратно”. 5-й класс
К уроку ученикам дано задание дочитать сказку и подготовиться к игре, с конкурсами которой они были ознакомлены предварительно. При необходимости некоторые конкурсы можно заменить или опустить.
Вступительное слово учителя.
Учебник литературы помогает открыть вам для себя новые книги и новых авторов. Таким открытием в этом году стал для вас Толкин — популярнейший английский писатель — и его сказочная повесть “Хоббит”. Но любое произведение литературы мертво без читателя, читателя умного, доброго, чуткого, внимательного. Я хочу, чтобы сегодня на уроке вы сделали ещё один шаг к тому, чтобы стать именно такими читателями.
Итак, заключительный урок по сказке Толкина “Хоббит”. Урок — литературная игра. Прошу капитанов представить свои команды.
Представление команд.
В игре участвуют две команды, каждая из которых выбрала название, девиз, выражающий особенности характера того сказочного народа, которого решила представить. “Художники” приготовили эмблемы. Баллы после каждого конкурса подсчитываются с помощью колечек, изготовленных из цветной бумаги. Эти колечки напоминают волшебное кольцо, найденное Бильбо.
Конкурс “Знатоки”
Первый конкурс — на знание жизни Толкина и истории создания “Хоббита”. Участники команд должны были самостоятельно подготовить сообщения о жизни писателя и истории создания книги.
Примерный текст сообщения о жизненном пути Дж. Р.Р. Толкина.
“Толкин родился в Африке. Имя, данное ему при рождении, звучало роскошно: Джон Роналд Руэл. В детской памяти от Южной Африки осталось мало: укусил тарантул, змеи живут в сарае и туда маленьким ходить нельзя, по забору скачут обезьянки, по ночам воют шакалы и рычат львы. Пожалуй, больше и ничего. Из Оранжевой республики переехали в Англию. Отец умер внезапно, когда будущему писателю было 4 года. Когда ему минуло 12 лет, он потерял и мать. В 18 лет Толкин стал стипендиатом Оксфордского университета (стипендии тогда, в отличие от наших нынешних вузов, давали только тем студентам, что сдали вступительные экзамены не просто на “пятёрку”, а блестяще). В 21 год женился, а через два месяца после свадьбы ушёл добровольцем на фронт. Шла Первая мировая война. Толкин провёл на передовой 4 месяца в разгар самой кровопролитной битвы: шёл или полз под огнём по грязи и по мёртвым телам бок о бок с другими, и солдаты считали его своим. Потом — сыпной тиф.
На этом невзгоды в жизни Толкина закончились. Оставшиеся полвека протекали спокойно. Он стал уважаемым профессором, знатоком многих языков, блестящим специалистом по средним векам. В семейной жизни Толкин был домоседом, любящим мужем и отцом. А вот в литературе Толкин заслужил титул одного из самых читаемых авторов второй половины двадцатого века”. (Вова С.)
Примерный текст сообщения об истории создания “Хоббита”.
“Судьба книг Толкина удивительная, невероятная, фантастическая. Его произведения переведены на десятки языков мира. Общий тираж “Хоббита” в американском издательстве “Баллантайн” приближается уже к полутора десяткам миллионов. Совокупный тираж произведений Толкина на сегодняшний день составляет восьмизначное число. А началось всё так. Толкин утверждал, что книгу, которая принесла ему всемирную славу, он написал случайно. Проверял как-то ночью экзаменационное сочинение (он был уже профессором Оксфордского университета) да и наткнулся на чистый лист. На нём-то он и написал: “В земле была нора, а в норе жил да был хоббит”. И подумал, “что не мешало бы выяснить, какой такой хоббит”.
В семье Толкина подрастало трое сыновей и дочь. Для них-то и была выдумана история про путешествия и приключения хоббита Бильбо. Книжка появилась в 1937 году. С тех пор “Хоббит” в Америке и Великобритании выходит каждый год. А на русский язык книгу перевели в 1976 году”. (Денис Ч.)
Учащиеся рассказывают, какими книгами пользовались, готовясь к уроку.
