Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2002

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОКВ.Ф. Комиссаржевская в роли Ларисы. Александринский театр, 1896 г.

Александр ШУРАЛЁВ,
с. Кушнаренково,
Башкортостан


"Истина, которая освобождает"

Категория свободы в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

Одна из глубочайших, всеобъемлющих и извечных тем русской литературы и литературы вообще — тема свободы. Но освещение её как в дореволюционной российской, так и в послереволюционной советской школе в силу известных обстоятельств было либо узким, поверхностным и односторонним, либо искажённым и ложным. В настоящее время перед нами, кажется, открылся путь к свободе, но сложность ситуации заключается в том, что мы не знаем, что такое свобода, не имеем опыта свободы, подобно оказавшимся на краю пропасти и увидевшим на другой её стороне обетованную землю, но не умеющим летать. И здесь большая ответственность ложится на плечи преподавателей литературы. Очень важно принести на наши уроки и раскрыть перед учениками бесценные книги прошлого и настоящего, прослеживающие исторический путь человечества к свободе, её познание и переживание в полном соответствии с системой вечных общечеловеческих духовных ценностей, с многовековой всемирной культурой, и вести преподавание, опираясь на принципы системности, целостности, объективности и диалектической логики. Необходимо развернуть перед учащимися философию свободы в её многогранных литературных, музыкальных, художественных иллюстрациях, чтобы воспитать истинно свободного человека, который уже никогда не променяет свободу на какую бы то ни было подделку и фальсификацию.

Школьная программа по литературе в 10-м классе открывается изучением творчества А.Н. Островского. Планируя уроки, следует иметь в виду, что творчество этого писателя — это первая ступенька на заключительном ярусе школьного литературного образования, и важно, чтобы эта лестница стала настоящей "лествицей, возводящей на небо" (название одной из любимейших книг Н.В. Гоголя).

Тема первая

«Отчего люди не летают?»

Свобода как важнейшее условие для самовыражения человека (2 часа)

Я ищу свободы и покоя!
В свободе скрыта тайна мира.
М.Ю. Лермонтов
Н.А. Бердяев

I. Символика свободы в произведениях литературы и искусства. Образ птицы.

  1. Древнегреческая легенда о Дедале и Икаре (Овидий. «Метаморфозы»). Изобретение крыльев как способа освобождения.
  2. Устное народное творчество.
  3. А.А. Фет. Лирика. А.С. Пушкин. «Узник».
  4. М.Метерлинк. «Синяя птица» (фрагмент).
  5. Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» (лирическое отступление о Руси — птице-тройке).
  6. А.М. Горький. «Песня о Соколе».
  7. Диалог Катерины и Варвары («Гроза»). «Отчего люди не летают?».

Урок — путешествие на машине времени начинается с вопроса: "Какой образ чаще всего символизирует свободу в произведениях литературы и искусства?"

Сначала учащиеся попадают на остров Крит.

"Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпустить его царь с Крита; только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника, держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и наконец нашёл способ освободиться от критской неволи.

— Если не могу я, — воскликнул Дедал, — спастись от власти Миноса ни сухим путём, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь!" (Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции).

Так Дедал изобрёл и сделал крылья.

Затем учащиеся оказываются на старинных посиделках, где исполняется народная песня о соловье:

Соловей мой смутный — да смутен, не весел,
Он головушку повесил, зерно не клюёт...
"Ой, клевал бы я зёрен, да волюшки нет,
Пропел бы я песни, ой — да голосу нет:
Соловья-то малого да хотят уловить,
Ой, в золотую клетку хотят посадить...
Ой, золотая клетка всё сушит меня...
Ой, зелёная ветка веселит меня!"

Наконец мы идём в воображаемую библиотеку, где перед учащимися оживают страницы уже знакомых им книг XIX и XX веков.

...Я загораюсь и горю,
Я порываюсь и парю
В томленьях крайнего усилья
И верю сердцем, что растут
И тотчас в небо унесут
Меня раскинутые крылья.
А.А. Фет

...Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
А.С. Пушкин

После ответа на вопрос: "Почему именно птицы чаще всего символизируют представления о свободе?" ("Я знаю счастье!.. Я видел небо!") мы открываем пьесу А.Н. Островского «Гроза» и перечитываем диалог Катерины и Варвары, глубокое восприятие которого подготовлено предшествующей экскурсией. Этот урок можно провести в содружестве с преподавателями музыки и изобразительного искусства, параллельно развернув перед учащимися ретроспективу символики свободы в музыке и живописи.

II. Свободолюбие Катерины и Ларисы.

Причины трагического исхода: стремление к свободе, ограниченное рамками бесправия.

