Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2002

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОКИллюстрация художника С.Тюнина

Зинаида БЛИНОВА,
Симская средняя школа,
Юрьев-Польский район,
Владимирская область


Природа комического в пьесе Н.В.  Гоголя «Ревизор»

 

Система уроков. Планирование уроков

  1. Переполох в уездном городе. Комментированное чтение первого действия комедии.
  2. Визит городничего в гостиницу. Комментированное чтение второго действия.
  3. “Коронование” Хлестакова. Комментированное чтение третьего действия.
  4. Триумф и падение городничего. Возмездие. Комментированное чтение пятого действия.
  5. “Сквозь видимый миру смех...” Карнавал как основа комедии.
  6. Уездный город, его правители и обитатели.
  7. Городничий и Хлестаков. Мастерство речевых характеристик.
  8. Развитие речи. Самостоятельная работа по комедии.

СИСТЕМА УРОКОВ

Урок 1

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Общие замечания. Переполох в уездном городе. Комментированное чтение первого действия комедии.

Цели:

  1. Определить направления и задачи изучения комедии «Ревизор».
  2. Усваивать содержание комедии.

I. История создания комедии и источник сюжета.

Н.В. Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мёртвые души», а потом и для комедии «Ревизор».

Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли по ошибке за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Такие истории были весьма часты.

II. Идейный замысел Гоголя.

“В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем” (Н.В. Гоголь. Авторская исповедь).

III. Особенности драматического произведения.

  1. Драматическое произведение (трагедия, драма, комедия) предназначается для игры актёров и постановки на сцене.
  2. Основа сюжета — конфликт, интрига.
  3. Особенность текста пьесы: диалоги, монологи, ремарки автора; деление текста на действия (акты) и явления (сцены).

IV. Направления наблюдений над текстом и анализа его.

  1. Сюжет и композиция комедии.
  2. Средства комического изображения.
  3. Особенности речи городничего и Хлестакова.

Примечание. Для каждого направления отвести соответствующие страницы тетради и озаглавить их.

V. Чтение афиши с указанием действующих лиц и подстрочника.

Исторический комментарий о табели о рангах.

VI. Комментированное чтение первого действия (небольшие купюры в третьем явлении и пересказ шестого явления).

VII. Обобщение.

Вопросы для беседы.

  1. Какое событие является завязкой?
  2. Почему известие о ревизоре переполошило город?

Домашнее задание.

  • Перечитать первое действие; записать план событий.

 


Урок 2

Визит городничего в гостиницу. Знакомство с Хлестаковым. Комментированное чтение второго действия.

Цели:

  1. Продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями.
  2. Собирать материал о различных формах комического изображения героев.

I. Повторение знаний, полученных на основании чтения первого действия.

1. Сюжетный (композиционный) план (фрагменты).

Завязка. Известие о приезде ревизора.

Развитие действия:

  • городничий даёт распоряжения чиновникам;
  • Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в гостинице;
  • городничий даёт указания квартальному и частному приставам и едет в гостиницу.

2. Элементы комического изображения в первом действии.

  • Говорящие фамилии.
  • Ирония.
  • Гипербола.
  • Саморазоблачения.
  • Нелепость, абсурд.
  • Завышенные претензии.
  • Намёк.
  • Нерезонный упрёк.
  • Скороговорка с перебивкой речи.
  • Маска.
  • Фарс.
  • Оговорка.
  • “Табельные” замечания.
  • “Забавная” логика.

3. Замечания о речи городничего:

  • городничий разговаривает с чиновниками, то есть со своими;
  • он делает им замечания, даёт советы;
  • в выражениях не стесняется (“Эк куда хватили!”, “Сделает такую рожу”, “беда, если старый чёрт”);
  • чаще всего восклицательный характер предложений;
  • начальственный тон, затем нотки страха.

4. Выводы из наблюдений за речью городничего:

  • это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, порой грубыми словами;
  • это речь начальника, не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях;
  • это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.

