Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2002

Читальный зал

В.И.Даль. ОРЕНБУРГСКИЙ КРАЙ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЯ

КНИЖНАЯ ПОЛКА

В.И. Даль. ОРЕНБУРГСКИЙ КРАЙ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЯ В.И. Даль.
ОРЕНБУРГСКИЙ КРАЙ
В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
ПИСАТЕЛЯ /

Составители
А.Г. Прокофьева,
Г.И. Матвиевская,
В.Ю. Прокофьева,
И.К. Зубова. Оренбург:
Оренбургское кн. изд-во,
2001. 416 с.

Среди книг, посвящённых прошлогоднему юбилею нашего великого лексикографа и замечательного писателя, оказалось до обидного мало переизданий художественной прозы "русского датчанина". А ведь произведения Даля до сих пор не только не переизданы, но даже не собраны по журналам и газетам — начатое несколько лет назад собрание сочинений споткнулось на четвёртом томе, не успев повторить даже знаменитое вольфовское издание.

Одно из приятных исключений — первый том задуманного оренбургскими краеведами и филологами трёхтомника, получившего, правда, несколько замысловатый и не вполне точный титул: обычно принято называть художественные книги так, как их называл или мог бы назвать сам автор.

Тем не менее изящно и со вкусом изданный оренбургский томик окажется интересным не только для жителей Оренбуржья, которым он адресован в первую очередь. Прежде всего потому, что в него вошли превосходные во всех отношениях произведения: рассказы, очерки, сказки писателя, которые доставят истинное удовольствие и взрослым, и детям. Богатейший этнографический материал излагается Далем прекрасным русским языком, а читая Далевы сказки, нельзя не вспомнить, что уже в оренбургский период творчества он начал работу над своим великим словарём. Вот, например, как начинается одна из них: "Все мы под Богом ходим: кто карает, тот и милует; из тучи дождь, а за тучей изготовленье припасено, и насторожено красное солнышко: туча дождем рассыпалась, солнце проглянуло и обсушило". И в таком духе — целых четыре сотни страниц! При этом большинство вошедших в книгу произведений не переиздавалось более ста лет. Например, считавшаяся неудачной повесть «Гофманская капля» или «Рассказ Верхолонцева о Пугачёве».

Открывает книгу небольшой очерк «Европа и Азия» — своего рода ключ ко всей книге, одна из главных тем которой — совместная жизнь славянских и коренных народов Южного Урала. Говоря современным языком, это — своего рода школа толерантности, основанная на знании чужого образа жизни и уважении к нему. Как нам сейчас этого не хватает! И как может пригодиться в этом деле Даль, в прозе которого башкирские и татарские словечки играют, как алмазы.

Если издателям удастся осуществить свой замысел в полной мере, нас ждут ещё встречи с научно-популярными работами писателя-исследователя (во втором томе) и с мемуарами и документами, посвящёнными оренбургскому периоду жизни Даля. Но и первого тома вполне достаточно, чтобы выразить восхищение и признательность четырём составительницам этой замечательной книги, с поистине восточной мудростью предпославшим ей эпиграф из Тургенева, которого восхищал не только талант Даля, но и его способность "среди всякого рода дрязгов и мелких хлопот сохранить неизменную, непринуждённую весёлость".

Ю.ОРЛИЦКИЙ

TopList 

Рейтинг@Mail.ru