События и встречи
ТРИБУНА
День учителя литературы
Первые месяцы этого календарного года были весьма жаркими для нашей небольшой редакции. Готовился Московский педагогический марафон учебных предметов, и второго апреля нам предстояло провести День учителя литературы, на который были приглашены представители сотен московских школ, а также учебных заведений из других городов. Дело это для нас новое, поэтому споров и проблем было предостаточно; накануне же самого "дня без вранья", как иногда называют второе апреля, мы волновались так, словно в далёкие студенческие годы перед самыми страшными экзаменами.
И вот этот день позади. Несмотря на некоторые технические накладки, которые неизбежны в такого рода мероприятиях, можем с уверенностью сказать — он удался. Мы чувствовали это не только по благожелательным, несмотря на критические замечания, откликам учителей (а каждый из присутствующих имел возможность высказать их в письменной форме), но и по всей атмосфере этого педагогического праздника.
Наши "круглые столы", мастер-классы, презентации посетили более 600nbsp;человек. Все устроители марафона очень благодарны всем, кто решил второго апреля (может быть, с трудом находя замену на свои школьные часы) прийти в Московский городской дом учителя, чтобы обсудить самые наболевшие проблемы преподавания литературы в современной школе.
Многое из прозвучавшего на Дне учителя литературы найдёт своё место на страницах нашей газеты. А пока в репортаже, пишущемся по горячим следам события, так сказать, срочно в номер, только обозначим эти проблемы:
- современный урок по литературе;
- анализ текста на уроке и подходы к нему;
- проблемы итоговой аттестации;
- сочинение и новые экзаменационные жанры (изложение с элементами сочинения);
- литература в структуре ЕГЭ;
- учебник по литературе и его роль на уроке;
- подготовка и переподготовка современного учителя литературы.
На пленарном заседании и "круглых столах" выступили известные педагоги и методисты, ученые и представители Министерства образования, издательские работники: Е.С. Абелюк, Р.И. Альбеткова, Э.Л. Безносов, Н.В. Беляева, Л.Н. Грушевая, В.П. Журавлёв, И.С. Збарский, Е.А. Зинина, А.Е. Иллюминарская, Е.Н. Ильин, Л.П. Карханина, В.Я. Коровина, В.И. Коровин, Н.Е. Куклина, Н.А. Нефёдова, Н.М. Пащук, Е.С. Романичева, Н.Б. Тралкова, И.О. Шайтанов, Н.А. Шапиро, С.Л. Штильман. Для нас принципиально важно, что к работе на "круглых столах" удалось привлечь не только столичных учителей-практиков, но и представителей других городов России — Санкт-Петербурга, Челябинска, Твери, Озёрска.
Разговор получился неравнодушный, деловой, подчас острый, но всегда неизменно доброжелательный и свободный. Особый студийно-творческий настрой этого дня отмечали многие участники. Учителя получили возможность не только обменяться опытом, но и встретиться с авторами учебников, задать вопросы напрямую чиновникам Министерства образования РФ и Комитета образования Москвы, приобрести новую методическую литературу, узнать о курсах и лекциях для словесников.
Была и, что называется, культурная программа: учителя смогли увидеть один из удачных фильмов на педагогическую тему — «Билли Эллиот» (BBS Films, Великобритания), который номинировался на премию «Оскар», а также услышать замечательное выступление поэта, барда Любови Захарченко, чьи благотворительные еженедельные концерты в Театре на Таганке хорошо известны московским преподавателям.
День учителя литературы получился очень насыщенным и разнообразным. Конечно, все устали, но усталость эта была правильная — и несмотря на неё, многие уходившие задавали вопрос: когда мы встретимся опять? А одно из пожеланий звучало так: проведите такой же день для всей России. Всё это значит, что при всех минусах и недочётах (кого-то не сумели быстро обслужить в буфете, и он опоздал на начавшийся уже "круглый стол", кто-то не успел купить книги издательства «Первое сентября», так как они кончились, несмотря на дополнительный подвоз, кто-то был недоволен тем или иным выступлением) мы выдержали экзамен.
А что касается будущих встреч, то ведь экзамены бывают каждый год — мы к этому привыкли. Надеемся, что и наш экзамен не станет исключением.