Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2002

Архив

Эмблема VII Всероссийской олимпиады школьников по литературе 2002Седьмая Всероссийская олимпиада школьников по литературе

20–25 апреля в Пензе прошла VII Всероссийская олимпиада школьников по литературе.

До сих пор мы не сообщали нашим читателям о подобного рода мероприятиях, но, учитывая не раз высказываемые пожелания, редакция решила послать своих специальных корреспондентов в Пензу.

И не ошиблась: олимпиада оказалась и чрезвычайно занимательной, и невероятно насыщенной. В ней приняли участие 149 учеников 9-х, 10-х и 11-х классов из 49 республик, краёв, областей и автономных округов. По мнению всех участников, пензенские хозяева провели этот праздник школьной филологии на самом высоком уровне.

Дети работали с увлечением, учителя были яростными болельщиками. Разумеется, каждому хотелось, чтобы победил его питомец.

В первом туре «Комплексный анализ художественного текста» участникам следовало проанализировать рассказы В.Одоевского «Новый год (Из записок ленивца)» (9-й класс), А.Чехова «Шуточка» (10-й класс), И.Шмелёва «Гунны» (11-й класс).

Во втором туре «Интерпретация стихотворного произведения» были предложены следующие задания:

  • для 9-го класса: проанализировать поэму М.Лермонтова «Беглец», обратив внимание на способы художественного воплощения темы героизма и предательства в романтической поэме;
  • для 10-го класса: сопоставить стихотворения М.Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» и Ф.Тютчева «Последняя любовь», обращая внимание на характер лирического переживания;
  • для 11-го класса: проанализировать стихотворения М.Лермонтова «Ангел», Ф.Тютчева «Хоть я и свил гнездо в долине…», А.Блока «Готов ли ты на путь далёкий…». Также был предложен вопрос: "Что, на ваш взгляд, объединяет эти произведения? Обоснуйте свой ответ".

Вопросы третьего тура и ответы на них будут опубликованы в одном из ближайших номеров «Литературы».

Жюри, которое возглавлял доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культуры и гуманитаризации образования Московского областного института повышения квалификации работников образования Л.В. Тодоров, объявило имена лауреатов олимпиады и победителей творческих конкурсов, которых мы сердечно поздравляем.

В рамках олимпиады состоялся круглый стол по проблемам содержания литературного образования, который открыла министр образования Пензенской области, председатель оргкомитета VII Всероссийской олимпиады школьников по литературе Т.А. Чернецова.

Ведущий специалист Министерства образования России Е.А. Зинина обозначила основные проблемы, связанные с преподаванием литературы в школе.

Л.В. Тодоров взволнованно говорил об интеллектуальной деградации учащихся, которым навязывают систему изложений как основную форму проверки знаний по литературе, призвал не допустить уничтожения "школьной" литературы, закладывающей основы нравственного здоровья человека.

Ректор московского Гуманитарного педагогического института А.Г. Кутузов, поддержав Л.В. Тодорова в неприятии изложений как формы выпускного экзамена, предложил вообще объявить мораторий на эксперименты по литературному образованию в школе.

О новых редакциях программ по литературе рассказал заведующий редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение» В.П. Журавлёв.

С деятельностью Федерального экспертного совета при Министерстве образования РФ познакомил присутствующих доктор педагогических наук, профессор МПГУ В.Ф. Чертов.

Главный редактор газеты «Литература» Г.Г. Красухин критически проанализировал всю современную систему оценки знаний учащихся по литературе и предложил вернуться к тому, от чего в последние годы так старательно уходят, — к сочинению.

В этом его поддержала главный редактор журнала «Литература в школе» Н.Л. Крупина, добавив, что традиционные системы преподавания литературы ей представляются жизнеспособными и сегодня.

О низком уровне подготовки учителей-словесников говорили Н.В. Беляева из Твери, Т.Д. Красюк из Кемерова. Проблемы литературного краеведения осветили в своих выступлениях О.В. Фурман из Сердобска, пензенские педагоги и методисты П.А. Гагаев и Л.М. Пальман. Особое внимание обращали почти все участники круглого стола на участившиеся в последнее время попытки представить литературу предметом, не поддающимся контролю, и в связи с этим изменить цели, структуру и содержание литературного образования.

Этот круглый стол, пронизанный тревогой за состояние нынешнего процесса преподавания в школе, явился мощным стимулом обращения учителей-словесников к президенту России.

В дни олимпиады состоялось общее собрание учредителей Всероссийской ассоциации учителей-словесников. Избраны инициативная группа новой общественной организации и её председатель. Им стал А.Г. Кутузов.

ПОБЕДИТЕЛИ VII ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

I место

11-й класс: МУХАМАДЕЕВА Олеся, Краснодарский край.

10-й класс: СЕЛЕЗНЁВА Надежда, Нижегородская область.

9-й класс: ПЕРЕЯСЛОВА Мария, Пензенская область.

II место

11-й класс:

Бодрова Алина, г. Москва;

Орехова Ольга, Нижегородская область;

Фролова Татьяна, г. Санкт-Петербург.

10-й класс: Арсланова Дарья, Иркутская область.

9-й класс: Симаков Никита, Иркутская область.

III место

11-й класс:

Рудый Екатерина, Вологодская область;

Рева Екатерина, Мурманская область;

Суворова Татьяна, Тверская область;

Уйменова Елена, Пензенская область;

Вихрева Екатерина, Алтайский край;

Иванова Валентина, Республика Чувашия.

10-й класс:

Новоземцева Ксения, Республика Татарстан;

Кирсанова Ирина, Пензенская область;

Солдатов Антон, Московская область.

9-й класс:

Шкарубин Кирилл, Пензенская область;

Скачкова Надежда, Свердловская область;

Мухина Наталия, Нижегородская область.

Победители I тура:

за лучший комплексный анализ прозаического текста

11-й класс: Фролова Татьяна, г. Санкт-Петербург.

10-й класс: Арсланова Дарья, г. Иркутск.

9-й класс: Переяслова Мария, г. Пенза.

Победители II тура:

за лучшую интерпретацию стихотворного текста

11-й класс: Рева Екатерина, г. Мурманск.

10-й класс: Кирсанова Ирина, г. Пенза.

9-й класс: Скачкова Надежда, г. Екатеринбург.

Победители III тура:

за широкую историко-литературную эрудицию

11-й класс: Орехова Ольга, г. Нижний Новгород.

10-й класс: Новоземцева Ксения, г. Казань.

9-й класс: Симаков Никита, Иркутская область, г. Байкальск.

за лучшую творческую работу

11-й класс: Орехова Ольга, Нижегородская область.

10-й класс: Новоземцева Ксения, Республика Татарстан.

9-й класс: Погорелая Елена, Пензенская область.

за широкие теоретико-литературные знания

11-й класс: Плетенная Александра, Иркутская область.

10-й класс: Вдовенко Анастасия, Тульская область.

9-й класс: Симаков Никита, Иркутская область.

Рейтинг@Mail.ru