Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2002

События и встречи

ТРИБУНА

Итоги конкурса сочинений


“Оставьте нам литературу!”

Редакция с понятным интересом ждала откликов на объявление о конкурсе сочинений, не надеясь, правда, на вал корреспонденции: ведь сочинения надо было написать на темы, не совпадающие с теми, что предлагают в этот период по школьной программе. Кроме того, у наших учителей и без конкурсов мало времени, где его найти на дополнительную работу? А школьники народ практичный — время тратить зря не любят.

Однако наши минорные предположения, к счастью, не оправдались. Есть, есть ученики, которые любят заниматься творческой, исследовательской работой: сочинений мы получили очень много. По адресам участников конкурса можно представить почти всю российскую географию: от Приморского края до Калининграда, от Краснодарского края до Якутии. Радует, что сочинения присланы не только из городов-миллионеров, из культурных центров, но также из совсем маленьких населённых пунктов.

Вот строки из некоторых писем: “Ученики нашей школы с большим интересом откликнулись на предложение принять участие в конкурсе, объявленном газетой. Несмотря на сложность этого вида работы, многие ребята действительно любят писать сочинения, хотя не всё и не у всех получается. Но темы оказались трудными, пришлось переписывать, дорабатывать по несколько раз”.

“Мы давно знаем и любим вашу газету и её приложения. Конкурс сочинений, объявленный газетой в сентябре, заинтересовал наших учащихся. Особенно порадовал нас, словесников, тот факт, что наши дети обратились к анализу стихотворений Н.Заболоцкого и И.Бродского… Спасибо за конкурс!”

“Сейчас многие утверждают, что проводить выпускной экзамен в форме сочинения нецелесообразно: мол, списывают. А я вот думаю: не ленимся ли мы? Отказавшись от сочинения, мы полностью распишемся в своей некомпетентности”.

Из посёлка Шугурово в Татарстане пишут ученики — члены литературно-краеведческого клуба “Родничок” (куда входят три музея, пресс-центр и творческая секция): “Наша учительница познакомила нас с газетой “Первое сентября” и с её приложениями ещё в пятом классе... Мы решили принять участие в вашем конкурсе, объявленном в номере 33 этого года. Работу выполняло более 40 человек из 9–11-х классов, но на совете мы решили послать пока только три…” Эта работа отозвалась радостью сотворчества для учителей и учеников: в своих письмах последние с любовью рассказывают о педагогах, раскрывающих для них мир русской словесности, в письмах учителей — гордость за своих учеников, способных самостоятельно выполнять трудные задания. А некоторых из участников конкурса так увлекла работа по анализу литературного текста, что продолжалась она и в формах изобразительных (к некоторым сочинениям были приложены рисунки авторов).

Больше всего писем пришло, конечно, от старшеклассников, которые анализировали стихотворение Иосифа Бродского и размышляли над цитатой из пушкинского стихотворения. Однако вторая тема, несмотря на “школьность” её формулировки, оказалась почему-то почти недоступной для многих. В основной массе работ тема подменялась. Произошло это прежде всего оттого, что слово “герой” трактовалось не по-пушкински, а как “литературный персонаж”, а понятие “сердца” сводилось к теме любви и способности любить.

На темы, предложенные ученикам 5–6-х и 7–8-х классов, сочинений поступило не так много, как от старшеклассников, но среди них есть очень серьёзные, самостоятельные работы.

К сожалению, слабыми или подготовленными не на тему оказались многие работы 7–8-классников, пытавшихся написать об истории, об осмыслении человеком того времени, в котором он живёт, хотя написаны эти сочинения по произведениям, изучаемым по школьной программе. Большой интерес вызвали темы, связанные с анализом стихотворений Н.Заболоцкого и И.Бродского.

Называем имена тех, чьи сочинения признаны жюри лучшими.

