Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Б.Ф. Егоров. СТРУКТУРАЛИЗМ. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ. ВОСПОМИНАНИЯ. Томск: Водолей, 2001. 512 с. |
Имя и книги Бориса Фёдоровича Егорова известны любому современному филологу. Так, его монография «О мастерстве литературной критики: Жанры, композиция, стиль» (Л., 1980) стала незаменимым пособием для всех, кто решился освоить ремесло зоила, — неважно, с учебными или профессиональными целями. Ещё напоминание: Егоров — и это как высший филологический орден — в содружестве с Юрием Лотманом создал знаменитую кафедру русской литературы в Тартуском университете.
Новая книга учёного, вышедшая к его семидесятипятилетию, состоит из трёх частей. И каждая из них будет по-своему полезна учителю-словеснику.
Во второй помещены статьи Егорова о русской поэзии XIX века. Особое внимание следует обратить на работу о категории времени в поэзии, где исследователь выделяет два основных принципа отношения ко времени: "григорьевский" (где нет направленности хода времени, а времена соотносятся как равноценно трагические этапы личной судьбы) и "некрасовский" (личные времена героя вписываются в исторический поток, понимаемый как путь к совершенству и гармонизации личности и человеческого общества).
В первой части книги собраны структуралистские статьи Егорова 1960–1970-х годов. Говорю о них, нарушая композиционную последовательность книги, потому, что структурный метод анализа художественного произведения почти не известен в школах. Между тем не знать о нём — всё равно что предложить современному старшекласснику учебник физики без раздела о явлении радиоактивности и дальнейших, связанных с этим открытий. Статьи Егорова «Что такое литературоведческий структуральный анализ?», «О жанре, композиции и сегментации», «Структура рассказа "Дом с мезонином"», разборы поэмы Блока «Двенадцать» и стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять…» окажутся хорошим подспорьем в освежении аналитической базы "школьной" науки о литературе.
Завершает книгу раздел воспоминаний: источник живых сведений о многих выдающихся людях, с которыми сводила автора судьба, — В.Я. Проппе, Д.С. Лихачёве, Ю.М. Лотмане… Особую ценность представляет очерк Егорова об отце, гимназическом преподавателе рисования и чистописания. Это не только подробности о быте и достатке российского учителя в предоктябрьское время; здесь дан добрый пример уважения к своей родословной, к своей фамилии, к своей родине, наконец. В других очерках учёный ярко, с юмором рассказывает о многих абсурдных установлениях советской эпохи, о своей педагогической работе… Искренность повествования, умение автора посмотреть на себя со стороны (все статьи даны по первопубликациям, без конъюнктурной правки) предлагают читателю хороший пример жизненной и научной этики.
И ещё одно следует отметить: выпускник Ленинградского университета Егоров многие годы проработал в Тартуском (Дерптском, Юрьевском) университете, а теперь в Томске, тоже старом российском университетском центре, вышла его книга. Это особенно приятно в нашей центростремительной стране. Да, возможно, луна делается в Гамбурге; но ведь: прескверно делается, так что будем льстить себя надеждой, что наука у нас и впредь продолжит делаться не только в столице нашего обширного государства. Ибо настоящая научная столица всегда там, где идёт поиск истины, а град духовный и вовсе независим от административно-территориальной разблюдовки.