Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Савелий Сендерович. ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ: страницы истории. 2-е изд., перераб. М.: АГРАФ,2002. 368 с. |
Работа профессора русской литературы и средневековых исследований Корнельского университета (США) С.Я. Сендеровича посвящена сложившемуся в средние века особому культу почитания святого Георгия. В Западной Европе под его именем проходят Крестовые походы, он признан патроном королевских домов. На Руси в ситуации особого совмещения христианской (церковной) и языческой (народной) традиции культ святого Георгия закрепляется в двух формах: культ святого великомученика и культ грозного воина, победоносца. "С этой двойственностью, — как утверждает автор книги, — связан творческий смысловой потенциал образа святого Георгия в русской культуре". Особую популярность и распространение получила легенда, в которой рассказывается, как святой Георгий спасает дочь царя-язычника из пасти дракона. Эта легенда (в русской версии — Чудо Георгия о Змии) возникла в сравнительно поздний период и представляет собой вариант "чисто аллегорического представления Георгия в качестве защитника Церкви, представленной женской фигурой, и победителя дьявола, представленного в виде дракона".
В работе Сендеровича рассматриваются дальнейшие трансформации этой легенды и основных её образов. Как утверждает автор, культурный комплекс, связанный с фигурой Георгия Победоносца, является основным для русской культурной традиции и проявляется на многих уровнях как идеологии, так и искусства (подробный разговор об этом читатель найдёт в первой главе, посвящённой истории возникновения и развития культа святого Георгия и его отражению в культурном сознании разных исторических эпох).
Учителя-словесника книга привлечёт интересным прочтением классических текстов (от «Слова о полку Игореве» до романа Пастернака). Именно фигура Георгия позволяет автору по-новому взглянуть на известные произведения, расставить подчас неожиданные смысловые акценты в хорошо известных произведениях.
Не со всеми гипотезами учёного можно согласиться, но, несомненно, познакомиться с ними будет в высшей степени полезно. Полезно — потому что автор сам приглашает нас к размышлению над его "заметами" и активному сотворчеству. Делать же это тем более приятно, что написана книга доступно и занимательно. Интонация доверия к читателю — ещё одно из достоинств работы С.Я. Сендеровича. Это черта настоящего преподавателя, которую не могут не отметить коллеги. Думается, единичные фразы типа "континуум временных моментов трансформируется в симультанную структуру" оставлены автором намеренно для создания стилистического диссонанса, для того, чтобы продемонстрировать ущербность и пустоту научного волапюка, — и в конечном счёте для того, чтобы показать, как можно, изъясняясь простым "средним штилем", говорить о серьёзных научных проблемах.