  1. Детство, мечты и сны Катерины. "Я жила, точно птичка на воле".
  2. Безволие Тихона, невежество и деспотизм Кабановой — "тёмное" окружение Катерины. "Здесь всё как будто из-под неволи".
  3. Любовь Катерины как наивысшее выражение её свободолюбивого характера. "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!"
  4. Раскаяние Катерины как выражение её нравственной чистоты и непорочности. "Всё сердце изорвалось... Грешная перед Богом и перед вами!"
  5. Несвобода Ларисы в сравнении с несвободой Катерины. "Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? Я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите... Разве вы не видите, что положение моё очень серьёзно?.. Вещь... да, вещь. Они правы — я вещь, а не человек... Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала тёплого сердечного слова. А ведь так жить холодно!"
  6. Трагическая безысходность положения Катерины и Ларисы.
  7. Катерина. "Что домой, что в могилу — всё равно".
    Лариса. "Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем!"

  8. Смерть Катерины и Ларисы как крайнее проявление стремления к свободе в условиях несвободы.

Лариса. "Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... Когда нельзя жить и не нужно".

Катерина. "Опять жить? Нет, нет, не надо... Нехорошо! В могиле лучше... Под деревцем могилушка... Как хорошо! Солнышко её греет, дождичком её мочит... весной на ней травка вырастает... Птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут... Так тихо! Так хорошо".

Лариса. "Как хорошо умереть... пока ещё упрекнуть себя не в чем... успокоиться, со всеми примириться, всем простить и умереть..."

Это урок-беседа или исследование художественного текста, начинающийся с размышлений над судьбой Катерины и завершающийся диалогом Катерины («Гроза») и Ларисы («Бесприданница»).

В ткань урока можно тонко вплести ассоциацию с изменением настроений лирического героя стихотворений М.Ю. Лермонтова от «Паруса» (1832) к «Выхожу один я на дорогу» (1941):

...Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
...Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Тема вторая

«Безбожно! Безбожно!» О людском жестокосердии (1 час)

Не плоть, а дух растлился в наши дни...
Ф.И. Тютчев
  1. Самодурство, глумление над ближними, воинствующий эгоизм как проявление жестокосердия.
    "Вот маменька говорит: её надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!"
    "Что такое «жаль», этого я не знаю".
    "Все себя любят!"
  2. Причины и последствия жестокосердия.
    "А кто ж мне запретит?"
    "У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно".
    "Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!"

В круг вопросов, рассматриваемых на данном уроке, входят, в частности, следующие:

  1. Как вы думаете, верит Катерина в Бога? А Кабаниха, Дикой? Чья вера истиннее? И можно ли вообще употребить слово "вера" в отношении Кабановой, Дикого и им подобных?
    В связи с этим вспоминаем слова Иисуса Христа: "Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" и "Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: «Приближаются ко мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня»". Спустя несколько месяцев мы ещё больше убедимся в этом на примере Иудушки Головлёва.
  2. Как исполняют Кабанова, Дикой, Паратов, Кнуров, Вожеватов христианские заповеди "Возлюби ближнего своего как самого себя" и "Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними"?
    Вспомним отношение Кабановой и особенно Дикого к родственникам; Ларису, держащую в руках монету, в которую стреляет Паратов; Кнурова и Вожеватова, разыгрывающих Ларису как вещь, и так далее.
  3. Каковы причины и последствия жестокосердия этих людей?
    Богатство, власть, вседозволенность. ("Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное".) Невежество (диалог Кабановой и Феклуши).

Тема третья

«Эх, народ! Изо всего-то вы себе пугал наделали». О причинах и следствиях рабской психологии и равнодушия ( 1 час)

И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.
А.С. Пушкин
  1. Безволие, рабская психология, страх перед "власть предержащими" как прямое соучастие в преступлениях против личности человека.
    Шапкин. "Отойдём к стороне: ещё привяжется, пожалуй".
    Борис. "Уж какая охота. Неволя... Нельзя мне по своей воле".
    Кулигин. "Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь".
    Тихон. "Да я и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить".
  2. Отдельные проблески самосознания.
    Борис. "Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила".
    Робинзон. "О, варвары, разбойники!"
    Тихон. "Вы её погубили! Вы! Вы!"

Этот урок (как и предыдущий) можно провести в форме следствия по делу о двух смертях. Перед нами факт смерти двух молодых женщин: Катерины Петровны Кабановой и Ларисы Дмитриевны Огудаловой. Труп Катерины найден в Волге. Лариса застрелена из пистолета (причём перед смертью она принародно сказала, что сделала это сама). Необходимо провести расследование, составить список лиц, причастных к их смерти, по двум категориям: основные обвиняемые и соучастники; определить и постараться доказать степень вины каждого.

Свобода — это отсутствие препятствий для творения добра и украшения мира. Препятствия, ограничивающие свободу, порождаются жестокосердием. Жестокосердие формируется под влиянием жадности, властолюбия и невежества, облечённых в форму диктатуры. Диктатура зиждется на рабском повиновении и безволии (которые не надо путать с "непротивлением злу насилием" и "смирением").

В ходе следствия акцентируем внимание на последней реплике явления 1, действия 1. Для чего Островскому понадобился Шапкин?

