Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Ольга ХАРИТОНОВА,
гимназия № 3,
г. Воронеж
ВИШНЁВЫЙ САД
Игра по одноимённой пьесе А.П. Чехова; 10-й класс
Сценарий построен на материале пьесы А.П. Чехова “Вишнёвый сад”. Финальный конкурс “Клуб знатоков” рассчитан на учащихся, углублённо изучавших драматургию писателя. В состязаниях принимают участие три команды. Оценку деятельности соревнующихся сторон производит жюри из числа учителей и учеников. Конкурсы, требующие кратких, однозначных ответов на вопросы, принесут командам по одному очку. Выполняя творческие задания, ребята смогут заработать от одного до пяти баллов.
I. Кто ты будешь такой?
Данный конкурс потребует направить усилия игроков на “узнавание” героев пьесы “Вишнёвый сад”. Узнавание это будет производиться в три этапа. Ведущий последовательно зачитывает реплики различных персонажей, в которых речь идёт о выбранном герое, или самохарактеристики этого героя. Если действующее лицо пьесы угадано с первой попытки, команда получает три очка, со второй и третьей — соответственно либо два, либо только одно очко.
Задание команде № 1
1. “Ты... очень умный человек и очень страшный; тебя должны безумно любить женщины”.
2. “Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направление, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря...”
3. “Человек он несчастливый, каждый день что-нибудь. Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья”. (Епиходов)
Задание команде № 2
1. “Всё одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, зачем я, неизвестно...” “У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне всё кажется, что я молоденькая”.
2. “Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала salto-mortale и разные штучки”.
3. “Я выросла, пошла в гувернантки”. (Шарлотта)
Задание команде № 3
1. “...Древний род наш... происходит будто бы от той самой лошади, которую Калигула посадил в сенате...”
2. “Если бы энергия, которую вы в течение всей вашей жизни затратили на поиски денег для уплаты процентов, пошла у вас на что-нибудь другое, то, вероятно, в конце концов вы могли бы перевернуть землю”.
3. “Не теряю никогда надежды. Вот, думаю, уж всё пропало, погиб, ан глядь, — железная дорога по моей земле прошла, и... мне заплатили...” (Симеонов-Пищик)
II. Интервью у литературных героев
В продолжение данного конкурса участники состязаний смогут почувствовать себя на месте героев чеховских произведений. Надев “маску” того или иного персонажа, ребята должны будут ответить на вопросы ведущего. Беседе предшествует этап “узнавания” героев, в которых учащимся предстоит перевоплотиться в дальнейшем: игрок получает карточку, содержащую характеристику персонажа. Прочитав вслух эту характеристику, ученик называет литературного героя и далее уже беседует с ведущим от лица оного.
Задание игроку команды № 1
Ермолай Лопахин
Узнай героя: “Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, жёлтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд... Только вот что богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком...”
Вопросы:
1. Ермолай Алексеевич, вы однажды заметили: “Знаете, я... работаю с утра до вечера... Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало...” Чего или кого недостаёт в России, на ваш взгляд? Продолжите своё высказывание. (“...честных, порядочных людей”.)
2. Петя Трофимов говорил о вас следующее: “...вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как... нужен хищный зверь... так и ты нужен”. Вспомните, пожалуйста, как Петя обосновывал необходимость вашего существования в качестве хищника. (“Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадается ему на пути, так и ты нужен”.)
3. Во время прощального разговора с Петей Трофимовым вы признавались: “Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно...” Какие же горизонты, какие истины открывались вам в подобные мгновения жизни? (“...будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего”.)
Задание игроку команды № 2
Петя Трофимов
Узнай героя: “Мне ещё нет тридцати, я молод, я ещё студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, как нищий, и — куда только судьба не гоняла меня, где я только не был! И всё же душа моя всегда, во всякую минуту, и днём и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий”.
