Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2002

Читальный зал

Станислав Рассадин. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ОТ ФОНВИЗИНА ДО БРОДСКОГО

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Станислав Рассадин. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ОТ ФОНВИЗИНА ДО БРОДСКОГО. Станислав Рассадин.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ОТ ФОНВИЗИНА
ДО БРОДСКОГО
.
М.: СЛОВО/SLOVO,
2001. 288 с.
(Серия «Большая библиотека
«СЛОВА»).

Недавно канал «Культура» показал передачу о том, что, мол, русская литература умерла. Или не умерла, кому как понравится. Это шоу такое, когда под лозунгом «Культурная революция» и под патронажем нынешнего министра культуры интеллектуалы и тому подобные изгаляются. Кто с забавной заполошностью усиливается реформировать русский язык, кто в полудрёме рассуждает о проблемах рекламы… А мы, во глубине России, покорно смотрим.

Так вот: что касается русской литературы, то, сказать бы помягче... Слухи о ея смерти несколько преувеличены (прости, Марк Твен, но ты хорошо сказал — даром, что американец). Вот и книжка про это вышла. Пусть она и обращена к прошлому отечественной словесности. Как известно, русскую литературу хоронили неоднократно.

Кое-что из книжки этой печаталось, помнится, на страницах «Литературы» и других повременных изданий. Теперь авторская концепция предстаёт перед читателем во всей полноте. Опытнейший критик, яркий стилист Станислав Рассадин обращает наше внимание на феномен живого чтения, на те книги, которые не поддаются давлению времени, которые стряхивают с себя мусор хрестоматийных истолкований, которые интересны — без прагматического интереса к ним. Это не умирает. А из чего же ещё состоит литература, как не из того, что называется художественное произведение?!

Равное внимание уделяет Рассадин и личности писателя, его творческой силе, способности выломиться из удобных лубков традиций и шагнуть в манящее неведомое.

В начальной главе автор напоминает о давнем, но устойчивом мифе русской литературы, сводящем её к разрешению вопросов "Кто виноват?" и "Что делать?". А он предлагает увидеть иные кремнистые пути отечественной словесности, — "пути зарождения и падения вдохновенной личности". Так и движется эта книга от имени к имени, от гения (Державин) к обаятельному литературному хулигану (Барков), от "ненормального Гоголя" к "соцреалисту" Льву Николаевичу Толстому... В части, посвящённой литературе ХХ века, наряду с главой «Должность — советский писатель», есть заключение — «Победители». Это, по убеждению автора, Пастернак, Заболоцкий и Мандельштам, пришедшие в своём творчестве "к победной прозрачности (в самом деле означавшей победу над хаосом в мире и смутой в себе самих)". Это Марина Цветаева и Анна Ахматова, понимавшие: "рождённая настоящим страданием, поэзия — и в целом литература, искусство — рождается, чтобы не припугнуть человека этим страданием, а возвысить его". Высказанный тезис составляет и основной пафос этой работы Станислава Рассадина о живой русской литературе.

Как и положено серьёзным трудам, книга снабжена библиографией и именным указателем. В ней множество иллюстраций — хотя и чёрно-белых, но подобранных с тонким пониманием своеобразия литературы и книжной графики.

Л.МИХЛЮКОВА,
г. Астрахань

TopList 

Рейтинг@Mail.ru