Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Сергей Юрский. ИГРА В ЖИЗНЬ. М.: Вагриус, 2002. 380 с. (Серия “Мой 20 век”) |
Юрский — культовое имя в нашем искусстве последней трети ХХ века. Ведущий артист ленинградского Большого драматического театра под руководством Георгия Товстоногова в 1960-е годы, непревзойдённый чтец классиков и современников в 1970-е (прекрасно помню, что на его концерты в московском Зале имени Чайковского прибывала конная милиция — иначе было не справиться), самобытный театральный режиссёр, а в последние годы ещё и писатель — выпустил книги стихов, прозы…
Однажды он сам объяснил, почему Остап Бендер, сыгранный им в фильме Михаила Швейцера “Золотой телёнок”, так любим интеллигенцией. В Бендере воплощена мечта интеллектуала быть способным не только на размышление, на медитацию, но и на поступок, пусть даже на авантюру. Коротко говоря: мозги применить.
Да, Юрский умеет применять мозги, он многообразен, и ещё нужно сказать, что он умеет не только играть и ставить, но и рассказывать о том, как это делается. Его уже давнюю книгу об актёрском искусстве “Кто держит паузу” следует прочитать всем, кто мечтает о театрально-кинематографическом поприще. Она научит способных многому полезному и убережёт от ошибки случайных. Сохранив их любовь к зрелищам.
Новая книга мастера — воспоминания о прожитом. Можно бы назвать её документальным романом-исповедью. Бесспорно, это лучшая проза из всей, написанной Юрским. Опять, как и в “Паузе”, но без повторов, здесь много страниц о театре и людях театра, не меньше и о жизни (см. заглавие). Лицедейство, но в меру — словно негласный жизненный принцип Юрского. Его игра такова, что и зрителю всегда остаётся возможность, чтобы в неё ввязаться. И в какой-то момент пойти дальше самостоятельно. Великое искусство!
Автор этих строк должен признаться, что едва ли не с основания “Литературы” пытался убедить Сергея Юрьевича в необходимости поделиться с читателями газеты — учителями и школьниками — своим опытом чтеца и толкователя классики. В виде ли статьи или интервью — как будет угодно прославленному артисту. И с сокрушением ваш покорный слуга должен признать, что в его многолетней журналистской практике это был единственный провал. Даже трижды Герой, лётчик Иван Никитич Кожедуб перед моим красноречием капитулировал — дал многочасовое интервью, а вот Юрский, не отказывая, ускользал — и ускользает до сих пор.
Так что пока мне только и остаётся, что посоветовать читать “Игру в жизнь”. Не совсем о том, что я хотел бы у Сергея Юрьевича узнать, но всё же очень интересно.