Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Ирина РОЖДЕСТВЕНСКАЯ,
школа № 2, г. Арзамас,
Нижегородская область
11-й класс
Образ чёрного человека в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и в поэме С.Есенина «Чёрный человек»
Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек...
Образ чёрного человека имеет в творчестве А.С. Пушкина глубокие корни. Почти все поэмы, драмы, сцены, сказки, повести поэта связаны между собой одним признаком: вторжением сверхъестественной потусторонней силы в человеческую жизнь. Идея рока зародилась в творчестве ещё совсем молодого Пушкина и приняла облик сказочного и одновременно карикатурного Черномора. Эта идея росла, развивалась, грозила каменной десницей командора, скакала Медным Всадником за Евгением, опустилась на дно реки и стала мстительной русалкой. Но нигде эта идея не делалась таким страшным расплывчатым пятном, как в тихой поступи безликого чёрного человека.
— Что же это за человек, который так тревожит Моцарта? Было ли что-то необычное в его появлении?
(О чёрном человеке мы ничего не знаем, не можем вообразить себе черты и выражение его лица. Этот странный заказчик для Моцарта лишь "кто-то" и "тот же", одетый в чёрное, что-то почти потустороннее, бесплотное. А в самом его появлении в доме Моцарта нет ничего странного, ведь композиторы, особенно небогатые, часто писали музыку по заказу.)
— Чего же так испугался Моцарт? Ведь принял же он роковой заказ — Реквием и, по собственным словам, сел тотчас же и стал писать?
(Моцарта тревожит то, что этот чёрный человек не приходит за своим заказом. В безличии "одетого в чёрном" душа Моцарта почувствовала вестника смерти. И получается, что эту траурную музыку он сочинил для себя самого, ведь он и сам признаётся, что "было б жаль расстаться // С моей работой, хоть совсем готов // Уж Requiem".)
— А может быть, этот безликий загадочный чёрный человек, который не пришёл за собственным заказом, — лишь плод воображения Моцарта?
(Этого не может быть, так как его видел не только сам Моцарт, о посещениях чёрного человека ему трижды докладывали другие.)
— И вот изнурённый бессонницей, потемневший от подозрений Моцарт идёт к Сальери и говорит: "Мне совестно признаться в этом". Почему совестно? И в чём? Неужели лишь в дурных предчувствиях?
(Стыдятся обыкновенно чего-то дурного; возможно, сказано "совестно" потому, что здесь не смутное предчувствие, а подозрение, имеющее точный адрес.)
— Найдите те слова, которые Моцарту трудней всего произнести, слова, в которых он связывает чёрного человека и Сальери.
("Вот и теперь // Мне кажется, он с нами сам-третей // Сидит".)
— О каком же весёлом, лёгком Моцарте может идти речь в первой сцене! Какой уж тут "гуляка праздный". (Вспомним, что Моцарт говорит: "Бессонница моя меня томила". "Моя" — так говорят только о чём-то постоянном, привычном, установившемся.) Не до гуляний в эти три недели. И Моцарт идёт к другу, решив признаться в подозрениях, исповедаться, очистить душу.
А не противоречит ли этому состоянию Моцарта ремарка "Моцарт хохочет"?
(Нет, ведь он не смеётся беззаботно, а именно хохочет. Герои Достоевского тоже подчас хохочут в минуты напряжённые, решающие и трагические.)
— Обратите внимание на реакцию Сальери на слова Моцарта.
(Именно сейчас он задаёт нетерпеливые вопросы, перебивает говорящего Моцарта. До этого момента Сальери спокойно выслушивал Моцарта до конца. Сальери ошеломлён известием о Реквиеме. Прежде чем спросить, давно ли Моцарт сочиняет Реквием, он может лишь воскликнуть: "А!" Это "А!" пронзительно, ведь Сальери приговорил Моцарта к смерти, а тот, ничего об этом не зная, сам как бы предощущает свою гибель. Сальери поражён прозрением гения.)
— Почему на страшное признание Моцарта о чёрном человеке Сальери тотчас, не задумываясь, отвечает шуткой, ссылаясь на шампанского бутылку и на весёлую «Женитьбу Фигаро»?
(Сальери ведёт себя словно сознательный союзник безликого посетителя, он отвлекает Моцарта шуткой и усыпляет его внимание.)
— Оба, каждый по-своему, ощущают дыхание приближающейся смерти Моцарта. Создаётся впечатление, что герои читают мысли друг друга. Ведь именно сегодня окрепло решение Сальери отравить Моцарта, а тот, словно предчувствуя свою судьбу, спрашивает:
Ах, правда ли, Сальери,
Что Бомарше кого-то отравил?
Обвинив всё мироздание в несправедливости, Сальери приходит к мысли о необходимости освободить человечество от Моцарта:
...я избран, чтоб его
Остановить, — не то мы все погибли.
Почему явление Моцарта неприемлемо для Сальери? Ведь принял же он великого Глюка, Пиччини?
