Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2002

Читальный зал

Л.Н. Майков. БАТЮШКОВ, ЕГО ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Л.Н. Майков. БАТЮШКОВ, ЕГО ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ Л.Н. Майков.
БАТЮШКОВ,
ЕГО ЖИЗНЬ
И СОЧИНЕНИЯ.

М.: Аграф, 2001.528 с.
(Серия
“Литературная
мастерская”)

Эта книга о крупнейшем русском поэте конца XVIII — начала XIX века ждала своего переиздания более ста лет. Со времени первопубликации её появились сотни статей о Батюшкове, несколько книг о нём, основательно подготовленные переиздания сочинений поэта, включая том из серии “Литературные памятники”. Однако исследование талантливого филолога Леонида Николаевича Майкова, брата знаменитого русского поэта, до сих пор осталось, как пишет составитель нынешнего издания А.Сергеева-Клятис, “самой полной и авторитетной биографией” поэта.

В этой формулировке сказалось и нынешнее отношение к переизданному сочинению: для сегодняшнего читателя это прежде всего именно биография Батюшкова, рассуждения же учёного прошлого века о творчестве поэта, занимающие заметную часть его исследования, актуальны куда в меньшей степени. Понятно: в ХХ веке о Батюшкове писали немало и неплохо, что и позволило составителю дополнить переиздание четырьмя новейшими статьями о творчестве писателя и одной — об авторе биографии. Что, вкупе с впервые напечатанными по-русски заметками врача Батюшкова Антона Дитриха, наблюдавшего поэта в последние годы его жизни, придаёт особую ценность новой книге: чего не мог знать Майков, “договаривают” в книге наши современники В.Кошелев, Н.Зубков. А.Зорин, О.Проскурин.

Например, последний раскрывает одну из, как он сам говорит, “загадочных страниц биографии Константина Батюшкова” — историю о том, как и почему поэт не был в 1805 году принят в ряды Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Зорин, в свою очередь, подробно описывает другой важный эпизод в жизни поэта: кризис рубежа 1814–1815 годов, оказавшийся для Батюшкова чрезвычайно плодотворным. А Кошелев со свойственными ему точностью и педантизмом исправляет сделанные Майковым фактические ошибки, опираясь на архивные данные. Таким образом, из нынешних исследователей поэта не попал в книгу только И.Пильщиков, что не вполне понятно: всё-таки антология есть антология…

Впрочем, А.Сергеева-Клятис вряд ли ставила перед собой задачу именно антологическую: и так можно порадоваться, что в серии “Литературная мастерская”, совсем недавно практиковавшей полудилетантские перепечатки давних книг о писателях, вышла действительно современная книга с самым широким читательским адресом. И даже личности незаслуженно забытого (а когда-то именно за эту книгу удостоенного Пушкинской премии) Леонида Майкова в ней уделён почётный минимум места…

Сочинение учёного теперь уже позапрошлого века завершает поэтическая фраза о соотношении Батюшкова и Пушкина: “При блеске солнца меркнет бледная луна; но в Божьем мире всему есть свой час и своё место”. А всю книгу итожит ещё более удивительный пассаж: рассуждение немецкого врача Антона Дитриха о необходимости в лечебных целях поставить в нижней части дома… эолову арфу — чтобы, вместо раздражавших душевнобольного поэта завываний, ветер услаждал его слух музыкой. По одним этим фразам можно представить эпоху поэта и его личность лучше, чем по многим страницам иных научных разысканий.

Ю.ОРЛИЦКИЙ

TopList 

Рейтинг@Mail.ru