События и встречи
ТРИБУНА
Римма ХРАМЦОВА
Готовимся к сочинению эффективно
Часто в своей практике, готовя материалы для экзамена или зачёта, я замечала, что многим ребятам психологически легче готовиться к небольшому количеству вопросов, объединённых в тематические блоки. Объём содержания остаётся тем же, но, перераспределённый, перестаёт пугать учеников. В нынешних условиях (непривычно доверительное со стороны Министерства отношение настораживает учителя, привыкшего ждать подвоха) пугают и простейшие арифметические подсчёты. Тем более что приходится не только умножать 8 на 35, но и заниматься вычитанием из числа календарных (оставшихся до экзамена) тридцати дней сумму пришедшихся на праздники и выходные. На оставшихся уроках литературы учителя, естественно, всё время посвятят повторению и подготовке к экзамену. Ведь 280 тем — пугают. (А было ли их меньше до этого года? Только мы об этом не знали.)
Как в условиях ограниченного времени для подготовки к экзамену облегчить жизнь себе и ученикам? Как сделать эту работу наиболее эффективной? При внимательном анализе формулировок темы № 7, которая предполагает "анализ идейно-художественного своеобразия произведения малой (что важно при дефиците времени на повторение) формы (рассказ, повесть, сказка, баллада, поэма) ХIХ или ХХ века (автор назван, произведение выбирает учащийся)", можно обнаружить много СБЛИЖЕНИЙ. НЕ СТРАННЫХ, впрочем, а вполне закономерных. Сближений, дающих возможность учителю сэкономить время и силы. Мои советы относятся к области стратегии, которую можно избрать при подготовке в оставшиеся две-три недели.
Итак, можно обнаружить следующее. В комплектах № 9 и 17 седьмая тема одна и та же: «Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького. (На примере одного из рассказов.)». Темы комплектов № 19 и 31 звучат следующим образом: «Сюжет, проблематика, образы одной из поэм С.Есенина» и «Анализ одной из поэм С.Есенина». Писать по произведениям А.И. Солженицына предлагается в комплектах № 1 и 10, и темы звучат таким образом («Автор и его герой» и «Проблема нравственного выбора»), что ученик может выбрать один и тот же рассказ. Тем более что тема № 2 в двух комплектах сформулирована по творчеству (№ 24) А.И. Солженицына и конкретно рассказу «Матрёнин двор» (№ 5), а этот тип темы "даёт выпускнику большую (О или У?) свободу в выборе ракурса анализа произведения". Похожая ситуация и с темами по творчеству И.А. Бунина. В комплекте № 6 читаем: «Проблематика и герои одного из рассказов И.А. Бунина», в комплекте № 15: «Лиризм прозы И.А. Бунина. (На примере одного из рассказов.)». Комплекты № 7 и 22 предлагают в качестве формулировки второй темы цитаты из «Антоновских яблок». При подготовке к экзамену логично объединить эти 4 темы в единый блок. Ещё несколько формулировок, связанных с прозой ХХ века. Темы комплектов № 3 и 23 – по творчеству А.И. Куприна — «Художественное своеобразие одного из произведений» и «Тема любви в прозе А.И. Куприна. (На примере одного из рассказов.)» — при повторении вообще можно объединить. То же и с темами комплектов № 5 и 14 – по творчеству В.Шукшина («Сюжет и герои одного из рассказов» и «Особенности народного характера в прозе В.Шукшина. (На примере одного из рассказов.)» В комплекте № 8 выпускникам предлагается рассуждать об «Особенностях проблематики одного из произведений В.Распутина», а в № 33 – о «Нравственной проблематике современной прозы. (По одному из произведений по выбору учащегося.)». Советую обратить внимание коллег на формулировку седьмой темы в комплекте № 16: «Особенности проблематики одного из произведений военной прозы». Её возможно объединить как с «Гуманистической темой в рассказе М.Шолохова "Судьба человека"» (№ 30), так и с темой «Человек на войне. (По одному из произведений современной литературы.)», поскольку формулировка "военная проза" позволяет понять это и как "произведения о войне", и как "произведения, написанные во время войны".
До сих пор мы говорили о прозе, но в комплектах присутствуют темы, посвящённые лиро-эпическому жанру — поэме. Здесь тоже возможен путь объединения тем в блоки. Например, тем комплектов № 2 и 11 — «Сюжет, герои и проблематика одной из баллад В.А. Жуковского» и «Тема судьбы в одной из баллад В.А. Жуковского». А повторять особенности жанра романтической поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова мы будем, имея в виду сразу три комплекта: 4, 7 и 13.
Поскольку в данной теме указываются произведения конкретных жанров, фамилии писателей, творчество которых приходится на эпоху определенного литературного направления, то необходимо уделить внимание повторению таких понятий из области теории и истории литературы, как БАЛЛАДА, ПОЭМА, РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА, РАССКАЗ, СКАЗКА; СЮЖЕТ, ТЕМАТИКА, ПРОБЛЕМАТИКА; СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И РОМАНТИЗМ.
И – успехов на экзамене вам, дорогие коллеги, и вашим ученикам!