Конкурс “Презентация”
У Толкина мы встречаемся с многочисленными образами северной мифологии. В конкурсе “Презентация” вы должны будете представить составленные вами словарики “Мифологические персонажи в повести-сказке Толкина “Хоббит””. Для того чтобы создать любой словарь, нужно проделать огромную работу. Вы убедились в этом, подготовив небольшие словарики.
(Одна из команд рассказывает о героях, включённых ими в словарик. Составитель демонстрирует иллюстрации. Команда-соперница делает необходимые добавления.)
Мы считаем наиболее удачным следующий вариант словарика:
“Гномы — в мифологии народов Европы маленькие существа, похожие на людей, обитающие под землёй, в горах или в лесу. Ростом они с ребёнка или с палец, но наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды и живут гораздо дольше, чем люди. В недрах земли гномы хранят сокровища — драгоценные камни и металлы; они искусные ремесленники, могут выковать волшебные кольца, мечи.
Гоблины — высокие, сильные и злые мифические существа, похожие на людей, но безобразные и жестокие. Гоблины обитают в подземельях, пещерах, подземных туннелях, эксплуатируют рабов, похищают чужие сокровища.
Дракон — крылатый (летучий) змей, мифологическое существо, часто с несколькими головами и туловищем змеи, ящера или крокодила и крыльями птицы. Он считается покровителем сокровищ, получить которые можно было только после убийства дракона.
Паук — в мифопоэтических традициях с образом пауков связывается холодная жестокость, жадность, злобность, хитрость.
Оборотень — в верованиях многих народов существо, способное менять человеческий облик и превращаться в животное, предмет.
Орёл — символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распространённых обожествляемых существ — символов богов и их посланец.
Тролли — в германо-скандинавской мифологии великаны. Обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Они уродливы, обладают огромной силой, но глупы. В фольклоре тролли, как правило, вредят людям, похищают их и скот, оказываются людоедами.
Эльфы — духи воздуха, красивые маленькие человечки ростом с дюйм, как андерсеновская Дюймовочка, в шапочках из цветков. Могут обитать в деревьях, которые в таком случае нельзя рубить. Любят водить хороводы при лунном свете; их музыка зачаровывает слушателей, заставляет танцевать даже неживую природу. В ряде поверий эльфы имеют своих королей, ведут войны”.
Беседа с командой.
- По какому принципу составлен ваш словарик?
- Чем вы пользовались, работая над словариком?
- Нашли ли вы объяснение слова “хоббит” при работе с энциклопедическим словарём “Мифы народов мира”?
- Кто же такой хоббит?
Конкурс “Версия”
Слово предоставляется нашим “лингвистам”, изучающим английский язык. Как же было образовано слово “хоббит”?
“Слово “хоббит”, по версии самого Толкина, есть сокращённая форма слова “Holbytlan”, то есть “Holedwellers” — “жители нор”. Толкин так начинает свою повесть: “Жил-был в норе под землёй хоббит. Не в какой-то там мерзкой грязной сырой воде, где со всех сторон торчат хвосты червей и противно пахнет плесенью, но и не в сухой песчаной голой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора была хоббичья, а значит — благоустроенная”. И далее подробное описание уютной норы, на страницу. Такое важное значение придавал автор жилищу хоббита”. (Ваня Я.)
“У нас другая версия. В слове “хоббит” соединяются слово “rabbit” (кролик) со среднеанглийским словом “hob”. Этим словом называли маленьких волшебных существ в английском фольклоре. На сходство хоббита с кроликом не раз указывал сам писатель в тексте сказочной повести. Когда Бильбо угодил в лапы к троллям, один из них, поглядев на мохнатые ножки хоббита, сказал: “Кролик ты несчастный”. И орёл, переносивший хоббита на своей спине, недовольно говорит ему: “Что ты трусишь, как кролик? Хотя ты и впрямь смахиваешь на кролика”. Именно мохнатые кроличьи ножки хоббита помогают ему бесшумно передвигаться. Недаром гном Торин желает, чтобы никогда не выпала шерсть на ногах хоббита”. (Саша Ч.)
Проблемный вопрос.
Мы не случайно на этом уроке вспомнили биографию Толкина. В одном из писем автор “Хоббита” высказал удивительную мысль: “В действительности я — хоббит (во всём, кроме роста)”. На первый взгляд заявление это кажется странным и даже довольно нелепым. Но это на первый взгляд. Так что же хоббичьего в Толкине? Посмотрите на портрет этого английского джентльмена.