II. Комментированное чтение второго действия комедии.

Явление 1. Читать с начала до слов: “...вот тебе и доигрался”. От: “Одно плохо...” до: “...в картишки играет”.

Явление 2. Пересказ и чтение от: “Ещё, говорит...” до конца явления.

Явление 3, 4. Пересказ.

Явление 5. Чтение.

Явление 6. Читать реплики Хлестакова — жалобы на обед.

Явление 7. Сообщение о приезде городничего.

Явление 8. Чтение без купюр.

Явление 9. Пересказ.

Явление 10. Чтение с некоторыми купюрами.

III. Обобщение наблюдений.

1. Сюжет.

Продолжается развитие действия. Городничий приезжает к Хлестакову и приглашает его к себе, даёт ему взятку.

2. Элементы комического изображения.

  • Жизнеописание Хлестакова.
  • Контраст мечты и реальности.
  • Сочетание страха и гонора.
  • Текст вслух и в сторону, разница между ними.
  • Нежелательные ассоциации.
  • Фарс (падение Бобчинского).

3. Речь героев:

  • определяется ситуацией;
  • у городничего речь-маска;
  • Хлестаков искренен в речи.

Домашнее задание.

Читать и пересказывать третье действие, составить план.

 


Урок 3

“Коронование” Хлестакова. Комментированное чтение третьего действия.

Цели:

  1. Определить композиционное значение третьего действия.
  2. Продолжать наблюдения над текстом по выбранным направлениям.

I. Работа над усвоением содержания третьего действия.

1. Краткий пересказ содержания явлений с 1 по 4.

2. Чтение из явления 2 реплики Анны Андреевны о записке, написанной её мужем на счёте Хлестакова. Определение этого комического приёма как накладки текстов.

3. Чтение явлений 5 и 6 (15 минут).

4. Краткий пересказ явлений 7, 8, 9, 10, 11.

II. Беседа по содержанию третьего действия.

1. Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова в рассказе о себе. Соблюдает ли он верность правде теперь? Почему?

  • Нет. Он фантастически врёт. Заметно, что он пускает пыль в глаза, невольно возвышает себя и в своих, и в чужих глазах.

2. О чём он врёт?

  • Начальник отделения с ним на дружеской ноге.
  • Его хотели сделать коллежским асессором.
  • Сторож бежит за ним почистить сапоги.
  • С Пушкиным на дружеской ноге.
  • Много насочинял.
  • Дом у него первый в Петербурге.
  • Он бывает на великолепных балах.
  • Играет в вист с разными посланниками.
  • Живёт в бельэтаже.
  • Управлял департаментом.
  • Его сам государственный совет боится.
  • Его приняли за главнокомандующего.

3. Как характеризует Хлестакова его речь?

  • В ней перепутаны разные стили:

а) романтическая “светская” болтовня (“Привыкли жить... в свете и вдруг очутиться в дороге”; “грязные трактиры”, “мрак невежества”);

б) чиновничье-канцелярский жаргон (“Извольте, господа, я принимаю должность”, “...для письма, этакая крыса...”);

в) книжно-сентиментальный стиль (“Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки”);

г) разговорно-бытовые просторечия (“И странно: директор уехал — куда уехал, неизвестно”).

  • Речь Хлестакова показывает его полное безмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого, у него действительно лёгкость необыкновенная в мыслях.

4. Чем в композиционном отношении является сцена вранья?

  • Кульминацией.

5. Почему можно сказать, что Хлестакова “короновали”?

  • Чиновники, в том числе и городничий, верят Хлестакову и трепещут перед ним. Городничий пытается даже заручиться поддержкой слуги Хлестакова Осипа, хитро не выдававшего хозяина.

III. Обобщение наблюдений.

1. Сюжет. Кульминация. Враньё Хлестакова.

2. Элементы комического.

