Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2002

Архив

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Альберт ГАЛЛЯМОВ,
5-й класс,
Итеевская средняя школа,
Илишевский район,
Башкортостан


Мой сверстник в произведениях русской литературы XIX века

“Какое-нибудь прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть”. (Ф.Достоевский)

“Николенька Иртеньев, Тёма Карташёв, Серёжа Багров... Далёкие мои сверстники... Мальчики из XIX века... Все они очень близки мне, я их всех полюбил. Но из всех мальчиков наиболее близок мне Николенька из повести Льва Николаевича Толстого “Детство”, которую я читал очень долго, перечитывал отдельные эпизоды, и самые разные мысли и чувства захватывали меня во время чтения, какие-то волны эмоций поднимались во мне. Я плакал вместе с ним и страдал, стыдился, переживал и радовался.

Читал и сравнивал. Сравнивал Николеньку и себя. Я понял его. Я полюбил его всем сердцем. Господи, как жалко, что Николенька только герой книги, а не живой мальчик, что нельзя ему подать руки и поговорить.

Николенька — удивительный мальчик. Он очень чувствительный. Как он переживает предстоящую разлуку со своей матушкой! Как ему грустно, больно и страшно! После прощания в коляске он захлёбывается от слёз, а я не могу удержаться и плачу потихоньку вместе с Николенькой.

Матушка для Николеньки — самое святое существо. Одни звуки её голоса так сладки и приветливы, что он слушает, слушает, слушает, закрыв глаза. Эти звуки так много говорят его сердцу!

Матушка для Николеньки — любимое существо. Сквозь слёзы воображения он старается вспомнить её и вспоминает её карие глаза, руки. Он вспоминает её улыбку, которая делает лицо матушки прекрасным. Николенька вспоминает не просто и не только облик матушки. Он вспоминает свои чувства, которые он испытывал в её присутствии. Это любовь к ней и наслаждение её присутствием. Это нежность и наслаждение её присутствием. Он чувствует запах её волос и слышит милый голос.

Воспоминания о матушке — это святые воспоминания на всю жизнь. Они освежают Николенькину душу, возвышают её. Они — духовный талисман на всю жизнь, талисман, оберегающий от всего дурного.

Мир Николеньки наполнен любовью, счастьем и радостью. Он любит Карла Ивановича, которого жалеет и желает ему счастья. Мальчик готов помочь ему и “всем готов для него пожертвовать”.

Любит Наталью Савишну, Катеньку и Любочку, Серёжу Ивина. Это чистая, светлая, бескорыстная любовь.

Николенька — счастливый мальчик, потому что умеет любить и его самого любят горячо и нежно. Он живёт в мире любви.

Николенька всё время старается разобраться в своих чувствах, поступках, нередко осуждает самого себя. Он страдает, когда замечает в себе дурные черты: неискренность, тщеславие, бессердечие. Как стыдно было Николеньке вспоминать о своей злобе к доброй и любившей его Наталье Савишне! И на глазах мальчика чистые слёзы раскаяния, стыда и любви.

Николенька не может себе простить, что вместе с Володей и мальчиками Ивиными смеялся над бедным Иленькой Гарпом и обижал его; что, желая привлечь внимание Сонечки, он с насмешкой рассказывал ей о Карле Ивановиче, о том, что он бывает смешной без красной шапочки и что он упал с лошади прямо в лужу.

Николеньку мучит оплошность, которую он допустил на охоте, — спугнул и упустил зайца. “Мне было бы легче, ежели бы он меня, как зайца, повесил на седло”, — подумал Николенька, когда услышал презрительное замечание охотника Турки.

Николенька подрастает и начинает понимать, что в жизни не всё благополучно, не всё справедливо. Он горячо жалеет Карла Ивановича, которого увольняют. Подрастая, Николенька видит, что не все люди добры и замечательны, искренни и открыты. Внешне они выглядят воспитанными, а на самом деле фальшивы, неискренни. Это Корнаковы.

Взрослеет Николенька. Переживает страшные потери — смерть матушки, а затем Натальи Савишны. Мальчик задумывается над смыслом жизни, самые разные мысли волнуют его. Заканчивается для него золотое время — счастливое детство. До свидания, Николенька! Желаю тебе счастливого отрочества!