Вопросы:
1. Пётр Сергеевич, хоть вы однажды и заявили, что боитесь “серьёзных разговоров” и предпочитаете им молчание, тем не менее, беседуя с Аней, вы много философствуете, проповедуете. Вот одно из ваших рассуждений: “Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет ещё ровно ничего, нет определённого отношения к прошлому... Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала...” Закончите свою мысль. (“...искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом”.)
2. Вы чрезвычайно категоричны в своих суждениях, раздаёте окружающим немало советов. Что пожелали вы при прощании Лопахину? (“...Не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки — размахивать. И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так — это тоже значит размахивать...”)
3. “Человечество идёт к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!” — гордо утверждали вы. “Дойдёшь?” — поинтересовался Лопахин. “Дойду или...” Каков был ваш ответ? (“...или укажу другим, как дойти”.)
Задание игроку команды № 3
Любовь Раневская
Узнай героя: “Вышла за не дворянина и вела себя, нельзя сказать, чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая, славная <...> но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, всё же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в её малейшем движении”.
Вопросы:
1. “Уж очень много мы грешили...” — такое признание сорвалось с ваших губ в момент тревожного ожидания. В греховности вас обвиняют многие, начиная от вашего брата Леонида Андреевича и заканчивая Варей и Петей Трофимовым. В чём же состоят ваши грехи, по вашему собственному признанию? (См. монолог Раневской “О, мои грехи...” Д. 2.)
2. Петя Трофимов как-то заметил вам, имея в виду Варю: “Всё лето не давала покоя ни мне, ни Ане, боялась, как бы у нас романа не вышло”. “Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви”. А что вы, любезная Любовь Андреевна, можете сказать о себе в этом плане? (“А я вот, должно быть, ниже любви”.)
3. Когда вы узнали о том, что имение продано на торгах, и о том, кто его купил, вы, опустившись на стул, горько расплакались. Аня бросилась утешать вас: “Вишнёвый сад продан, его уже нет, это правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась ... [?] ...” “Мы, мама, будем вместе [?] ...и перед нами откроется новый, чудесный мир...” Итак, какая ценность осталась у вас, по мнению дочери? Что Аня вам предлагала делать вместе, для того чтобы состоялось обновление жизни? (“...осталась твоя хорошая, чистая душа...”; “... читать разные книги... прочтём много книг...”)
III. “Житейская мелочь”
Ребята получают листы с тестовыми заданиями, в течение 30 секунд знакомятся с ними, затем представители команд читают вслух вопросы и выбирают правильный вариант ответа.
Задание команде № 1
Запахи и звуки
1. Гаев (Яше). “Отойди, любезный, от тебя ... пахнет”. Чем же пахнет от лакея Яши?
2. Любовь Андреевна. “И зачем я поехала завтракать... Дрянной ваш ресторан с музыкой, скатерти пахнут ...” Чем пахнут скатерти в пристанционном ресторане?
3. Гаев. “А здесь ... пахнет”. Чем пахнет в господском доме?
4. Фирс. “Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и ... бесперечь”. Какой неприятный звук раздавался, если верить Фирсу, накануне манифеста 1861 года?
5. Всем памятны в пьесе звук “лопнувшей струны” и стук топора по вишнёвым деревьям (4 действие). А какой ещё звук раздаётся в момент прощания старых хозяев со своим имением?
Задание команде № 2
Продукты питания
1. Шарлотта. “Моя собака и ... кушает”. Что же может употреблять в пищу собака Шарлотты?
2. Любовь Андреевна. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один ... а я трачу как-то бессмысленно...” Что выдаёт Варя старикам на кухне?
3. Пищик. “Что в Париже? Как? Лягушек ели?” Любовь Андреевна. “... ела”. Мясо каких экзотических животных ела Раневская в столице Франции?
4. Гаев. “Говорят, что я всё своё состояние проел на ...”
5. Любовь Андреевна. “Муж мой умер от ... — он страшно пил...” От чрезмерного употребления какого алкогольного напитка скончался супруг Раневской?