(Сальери завидует не гению Моцарта, он считает, что Моцарт — "гуляка праздный", что он не заработал своих райских песен, они достались ему даром. Поэтому он восклицает: "...нет правды на земле, // Но правды нет — и выше!")
— Да, он берёт на себя право судить и небо, и землю. Он утверждает свою собственную правду как единственную. Сальери совершает грех Иуды. И сцена в трактире Золотого Льва — как бы символизация Тайной вечери. Что же влечёт Моцарта к Сальери?
(Моцарт чувствует роковое излучение, исходящее от Сальери, и отчасти сознательно, отчасти интуитивно борется не только со своим, но и с его мраком, со всякой тенью зла. Мы чувствуем, что чёрный человек не просто реальная личность, мы ощущаем, что это ещё и чёрная совесть самого Сальери.)
* * *
Образ чёрного человека, некоей таинственной потусторонней силы, вмешивающейся в земную жизнь людей, существовал в литературе и до, и после Пушкина («Фауст» Гёте, «Чёрный монах» Чехова, «Жизнь человека» Л.Андреева)...
Поэму С.Есенина «Чёрный человек» отделяет от пушкинского произведения почти сто лет. Эта поэма — загадка, споры о ней продолжаются и по сей день (и даже время написания является предметом споров). Кто же такой чёрный человек у Есенина, какой смысл вложен в этот образ?
— Как появляется чёрный человек в поэме С.Есенина?
(Он появляется иначе, чем у Пушкина. Он возникает как страшное видение, как ночной кошмар.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь
Чёрный человек,
Чёрный человек,
Чёрный человек
На кровать ко мне садится,
Чёрный человек
Спать не даёт мне всю ночь.
Трижды повторенное сочетание «чёрный человек» как навязчивый бред передаёт смятение и потрясение героя.)
— Какими средствами автор показывает, что это видение возникает у психически больного героя?
(Вся первая строфа пронизана повторами: "друг мой, друг мой", "очень и очень", "болен", "боль". Они усиливают напряжённость и взволнованность поэтической речи. А метафорическое сопоставление таких несовместимых, казалось бы, понятий, как осенний листопад и "осыпание" мозгов от алкоголя, отражает болезненное состояние героя.)
— Монологи ночного гостя в первой и во второй частях начинаются одинаково: с обращения "слушай, слушай". Но тональность их совершенно различна. Почувствовали ли вы это?
(Вначале чёрный человек сдержан, почти добродушен и по-приятельски посмеивается над собеседником, рассуждая о прекраснейших планах в книге жизни поэта, читает из неё выдержки. А во второй части в речи героя появляется язвительный, ядовитый оттенок. Он издевается, грубит, бравирует своим цинизмом.)
— Почему между первой и второй частями пропущенная строфа?
(Мрачный призрак молчит. И это молчание оттеняет глубину самоосуждения героя. Уже не чёрный человек, а он сам называет себя "скандальным поэтом", "жуликом" и "вором".)
— Как вы объясните то, что к концу проповеди ночного гостя характер её снова меняется?
(Словно иссяк заряд ненависти, слышатся задумчивые ноты. В речи чёрного человека чувствуется мягкость, неуверенность. Исчезают местоимения я, ты, и незваный гость говорит о поэте в третьем лице:
Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами...
Буквально на глазах чёрный человек сближается с лирическим героем и перестаёт быть его антиподом.)
— Что способствует окончательному слиянию чёрного человека с героем?
(Повторение одной бытовой детали — цилиндра, вначале принадлежащего ужасному видению, а в конце — самому поэту, тем самым удостоверяется нереальность чёрного человека, созданного больным воображением.)
— В чём источник трагедии лирического героя?
(Герой помнит себя "желтоволосым мальчиком с голубыми глазами", а сейчас его жизнь нагоняет тоску и страх. И эти два лика сливаются в один.
Чёрный человек — двойник героя. Узнав о себе беспощадную правду и поняв, что чёрный человек в нём самом, лирический герой растерян и подавлен. Поэтому поэма оканчивается на такой трагической ноте.
...Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мною нет.
Я один...
И разбитое зеркало...)
— Да, поэма заканчивается на трагической ноте, но это не тупик, а распутье: позади ночные кошмары, впереди — неизвестность, а в настоящем — осознание собственной вины за свою "изломанную жизнь".
"Прескверный гость" — чёрный человек у Есенина — это не только его личный враг, он враг всего прекрасного, враг человека. Он олицетворяет чёрные силы, живущие в каждом. И именно в этом чёрный человек Есенина близок пушкинскому образу.
Тема чёрного человека — распространённая тема литературы мировой и особенно русской. Как вы думаете, почему?
(Русскую литературу всегда отличало внимание к духовному поиску человека. А за душу человека всегда боролись две силы: тёмная и светлая, и не всегда светлая побеждала.)
И в произведении Пушкина, и в произведении Есенина перед нами предстаёт трагическое видение мира, нас завораживает какая-то тайна, разгадать которую мы попытались на нашем уроке.