Учащиеся сразу же находят внешнее сходство — на портрете художника Э.Зарянского Толкин изображён с трубкой. Дети говорят о том, что хоббит “обожал всякие карты”, “ещё ему нравились руны и вообще всякие необычные буквы и затейливые почерки” (Толкину тоже). Учащиеся отмечают, что писатель мужественно вёл себя на войне, умея побороть свой страх.
Да, с полным основанием Толкин мог сказать: “...Я — хоббит”, потому что вложил в своего героя часть своей судьбы, наделил его своими сокровенными душевными чертами, свойствами, особенностями, отдал какую-то часть себя. Без этого хоббит не был бы столь живым, выразительным, запоминающимся. Именно с попытки заглянуть в себя, понять себя начинается у писателя сложный путь создания литературного героя. Так, создавая художественный образ, писатель “строит” его из материала, взятого из своей жизни. Вероятно, без этого не было бы литературы. Ведь мир хоббита, его друзей и их врагов — это тот мир, в котором, как в зеркале, отражены взаимоотношения и законы человеческого общества.
Конкурс “Сплочённость”. (Лексическая работа)
Мы говорим о том, что Толкин — человек долга. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на следующую мысль, высказанную нашим современником, русским писателем Юрием Марковичем Нагибиным: “Мы живём в суровое, даже страшное время, которое, как никогда, требует от человека душевной силы, чистоты, преданности идеалам и стойкости перед Лихом. Всё это читатель найдёт в сказках Толкина. Его герои ни при каких обстоятельствах не утрачивают достоинство, не изменяют правде и долгу”. Что же такое долг, достоинство? Дайте определение этих слов с помощью толковых словарей. Какие это слова — многозначные или однозначные?
Докажите, что хоббит исполнял свой долг на протяжении всей сказочной повести, не терял достоинства в самых сложных ситуациях.
(Дети работают с текстом, вспоминая, с каким достоинством отказался Бильбо от своей честно заработанной доли сокровищ, как ни разу не изменил он своему долгу, хотя ответственность за поиски клада он взял на себя отнюдь не по своей воле.)
Музыкальный конкурс
Вы хорошо узнали героев сказочной повести Толкина, путешествовали с ними, радовались их победам, сопереживали им в их неудачах, ненавидели их врагов. Послушайте музыку, которую подобрали ваши одноклассники. Подумайте, кому из персонажей соответствует эта музыка? С кем ассоциируется? Почему? Может быть, она напоминает какой-нибудь эпизод?
Дети подобрали интересные композиции современных групп, но, на наш взгляд, самой яркой музыкой была музыка Грига. К ней же прозвучал и грамотный комментарий ученицы музыкальной школы:
“Эта пьеса норвежского композитора Эдварда Грига так и называется — “Шествие гномов”. В ней три части.
Сначала откуда-то издалека доносятся мерные низкие звуки в маршевом ритме. Всё сильнее, громче звучит музыка; она приближается — это показалась весёлая гурьба гномов. Они то перебегают с места на место, то дружно, вприпрыжку, вышагивают под звуки маршевой музыки. Иногда гномы весело кувыркаются в траве, гоняясь друг за другом. Музыка всё ближе и ближе... Она звучит очень громко, даже немного грозно, а затем постепенно затихает. Будто гномы остановились и замолкли от изумления, увидев что-то необыкновенное. Музыка средней части мягкая, спокойная. Но вот врывается стремительная музыка шествия. Опять забавно зашагали весёлые сказочные человечки. Музыка звучит всё громче и громче, слышится шум, топот, свист, но потом всё постепенно успокаивается и стихает: гномы удаляются и, наконец, совсем скрываются вдали. Их ждут опасные приключения. Два резких аккорда обрывают эту фантастическую музыкальную картину, словно возвращая нас в мир действительности.
Слушая эту пьесу Грига, я представляю себе гномов из “Хоббита” в ярких капюшонах и с разноцветными бородами.
“В пещере горного короля” — это тоже Григ.