Задание команде № 3
Социальный статус, род занятий
1. Любовь Андреевна. “А Варя по-прежнему всё такая же, на ... похожа”. На кого похожа Варя, по словам Раневской?
2. Трофимов. “Меня в вагоне одна баба назвала так ...” Как же назвала женщина этого чеховского героя?
3. Лопахин. “До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещё ...” Кто же появился в русской деревне на рубеже веков?
4. Фирс. “Живу давно. <...> А воля вышла, я уже старшим ... был. Тогда я не согласился на волю, остался при господах...” Какую должность исполнял Фирс при господах?
5. Трофимов. “Твой отец был мужик, мой ... и из этого не следует решительно ничего”. Каков был род занятий отца Пети Трофимова?
IV. “Дорогой, многоуважаемый шкап!”
Конкурс юных демагогов
Ведущий. Один из главных героев пьесы “Вишнёвый сад” Леонид Андреевич Гаев имеет склонность произносить выспренние речи. Примером тому служит монолог перед шкафом. Помните? “Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твоё существование...” Внимание — вопрос командам:
Какие “заслуги” шкапа превозносит Гаев?
(“...Твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания”.
Задание командам: Подготовьте подобную хвалебную речь в честь какого-нибудь неодушевленного предмета, например письменного стола, ученического дневника, школьного ранца, географической карты, глобуса, набора фломастеров и так далее.
V. Клуб знатоков
Данный конкурс предусматривает знание текстов сверх школьной программы.
Индивидуальные задания
Ведущий вызывает от каждой команды по одному игроку и вручает им карточки с записью афоризмов, принадлежащих героям чеховских пьес. Афоризмы эти неполные. Задача участников конкурса — продолжить высказывания и, по возможности, указать, кто в произведениях их произносит. На обдумывание ответа даётся небольшое количество времени. Отметим: вовсе не требуется воспроизводить ключевую часть афоризмов дословно, вполне достаточно, если учащиеся смогут передать основной смысл высказываний.
Афоризм для знатока команды № 1:
“Русскому человеку в высшей степени свойственен возвышенный образ мыслей, но скажите, почему он в жизни...” (“...хватает так невысоко?”; “Три сестры”, Вершинин.)
Афоризм для знатока команды № 2:
“В человеке должно быть всё прекрасно...” (“...и лицо, и одежда, и душа, и мысли”; “Дядя Ваня”, Астров.)
Афоризм для знатока команды № 3:
“...Светляки... светят ночью только для того, чтобы их легче могли увидеть и съесть ночные птицы, а хорошие люди существуют для того, чтобы...” (“...было что есть клевете и сплетне ”; “Иванов”, Саша.)
Пока представители команд выполняют индивидуальные задания, ведущий предлагает соревнующимся сторонам принять участие в викторине по драматургии А.П. Чехова.
Вопросы:
1. Какая чеховская героиня одевается всегда только в чёрное? Почему? (Маша Шамраева, “Чайка”. “Это траур по моей жизни. Я несчастна”.)
2. “Человек в футляре” известен практически всем, равно как и его пресловутые калоши и зонтик. В одном из произведений писателя присутствует некий “двойник” Беликова: “Жарко, душно, а наш великий учёный в пальто, в калошах, с зонтиком и в перчатках”. Узнали ли вы этого героя? (Профессор Серебряков, “Дядя Ваня”.)
3. “У Островского в какой-то пьесе есть человек с большими усами и малыми способностями... Так это я” — эта реплика принадлежит действующему лицу известной пьесы Чехова. Кто этот герой и с каким персонажем Островского он себя сравнивает? (Доктор Астров, герой пьесы “Дядя Ваня”, уподобляет себя Паратову из “Бесприданницы” Островского.)
4. “— А тигры у вас в Греции есть?
— Есть.
— А львы?
— И львы есть. Это в России ницего нету, а в Греции...”
