Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2002

Читальный зал

Б.И. Турьянская, Л.Н.Гороховская, Е.В.Комиссарова, Г.И.Михеева. ЛИТЕРАТУРА В 9 КЛАССЕ: Урок за уроком

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ЛИТЕРАТУРА В 9 КЛАССЕ: Урок за уроком Б.И. Турьянская,
Л.Н. Гороховская,
Е.В. Комиссарова,
Г.И. Михеева.
ЛИТЕРАТУРА В 9 КЛАССЕ:
Урок за уроком.

М.: Русское слово,
2002. 336 с.

Хорошие книги, в том числе и методические пособия по литературе, в особом представлении и усиленной рекомендации не нуждаются. Их и без того наш брат-словесник с прилавков магазина сметает, несмотря на материальные трудности, последние подорожания и отсутствие дефицита на рынке всех и всяческих печатных изданий.

Уверен: эта книга, ещё пахнущая типографской краской, мгновенно найдёт своего покупателя. Это действительно методическое пособие, поскольку авторы её в числе прочих ставили перед собой задачи — пособить, помочь учителям подготовиться к уроку, поделиться с ними своими методическими приёмами и находками, а по максимуму — помочь создать коллегам-словесникам элементы собственной методики преподавания литературы.

Подзаговолок книги тоже не является пустой формальностью. Она построена так, что последующие уроки взаимосвязаны с предыдущими. "Мостики", которые авторы перебрасывают от одного урока к другому, очень разнообразны. Например, в уроке 10 («Три "Памятника" в русской литературе») показана взаимосвязь между произведениями М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина и творчеством А.С. Пушкина, его стихотворением «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

В свою очередь урок 28 — «Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова". Обучающее сочинение» — готовит школьников 9-го класса к выпускному сочинению, поскольку, как известно, подобные темы стали традиционными на письменном экзамене по литературе. Кроме определения особенностей и специфики такого сочинения, в книге предлагается довольно разнообразный материал, необходимый и учителям, и ученикам.

Сами авторы так определяют главные цели и задачи книги: "…помочь учителю-словеснику найти правильные ориентиры в сложной ситуации, связанной с переходом на концентрическую программу по литературе, рекомендованную Министерством образования с 2000/01 учебного года". Поэтому в книге даётся разработка восьмидесяти уроков из 102 программных часов по литературе, а "остальные 22 урока учитель по своему усмотрению может посвятить обзорному знакомству с литературой второй половины XIX и XX веков". Эта книга призвана также "привить учащимся вкус к чтению художественной литературы, вовлечь их в диалог с писателем, научить видеть авторскую позицию и способы её воплощения, аргументированно интерпретировать текст произведения".

Достичь таких целей невозможно без различных творческих заданий, всевозможных раздаточных карточек, вариантов самостоятельных работ и зачётных уроков, планов анализа различных эпизодов, выдержек из наиболее интересных литературоведческих статей критиков разных эпох, излагающих подчас совершенно противоположные взгляды, и т.п. Эти и другие материалы читатель без труда найдёт в книге.

Кроме того, в пособии представлена система работы над словарём учащихся — традиционно "узким местом" на уроках литературы в школе. Причём, кроме собственно литературоведческих терминов, авторы книги не упускают из вида работу над словами общеупотребительными.

Книга эта — коллективный творческий труд четырёх талантливых педагогов — адресована другому коллективному автору — коллегам-учителям и их ученикам. Если большие и малые открытия и находки, которых так много на её страницах, помогут проводить уроки живо, творчески, интересно, издание выполнит свою сверхзадачу.

Сергей ШТИЛЬМАН

TopList 

Рейтинг@Mail.ru