Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Русская литература ХХ века Учебное пособие для студентов: В 2 т. / Под ред. Л.П. Кременцова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. Т. 1. 496 с. Т. 2. 464 с. |
Учебников по ХХ веку за последнее время вышло так много, что ещё один мог бы среди них и затеряться. Но это новое учебное пособие заслуживает внимания словесников, хотя и предназначено оно в первую очередь студентам педагогических вузов.
Двухтомник даёт ретроспективную картину развития русской литературы после 1917 года. Первый том посвящён 1920–1930 годам, второй — 1940–1960-м, 1970–1990-м.
В развитии отечественной литературы авторы условно выделяют три основных русла: литературу русского зарубежья, литературу, официально не признанную, и русскую советскую литературу (впрочем, подобное разделение стало в литературоведении последних лет традицией). Критерий оценки любого произведения признаётся единственный — эстетический. И М.Горький, и И.Бунин, и М.Булгаков — прежде всего талантливые художники, и именно это должно быть определяющим в оценке их творчества. В истории литературы уместен только один счёт, он назван, с лёгкой руки Виктора Шкловского, "гамбургским". Думается, что вместе с авторами нового учебного пособия справедливость такого подхода признает большинство ценителей изящной словесности.
Внутри каждого временного периода описание литературного процесса ведётся по жанровому признаку (проза, поэзия, драматургия). Это облегчает пользование книгой и выявляет специфику того или иного жанра. При этом, правда, не совсем ясно, почему Б.Пастернак попал в прозаики, а автор «Розы Мира» Д.Андреев — в поэты.
Нужно отметить, что очерки, посвящённые прозаикам, удались авторам двухтомника лучше. Анализ поэтического творчества ведётся преимущественно на содержательном уровне: темы, мотивы, лейтмотивы, мысли, чувства произведения и так далее. Гораздо меньше внимания уделяется собственно поэтике, индивидуальному стилю мастера. При таком подходе неотличимыми друг от друга оказываются даже такие лирики-антиподы, как Маяковский и Есенин.
Определённую ценность представляют обзорные
главы («Проза 1920-х годов», «Особенности развития
литературы 1930–1940-х годов» и другие), тем более
что обычно в учебниках они бывают менее удачны,
чем
монографические. А среди монографических
очерков хочется отметить те, в которых
анализируется творчество Ю.Олеши, К.Вагинова,
М.Алданова, Е.Шварца, Н.Эрдмана — писателей, ранее
не входивших в число широко изучаемых в школе и в
вузе.
Лучше всего, думается, определить жанр данного пособия как справочник по русской литературе ХХ века — хороший, добротный. А на большее, по нашему мнению, учебник для будущих учителей-словесников претендовать и не должен. Его цель — дать студентам первичное представление о литературном процессе, об авторах и произведениях. Остальное можно найти в изданиях другого рода (в конце каждого раздела есть краткие библиографические справки).
Книга написана профессионально, качественно и, несомненно, найдёт своих читателей — не только студентов, но и учащихся гуманитарных гимназий. Она также может быть полезна учителям старших классов.