Продолжите фразу. Какому чеховскому творению обязано своим возникновением это крылатое выражение?
(“В Греции всё есть”; “Свадьба”, сцена в одном действии.)
5. Писательница Лидия Авилова в своих воспоминаниях рассказала о том, как она признавалась в любви А.П. Чехову: “В ювелирном магазине я заказала брелок в форме книги. На одной стороне я написала: “Повести и рассказы. Соч. А.П. Чехова”, а с другой — “Стран. 267, стр. 6 и 7””. Согласитесь, неординарное объяснение в любви. У Чехова в одном из произведений есть точно такой эпизод, иные только номера страниц и строк. Кто комуобъяснялся в любви подобным образом? В каком произведении сие имело место? (Нина Заречная — Тригорину, “Чайка”.)
Помните ли вы текст этого “шифрованного” признания?
(Если найти эти строки в книге, то можно было прочесть: “Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее”, — пишет Л.А. Авилова в воспоминаниях. Фраза эта без изменений присутствует в “Чайке”.)
6. Герой одного из произведений Чехова указывает возраст дамы следующим образом: “Когда меня нет, ей только тридцать два года, при мне же сорок три, и за это она меня ненавидит”. Назовите этих чеховских персонажей. Чем обусловлены колебания возрастной границы? (Эти слова принадлежат герою пьесы “Чайка” Константину Треплеву, который жалуется Сорину на свою мать — актрису Аркадину, и звучат они в следующем контексте: “Ей хочется жить, любить, носить светлые кофточки, а мне уже двадцать пять лет, и я постоянно напоминаю ей, что она уже не молода. Когда меня нет, ей только тридцать два года, при мне же сорок три...”)
7. Перед вами портрет Ф.М. Достоевского работы художника В.Перова. “Я талантлив, умён, смел... Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти... Достоевский...” — признавался один чеховский герой. Кто это? (Войницкий, “Дядя Ваня”.)
8. В этом герое некоторые видят Тартюфа (“Ненавижу этого Тартюфа, возвышенного мошенника...”) . Сам же он неоднократно сравнивает себя с шекспировским персонажем. Узнали ли вы этого чеховского героя? С каким шекспировским персонажем он себя сравнивает? Какие чувства вызывает у него подобная аналогия? (Это Иванов, герой драмы “Иванов”. “Я умираю от стыда при мысли, что я, здоровый, сильный человек, обратился не то в Гамлета... не то в лишние люди... Есть жалкие люди, которым льстит, когда их называют Гамлетами или лишними, но для меня это — позор!”)
9. Персонаж одной чеховской пьесы “воображает, что он Лермонтов, и даже стихи пишет”. Назовите этого героя. В чём он находит сходство между Лермонтовым и своей персоной? (Солёный, “Три сестры”. “Но у меня характер Лермонтова. Я даже немножко похож на Лермонтова... как говорят...”)
Чтобы состязания получились интересными, зрелищными, в финале хорошо организовать конкурс инсценировок и провести награждение, объявив следующие номинации: “Лучшая женская роль”, “Лучшая мужская роль”, “Лучшее режиссёрское решение”, “Лучшая роль второго плана”, “Художник по костюмам”, “Художник-декоратор”...
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина школьных рюкзаков, портфелей и ранцев MULTIKRASKI.RU. Каждый родитель знает, как важно выбрать для первоклассника правильный ранец, чтобы не испортить ребенку осанку. С возрастом дети становятся взыскательней к форме и расцветке и тут на помощь приходят школьные ортопедические рюкзаки. Чтобы организовать грамотное питание школьника можно купить термосумки и боксы для еды. В интернет-магазине вы сможете приобрести не только школьные ранцы и рюкзаки, но и большое количество вспомогательных вещей для обучения в школе: мешки для обуви, канцтовары и товары для творчества. Самовывоз в Москве и Санкт-Петербурге, доставка курьером и почтой по всей России.