Протяжный звук в начале пьесы — словно доносящийся издалека сигнал, призывающий собраться сказочных существ. Музыка звучит насторожённо и таинственно. Показываются большие, грузные и уродливые тролли. Они двигаются не спеша, переступая своими неуклюжими лапами. Музыка очень выразительно передаёт тяжеловесную поступь фантастических существ.
Музыка звучит всё быстрее и громче, словно сказочные существа завертелись в дикой пляске. Темп ускоряется, тяжелея. Слышен топот сотен и сотен ног. Кажется, что эта страшная, демоническая сила готова всё сокрушить на своём пути. Так музыка Грига передаёт злобный, жестокий характер троллей. Такими мы их видим и в “Хоббите” Толкина”.
Конкурс “Цветослов”
Один и тот же образ, одно и то же настроение могут быть выражены разными средствами: словом, звуком, цветом. Нас окружает яркий, цветной, красочный мир. Способны ли вы видеть образы в цвете? Какого цвета Голлум? (Чёрного.)
Что символизирует чёрный цвет? (Страх, ужас, мрак, уныние, скорбь.)
Какого цвета, по вашему мнению, хоббит?
(Интересно, что у многих детей хоббит ассоциируется с фиолетовым цветом, а фиолетовый цвет — цвет дружбы, достоинства, величия, великолепия. И путешественники со склонов Туманных гор видели родную страну Бильбо “в сиреневой дымке”.)
Конкурс “Что это?”
Что делает сказку волшебной? Не только фантастические герои. В каждой волшебной сказке есть волшебные предметы. Есть ли такие предметы в сказочной повести Толкина?
Учитель демонстрирует меч, ключ, кинжал и кольцо, задавая вопросы.
- Расскажите, в чём заключается волшебство меча?
- Покажите на карте, где был найден меч.
- Какую дверь открыл ключ?
- Покажите на карте, где пригодился ключ.
- В чём волшебство кинжала?
- Какова его судьба?
- Покажите на карте место, где было найдено кольцо.
- Когда кольцо впервые помогло Бильбо?
- Как использовал Бильбо кольцо?
- В каких ещё сказках действует волшебное кольцо?
Конкурс “Туда и обратно”. (Путешествие по карте)
В фольклорных сказках повторяется мотив опасных странствий, мотив приключений. Вся сказочная повесть Толкина построена на приключении, в котором герой приобретает мудрость и великодушие. Вспомните подзаголовок “Хоббита” — “Туда и Обратно”.
(По заранее подготовленной карте одна команда прослеживает маршрут путешественников туда, к Одинокой горе, а другая команда — обратно.)
У большого, настоящего писателя нет ничего случайного. Подзаголовок книги наводит на мысль о путешествии-кольце. Хоббит вернётся к тому месту, откуда начал путь, но уже иным, изменившимся. Да и сам образ кольца приобретает другой, более важный смысл.
Конкурс “Домашнее задание”
Что же могло случиться с волшебным кольцом после возвращения хоббита домой? Свои небольшие сочинения на эту тему нам предложат два участника команд.
Сочинения.
“На следующий день после замечательной беседы с Гэндальфом, выпив чашечку горячего чёрного кофе, сидя на кресле у камина и куря трубку, мистер Бэггинс неожиданно вспомнил о кольце. Да, да, о том самом кольце, которое хранил в глубокой тайне и которым пользовался, только когда приходили неприятные гости.
Бильбо встал с кресла и стремительным шагом пошёл в сторону заветной кладовой (там он и хранил волшебное кольцо).
Сняв с пояса связку ключей, Бильбо открыл одним из них дверь кладовой, где находились съестные припасы: банки с клубничным, черничным, малиновым вареньем, кадушки с огурцами и помидорами, огромные тыквы, кабачки и баклажаны. Пройдя немного вперёд, отодвинув занавеску, Бильбо прошёл дальше. Перед ним стоял огромный резной сундук. Хоббит снова взял ключ из связки и открыл сундук. Но, к его изумлению, кольца там не оказалось. Бильбо внимательно осмотрел всё рядом с сундуком. Кольца не было! Бильбо начал тщательно обыскивать всю кладовую. Вскоре, совсем уставший, вспотевший, хоббит понял, что кольцо окончательно пропало. Может, его кто-нибудь взял, может, оно закатилось в мышиную норку и какая-нибудь прожорливая крыса его проглотила, а может, оно каким-то таинственным образом вернулось к своему хозяину Голлуму? Кто знает?