Тёма Карташёв из повести Николая Георгиевича Гарина-Михайловского “Детство Тёмы” — героический мальчик. Этот маленький мальчик, только что переживший страшный стресс (наказание за сломанный им цветок), совершает подвиг: вытаскивает из старого заброшенного колодца свою любимую собаку Жучку.

Ещё с вечера он замечает, что собаки нигде нет. Перед сном он узнаёт от няни, что Жучку бросили в старый колодец. У него мелькают планы её спасения. Но, обессилев от всего пережитого, он засыпает, тем более что чувствует слабость и жар во всём теле. Тёма видит сон, в котором он спускается за Жучкой в колодец, срывается и летит вниз, на дно.

Тёма просыпается, чтобы выполнить свой сон, который ясно запомнил. И хотя можно было приказать прислуге или дворовым вытащить Жучку, но Тёма делает это сам. Ему и в голову не приходит, что это сделает кто-то другой. Мальчику очень страшно: ещё темно, видна кладбищенская стена, со дна колодца веет ужасом, ужасом смерти, но горячее желание спасти Жучку сильнее всего. Когда он слышит жалобный стон собаки, сердце Тёмы мучительно сжимается. Он забывает о своей слабости, собирает всю свою энергию, спускается в колодец и выкарабкивается с Жучкой наверх. Потом силы оставляют его, он бессильно падает на землю. А после всего этого две недели лежит в постели в горячке. Этот подвиг едва не стоил Тёме жизни. Жучку спасла горячо любящая душа Тёмы.

Самый дорогой человек в жизни Тёмы — это его мать. Она спасает Тёму в страшную минуту наказания. Николай Семёнович, хотя и генерал, но наказывает сына ремнём, как будто не может придумать другого наказания.

Только матери может рассказать обо всём Тёма и только перед ней горько плакать; только она терпеливо объясняет, в чём его ошибка и почему он наказан; только она может почувствовать что-то неладное в сыне, почувствовать, что он что-то скрывает или о чём-то переживает.

Тёма, Тёма! Многое пришлось тебе пережить: и тоскливые гимназические годы, и смерть отца, неудачный поход в Америку и неудавшуюся попытку отравиться. Но самое главное, что вокруг тебя всегда были и любящие люди, которые делали твой детский мир светлым, добрым и счастливым.

Милый, милый мальчик Тёма! Все свои лучшие чувства возьми с собою из светлого детства. Пусть всегда трепетно бьётся твоё доброе сердечко и поёт чистая душа!

Доброго тебе пути в отрочество!

“Детские годы Багрова-внука” Сергея Тимофеевича Аксакова читать было очень трудно, но интересно.

Особенно понравилось мне описание рыбной ловли. Я никогда ещё не знал, что можно было выловить целую телегу рыбы, ещё она была в вёдрах и ушате. Что это за чудесное озеро в Сергеевке, из которого Серёжа беспрестанно вытаскивал окуней, лещей, подлещиков! Тут не только Серёжа пришёл в азарт, но и я очень волновался. Когда я рассказал об этом улове своим одноклассникам, они не поверили. Я принёс книгу в класс, и мы вместе прочитали описание рыбной ловли. Мы так завидовали Серёже! Столько рыбы в реке Белой и озере в Сергеевке было, наверное, только в то время, когда там жил Серёжа. Потому что, чтобы поймать хотя бы 20 пескарей, надо сидеть на нашей речке Базы целый день. А прошлой весной из озера Убырлыкуль, когда спала вода, мы выловили 6 угрей, а на удочку взяли 16 карасей. Вот и весь улов! Мне кажется, что такой большой улов запомнится Серёже на всю жизнь. Замечательных событий в жизни Серёжи было много, и сам Серёжа — замечательный малый, наблюдательный, думающий, чуткий и правдивый. О нём можно очень много писать.

Мальчики, мальчики, мои далёкие сверстники! Мальчики с горячими, любящими сердцами, ранимыми чистыми душами, наивные, искренние, прекрасные. Недаром из них выросли великие писатели. Только из таких мальчиков могли они вырасти, потому что всё начинается с детства и все начинаются с детства.

Рейтинг@Mail.ru