1. “...Какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть” (Ф.М. Достоевский). (Мой сверстник в произведениях русской литературы ХIХ века):

1-е место — Галлямов Альберт (5-й класс), Итеевская СШ, Илишевский р-н, Башкортостан.

2-е место — Южакова Диана (5-й класс), лицей № 82, г. Нижний Новгород. Учителя — Жохова Г.В., Бандина А.М.

2. Анализ стихотворения Н.Заболоцкого “Лебедь в зоопарке”:

1-е место — Кашицына Надя (5-й класс), Юмагузинская СШ № 2, Кугарчинский район, Башкортостан. Учитель — Маннанова З.З.

2-е место — Исакова Катя (6-й класс), СШ № 26, г. Калуга. Учитель — Синицына Ю.В.

Бандерова Надя (6-й класс), СШ № 2, г. Нерюнгри. Учитель — Трубенко Н.С.

3-е место — Михантьева Настя (6-й класс), гимназия № 1514, Москва. Учитель — Рязанова Г.Б.

3. “Когда течёшь в лаве, не замечаешь жара. И как увидеть время, если ты в нём?” (Ю.Трифонов) (Человек в Истории. На материале произведений русской литературы ХIХ века):

3-е место — Сахарова Анна (7-й класс), лингво-гуманитарная гимназия № 47, г. Курган.

4. Анализ стихотворения И.Бродского “Посвящение”:

1-е место — Шименкова Света (8-й класс), Аннинская школа, Ломоносовский район, Ленинградская область. Учитель — Санина З.А.

2-е место — Катков Николай (8-й класс), лингвистическая гимназия № 21, г. Кемерово. Учитель — Масалова Л.Ф.

Ткаченко Катя (7-й класс), гимназия № 144, Санкт-Петербург.

3-е место — Коноплёва Наташа (7-й класс), православная гимназия, г. Барнаул.

5. “Оставь герою сердце! Что же // Он будет без него?..” (А.С. Пушкин) (На материале произведений русской литературы ХIХ–ХХ века):

2-е место — Нопола Арина (10-й класс), СШ  № 46, г. Петрозаводск. Учитель — Сельцова С.Б.

Хохлачёва Маша (11-й класс), СШ № 46, г. Петрозаводск. Учитель — Сельцова С.Б.

3-е место — Куроченко Лена (11-й класс), гимназия № 49, г. Тюмень. Учитель — Якуба А.С.

6. Анализ стихотворения И.А. Бродского “Я обнял эти плечи и взглянул…”:

1-е место — Михайлова Жанна (11-й класс), СШ № 11, г. Лесосибирск, Красноярский край. Учитель — Бахор Т.А.

Павлова Оля (11-й класс), школа № 57, Москва. Учитель — Шапиро Н.А.

2-е место — Нечаева Аня (10-й класс), Аннинская школа, Ломоносовский район, Ленинградская область. Учитель — Санина З.А.

3-е место — Пименов Николай, кадетский корпус ЖДВ РФ, Санкт-Петербург. Учитель — Шанцева Л.Н.

Захарушкина Елена (9-й класс), лингвистическая гимназия № 21, г. Кемерово. Учитель — Соколова О.А.

Тарасенко Юля (11-й класс), многопрофильная гимназия № 22, г. Белово-9, Кемеровская область.

Самые интересные работы мы печатаем на страницах этого номера. Некоторые будут опубликованы также в специальных выпусках газеты, посвящённых подготовке к экзаменационному сочинению.

В заключение хочется поблагодарить всех участников конкурса. География его, как мы уже отмечали, широка: Амурск, Краснодар, Башкортостан, Татарстан, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Москва, Калуга, Череповец, Нововоронеж, Кемерово, Усинск, Тюмень, Южно-Сахалинск, Нерюнгри... Когда есть такой интерес и такие учителя и ученики, грех сокращать часы на литературу в наших школах. Как заканчивалась одна работа: “Оставьте нам литературу! Что же мы будем без неё?!”

Рейтинг@Mail.ru