Совсем поникший хоббит медленно побрёл в столовую, удобно устроился в уютном кресле и через несколько минут уснул. Ему снились сладкие сны. А когда хоббит проснулся, то даже и не вспомнил о кольце”. (Юля Г.)
“После своего опасного путешествия Бильбо долго отдыхал, иногда вспоминая про злобного Голлума и волшебное кольцо, которое хоббит хранил на кухне.
Однажды, когда Бильбо пил сладкий чай с любимыми кексами, к нему настойчиво постучали в дверь. Он открыл и чуть не упал в обморок. За дверью стоял мерзкий Голлум. Голлум ворвался в нору и чуть не съел Бильбо, но хоббит вовремя спрятался под кровать и не показывался. Голлум долго искал хоббита, но безуспешно. Зато случайно наткнулся на волшебное кольцо и громко закричал от безудержной радости и восторга. Голлум шипел: “Оно вернулос-с-сь! Бэггинс-с-с — вор, но мы наш-ш-шли волшебное кольцо и возвратимс-с-ся с-с-с ним в нашу пещ-щ-щеру, моя прелес-с-сть”. Бильбо не удержался, выскочил из-под кровати, выхватил кольцо из паучьих лап Голлума и понёсся быстрее ветра по улице, добежал до обрыва и... бросил кольцо в реку. Голлум от столь сильного потрясения прыгнул за кольцом, но почему-то больше не вынырнул. Интересно, нашёл ли он кольцо или ищет до сих пор? А Бильбо со спокойной душой вернулся домой и продолжил пить чай с кексами”. (Маша П.)
(Любопытно, что в сочинениях дети решили судьбу кольца одинаково — Бильбо лишился кольца, то есть подсознательно маленькие читатели постарались уберечь любимого героя от опасности, которую несёт в себе таинственное кольцо.)
Выставка книг Толкина
Таинственное кольцо, дающее его обладателю невидимость, оказалось Кольцом Власти, и три книги “Властелина колец” рассказывают о вселенской битве Добра со Злом. Начав читать “Властелина колец”, вскоре забываешь и о Бильбо, и о походе на свирепого дракона — столько захватывающих приключений обрушивается на нас.
Кольцом владеет Фродо, племянник Бильбо. И оказывается, что за кольцом охотятся силы Зла. Ведь оно способно дать полную власть над людьми и деревьями, над гоблинами и троллями, над всем миром. Хоббитов, друзей Фродо, преследуют мёртвые чёрные всадники, за каждым шагом невысокликов следит Всевидящее Око. Но всё же друзья отправляются в страну Зла, откуда никто не возвращается живым. “Властелин колец” откроет вам неповторимый мир фантазии Толкина.
Домашнее задание.
Письменный развёрнутый ответ на вопрос: “Как бы я распорядился кольцом Всевластия?”
Заключительное слово учителя.
Урок заканчивается. Но мы не прощаемся с Толкином. Нам нужна его светлая и мудрая сказка, в которой легко разглядеть самих себя, своё время. Английский писатель подарил нам чудесных героев, и отныне они надолго станут нашими верными спутниками. И пусть книга не подскажет решения наших проблем. Выбирать и отвечать за сделанный выбор придётся самим. Но всё же чуть легче будет идти своим путём в новом веке и новом тысячелетии.
Литература
1. Вайсман А.И., Лысенко Л.Л. Сказка Дж. Р.Р. Толкина “Хоббит, или Туда и Обратно”. 5-й класс // Литература в школе. 1998. № 2. С. 149–155.
2. Гаков В. Век Толкина // Толкин Дж. Р.Р. Хоббит. Минск: Высшая школа, 1992.
3. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М., 1991.
4. Муравьёв В. Предыстория // Толкин Дж. Р.Р. Хранители. М.: Радуга, 1991. С. 5–27.
5. Свердлов М. Дж. Р.Р. Толкин и его герой хоббит // Литература. 1998. № 32. С. 8–9.
6. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Литература / Авт.-сост. Н.В. Чудакова. М.: ООО ““Фирма”. Изд-во АСТ”. 1995. С. 368–373.