Впоследствии мы обнаружим "шапкинское" в премудром пескаре Салтыкова-Щедрина, в его же глуповцах, во многих чеховских персонажах (от Рагина до Беликова). На потворстве "шапкинского сторонизма" цементировалась гулаговская тоталитарная система, возведшая преступления против личности в ранг государственной политики.

Ассоциативный лейтмотив урока — атмосфера пушкинского «Анчара».

Тема четвёртаяИ.П. Уманец-Райская в роли Ларисы («Бесприданница»). Малый театр, 1881 г.

«Любоваться бы надобно да дивиться премудрости».
О красоте природы и души человеческой (1 час)

Нет безобразья в природе...
Н.А. Некрасов

1. Гармония природы — яркое свидетельство Божьей любви. "Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Красота! Душа радуется... какая красота в природе разлита..."

Оформление урока: разнообразные пейзажи (класс напоминает картинную галерею) и музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Урок-панорама начинается с вопроса: "Кто из персонажей пьесы «Гроза» писал стихи?" Кулигин становится нашим путеводителем и гидом в прекрасном мире природы. Перед учащимися раскрываются картины природы, знакомые им по произведениям, прочитанным в предыдущие годы. (К.Г. Паустовский. «Мещерская сторона»; И.С. Тургенев. «Записки охотника»; М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» и другие).

Тема пятая

«Вы все хорошие люди, я вас всех... люблю».
О человечности и прощении (1 час)

Он истину мира сего
Принёс на ладони тебе:
"Не мысли другому того,
Чего не желаешь себе".
Ю.Кузнецов
  1. Интерпретация евангельских историй о прощении грешницы и прощении вообще в пьесах Островского.
    Кулигин. "Вы бы простили ей, да и не поминали никогда. Сами-то, чай, тоже не без греха!"
  2. Исполнение христианских заповедей добра и любви персонажами пьес Островского и нами, современным поколением.
  3. Истинная красота человека и её отношения со свободой. Свобода — созидание добра. Свободны ли мы, люди начала XXI века, и что нам нужно делать, чтобы обрести подлинную свободу?

Урок-обобщение начинается с евангельской истории о прощении грешницы, о том, как однажды к Иисусу привели женщину и сказали Ему: "Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Что ты скажешь?" Тогда Иисус сказал им: "Кто из вас без греха, пусть первый бросит в неё камень". И, услышав эти слова, люди, обличённые совестью, стали один за другим уходить. Вскоре перед Иисусом осталась только одна женщина. Он спросил её: "Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?" Она отвечала: "Никто, Господи!" Иисус сказал ей: "И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши".

Сопоставляем эту историю с тем, что произошло с Катериной в пьесе «Гроза». Глубоко вдумываясь в последние слова Ларисы, вспоминаем ещё один эпизод из Евангелия, когда Пётр спрашивает у Иисуса: "Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?" Иисус отвечает ему: "Не говорю тебе «до семи», но седмижды семидесяти раз".

На этом уроке можно провести беседу по содержанию одного из произведений зарубежной литературы, например, повести Дж.Болдуина «Блюз Сонни» — о судьбе негритянского юноши, стремящегося освободиться посредством музыкального творчества от подавляющей атмосферы Гарлема и от наркотиков, которые лишь поначалу могут показаться способом освобождения, а на самом деле ещё больше закрепощают человека, превращают его в безвольного раба и в конечном итоге уничтожают сначала морально, а затем и физически.

Перечитываем последнюю страницу повести, когда Сонни на сцене клуба играет на рояле блюз: "Пальцы Сонни наполнили воздух жизнью, его жизнью, но эта жизнь вмещала в себя так много других! И Сонни вернулся к самому началу и начал с простого и ясного — с первой фразы песни. А потом начал делать её своей. Это было прекрасно, потому что делал он это не торопясь и потому теперь в этом не было и следа страдания. Слушая, я будто узнавал, с каким гореньем он достиг этого, и какое горенье нужно нам, чтобы тоже достичь, и как нам избавиться от страданий. Свобода была где-то тут, совсем рядом, и мне стало ясно наконец, что он может помочь нам стать свободными, если только мы будем слушать, что сам он не станет свободным, пока не станем свободными мы... Я знал теперь, через что он прошёл и через что ему предстоит пройти, прежде чем тело его успокоится в земле. Он овладел ею, этой длинной нитью, из которой мы знали только отца и мать, и сейчас он отдавал её — как должно быть отдано всё, чтобы, пройдя через смерть, жить вечно".

Перед самым звонком подводим итог размышлениям о свободе, связанным с изучением пьес А.Н. Островского, вновь обращаемся к Евангелию: "Всякий, делающий грех, есть раб греха; но раб не пребывает в доме вечно; Сын пребывает вечно; итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете... И познаете истину, и истина сделает вас свободными".

Рейтинг@Mail.ru