Архив
Литературный календарь
24—31 марта
“Писателям писать негде. Но мы примиряемся с ролью “тайных советников” и весьма самоотверженно её исполняем. <…>
Горький слаб и малосознателен. В лапах людей — “с задачами”, для которых хотят его “использовать”.
Как политическая фигура — он ничто”. (Дневник Зинаиды Гиппиус. Запись 24 (11) марта 1917 года.)
24 марта
1877 — 12.03 — в Тамбовской губернии в крестьянской семье родился Алексей Силыч Новиков, впоследствии классик советской маринистики НОВИКОВ-ПРИБОЙ. Первоначально он взял себе псевдоним “А.Затёртый”, но морская душа явно не хотела превращаться в литературного жалобщика на социальные невзгоды. Самое известное произведение Прибоя — военно-историческая хроника “Цусима”. Но есть у него и другие читаемые книги — например, роман “Солёная купель”, о злоключениях молодого католического священника на море…
Скончался писатель в 1944-м.
1907 — 11.03 — в Петербурге родилась Лидия Корнеевна ЧУКОВСКАЯ, талантливейшая — но до сих пор по-настоящему не прочитанная — русская писательница ХХ века.
Несколько строк из дневника её отца, Корнея Чуковского (запись 24 марта 1967 года): “Сегодня день рождения Лиды. 60 лет назад я пошёл в Пале-Рояль, где внизу была телефонная будка, чтобы позвонить в родильный дом д-ра Герзона, и узнал, что родилась девочка. Сзади стоял И.А. Бунин (в маленькой очереди). Он узнал от меня, что у меня дочь, — и поздравил меня — сухим, ироническим тоном”.
Скончалась Л.К. Чуковская 7 февраля 1996 года.
1927 — родился немецкий писатель Мартин ВАЛЬЗЕР (Walser), известный своими многочисленными стилевыми экспериментами — от кафкианства и абсурдизма до гротеска. Но, вероятно, он слишком увлёкся описаниями судеб “маленького человека”, ибо оказался в коммунистических кругах. Затем началось творческое бесплодие.
Не путайте его со швейцарцем Робертом Вальзером (1878–1956), писателем, с невероятной энергией передававшим в своих произведениях радость земной жизни.
25 марта
1942 — родилась Ана БЛАНДИАНА (Blandiana), одна из звёзд румынской поэзии последней трети ХХ века.
Стихотворение “В глубокой тишине” перевела Инна Кашежева.
Мне жаль всех тех, кто учится молчать,
менять легко, как веера, щиты молчанья:
за этими щитами — тишина, калейдоскоп безмолвий,
там скользят немые тени чувств:
презренье, мудрость, унижение, злорадство…
Мне жаль старательных учеников, самозабвенно
Затягивающих петлю беззвучья.
Они молчат и кажутся мудрее, лучше, старше…
Но как им страшно!
Храниться в вакууме и спасаться от кого?Так под водой, под толщей тишины,
умноженной столь безъязыким эхом,
однажды задохнулась я от звука:
неслышно закрывались створки раковин.
26 марта
1892 — скончался американский поэт Уолт УИТМЕН (Whitman; род. 1819). В России его стали переводить с начала 1860-х годов, в том числе Тургенев. Позднее в стихи Уитмена “вчитался” и Лев Толстой (вначале они ему не понравились) и признал его “весьма оригинальным и смелым поэтом”.
Затем Уитмена переводили Константин Бальмонт и Корней Чуковский. Последний и ввёл Уитмена окончательно в русскую поэтическую вселенную.
27 марта
1827 — 15.03 — в Петербурге, вследствие простуды, скончался поэт и философ Дмитрий Владимирович ВЕНЕВИТИНОВ (род. 1805).
Был похоронен в Москве, на кладбище Симонова монастыря; после его уничтожения в советское время прах Веневитинова перенесли на Новодевичье кладбище.
1892 — 15.03 — в Варшаве скончалась Елизавета Васильевна Салиас-де-Турнемир, урождённая Сухово-Кобылина (род. 1815), сестра знаменитого драматурга и сама писательница (псевдоним: Евгения Тур), автор многих книг для детей и юношества. Её сын был известным историческим романистом.
28 марта
1868 — 16.03 — родился Алексей Максимович Пешков (Максим ГОРЬКИЙ).
1827 — Иоганн Петер Эккерман записывает суждение Гёте об одном исследовании античной трагедии: “…в книге немало мест, где мысль застревает в неподвижности, а тёмный язык топчется на месте, вернее, движется лишь по кругу, точь-в-точь как в ведьминой таблице умножения в моём “Фаусте”. <…> Что должны подумать англичане и французы о языке наших философов, если мы, немцы, его не понимаем”.
29 марта
1902 — в семье сельского кузнеца в Бургундии родился французский писатель Марсель ЭМЕ. Подхватив раблезианскую традицию изображения жизни, он создал немало ярких романов, пьес и рассказов о современной жизни. Творческая свобода и политическая независимость Эме мешали его переводам в СССР не менее, чем прихотливая словесная ткань его произведений.
Писатель скончался в 1967 году, и валы новых произведений несколько отдалили от нас его остров. Но он обязательно обретёт свою жизнь и на русском языке.
30 марта
1912 — 17.03 — родился драматург Александр Константинович ГЛАДКОВ. Одним из его главных детских воспоминаний были зимние вечера, во время которых мать прочитала ему с братом “Войну и мир”.
Десятилетия спустя мир 1812 года, пережитый подростком так остро, будто он в нём побывал, вновь возник на страницах стихотворной героической комедии Гладкова “Давным-давно”. Пьеса была поставлена многими театрами, а позднее экранизирована (фильм Эльдара Рязанова “Гусарская баллада”).
В конце 1940-х годов на Гладкова, известного в Москве собирателя и знатока книг, донесли как на хранителя “антисоветской литературы”, и несколько лет писатель провёл в ГУЛАГе.
Перу Александра Гладкова принадлежит сценарий фильма “Зелёная карета”, незаконченная книга о его театральном наставнике Мейерхольде, воспоминания о Пастернаке…
Гладков скончался в 1976 году. В его наследии особую ценность представляют дневники — многолетняя подробная хроника культурной жизни советского времени.
31 марта
1822 — 19.03 — родился Дмитрий Васильевич ГРИГОРОВИЧ, классик русской “натуральной школы”, романист, искусствовед, мемуарист, до последних дней (умер в конце декабря 1899-го) сохранивший творческие силы.
Завершают календарь строки из его очерковой книги “Корабль “Ретвизан”” (1859–1863), к сожалению, незаслуженно забытой.
“…Человек без чина является для многих чем-то неполным, половинчатым, недоконченным. Вы на каждом шагу встречаете ещё суждения и даже действия, из которых ясно видно, что личные гражданские заслуги получают кредит и силу только в той степени, в какой освящены оне чином. В противном случае оне необходимо должны сторониться и давать дорогу чину. Короче говоря, чин у нас в обществе — то же, что спасательный буёк на море: насколько последний необходим для человека, чтобы держаться безопасно на поверхности вод, настолько первый нужен для верной поддержки человека на волнах житейского моря”.