Архив
С целью предотвращения утечки информации о содержании письменных экзаменационных работ, направляемых в органы управления образованием Российской Федерации Министерством образования Российской Федерации, разработан новый порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений в 2001/2002 учебном году. Новая организационная форма касается обязательных письменных экзаменов по литературе, а также по алгебре и началам анализа. Предложенный Минобразованием России проект получил одобрение на Совете руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации и на Всероссийском совещании по вопросам проведения государственной (итоговой) аттестации 06.02.2002 года.
Новая организационная форма проведения государственной (итоговой) аттестации связана с использованием каналов регионального телевещания. Предполагается, что в день экзамена в прямом эфире будет определен номер экзаменационной работы с помощью лототрона.
Методическое письмо
в органы управления образованием
субъектов Российской Федерации
№ 13-51-1/13 от 19.02.2002 г.
О проведении письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2001/2002 учебном году
Министерством образования Российской Федерации разработан новый порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений по литературе.
Общеобразовательные учреждения каждого из 89 субъектов Российской Федерации, имеющие оперативную связь, будут информированы по региональному телевидению о номере комплекта тем сочинений по литературе. В день экзамена в студии в прямом эфире в момент начала экзамена с использованием лототрона (или аналогичного устройства) будет определен номер экзаменационной работы.
Письменный экзамен по литературе проводится по открытому перечню тем, который будет опубликован отдельной брошюрой “Сборник тем сочинений для подготовки и проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы”. Сборник включает 35 комплектов, сгруппированных в соответствии со структурой экзаменационного пакета, которая в начале текущего учебного года была доведена до сведения общественности и в соответствии с которой уже ведется подготовка к экзамену. Таким образом, каждый из 35 комплектов включает 8 тем и имеет свой номер в сборнике тем сочинений. В каждом комплекте выделяются следующие разделы:
- Темы сопоставительного характера, сформулированные по русской литературе ХIX в. (автор и произведение указаны).
- Темы, сформулированные по русской литературе ХХ в. (в виде цитаты с указанием автора и произведения).
- Темы, связанные с анализом эпизода из художественного произведения русской литературы XIX в. (эпизоды указаны).
- Темы, предполагающие истолкование стихотворения поэта XIX или ХХ в. (автор и произведение указаны).
- Темы, связанные с мастерством писателя XIX в. (тема сформулирована, произведение выбирают учащиеся).
- Темы, связанные с мастерством писателя ХХ в. (тема сформулирована, произведение выбирают учащиеся).
- Темы, предполагающие анализ идейно-художественного своеобразия произведения малой формы (рассказ, повесть, сказка, баллада, поэма) XIX или ХХ в. (автор и произведение названо или в ряде случаев выбирается учащимся.)
- Темы, предполагающие раскрытие социальных, нравственных, этико-философских понятий (любовь, честь, патриотизм и т. п.) на материале произведений русской литературы по выбору учащихся.
Министерство образования Российской Федерации в начале апреля направляет электронной почтой комплекты тем сочинений в органы управления образованием субъектов Российской Федерации. К началу мая они обеспечивают общеобразовательные учреждения комплектами в количестве, достаточном для проведения экзамена (не менее одного экземпляра на образовательное учреждение). Комплекты тем будут опубликованы в “Учительской газете”, газетах “Первое сентября” и “Литература”, а также помещены на сайт Минобразования России в Интернете за месяц до проведения экзамена (WWW.informica.ru). Кроме того, представляется целесообразной публикация сборника в органах местной печати.
Для части выпускников итоговая аттестация по литературе проводится в традиционных организационных формах (см. Положение о государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ от 03.12.99 № 1075). Традиционный порядок проведения итоговой аттестации сохраняется для следующих категорий учащихся:
- выпускников общеобразовательных школ, не имеющих радио и телевизионной связи;
- выпускников национальных школ;
- выпускников вечерних (сменных) школ;
- выпускников, сдающих экзамен в щадящем режиме.
Каждая школа Российской Федерации должна быть обеспечена экзаменационными материалами в традиционном порядке на случай невозможности проведения экзамена в новой организационной форме по техническим причинам.