  • Накладки текстов.
  • Путаница (в пословице).
  • Ирония и намёк.
  • Гротеск вранья Хлестакова.

Домашнее задание.

Прочитать и пересказать четвёртое действие.

 


Урок 4

Триумф и падение городничего. Возмездие. Комментированное чтение четвёртого действия.

Цели:

  1. Завершить наблюдение за событиями и героями комедии.
  2. Составить композиционный план комедии.

I. Обзор содержания четвёртого действия.

Картина 1. Парад чиновников:

  • совет Аммоса Фёдоровича представляться поодиночке;
  • признание Хлестакова в довольстве такой жизнью;
  • судья Ляпкин-Тяпкин робко даёт взятку “ревизору”;
  • Хлестаков сам просит у почтмейстера взаймы 300 рублей;
  • Артемий Филиппович доносит на судью, почтмейстера, смотрителя училищ, рассказывает о своей семье, даёт деньги Хлестакову в ответ на его просьбу;
  • Хлестаков просит у Добчинского 1000 рублей, но довольствуется и 65 рублями от него и его приятеля;
  • Добчинский просит о своём незаконорожденном сыне;
  • Бобчинский просит известить о нём в Петербурге;
  • Хлестаков намерен написать Тряпичкину об этом дурачье;
  • Осип советует ехать.

Картина 2. Хлестаков и жалобщики.

  • Купцы. Слесарша. Унтер-офицерша. Остальных прогнали. Смена реакций Хлестакова на жалобы.

Картина 3. Волокитство Хлестакова. Ухаживание за Марьей Антоновной. Предложение Анне Андреевне. Мольба о благословении на брак. Приятная новость для городничего.

Картина 4. Проводы Хлестакова.

II. Обобщение.

1. Чем являются данные события в сюжетном плане?

  • Элементами в развитии действия.

2. Что создавало комический эффект в этих сценах?

  • “Наивные” саморазоблачения героев.
  • Нарастающий “разгул” Хлестакова, его раскованность и откровенность.
  • Серьёзное восприятие его слов и действий, восприятие видимого как желаемого.

III. Комментированное чтение пятого действия.

Явление 1. Читать (угрозы и мечты).

Явление 2. Читать (брань городничего).

Явления 3–7. Пересказать визиты и поздравления, показать контраст между внутренними побуждениями и внешним выражением.

Явление 8. Читать с купюрами; письмо Хлестакова и самобичевание городничего.

IV. Обобщение.

1. Чем является пятое действие в композиционном отношении?

  • Кульминацией и развязкой.

2. Комические элементы здесь есть? В чём они?

  • Алогизм в действиях героев (IV д.).
  • Откровенные мечты.
  • Гиперболизм хвастливости городничего.
  • Контраст речей — брани, ругани — и высоты положения.
  • В маске и без маски.
  • Точные характеристики чиновников в письме Хлестакова.
  • Самохарактеристика городничего.

3. Как вы можете охарактеризовать речь городничего?

  • Она полна грубых простых слов, бранных выражений, оскорбительных оборотов;
  • герой скинул маску почтенного начальника города, беззастенчиво демонстрировал свою грубость, бескультурье, невыдержанность.

V. Композиционный план комедии.

Завязка. Известие о приезде ревизора.

Развитие действия.

  1. Распоряжения городничего чиновникам. Новость из гостиницы.
  2. Указания для полиции.
  3. Визит городничего в гостиницу.
  4. Осмотр Хлестаковым богоугодных заведений. Хлестаков в доме городничего.
  5. Парад чиновников и жалобщиков.
  6. Сватовство Хлестакова.

Кульминация. Враньё Хлестакова и торжество городничего.

Развязка. Письмо Хлестакова Тряпичкину, известие о приезде настоящего ревизора.

Домашнее задание

Воспроизвести содержание комических элементов, читать по ролям любую сцену.

 


Уроки 5 и 6

“Сквозь видимый миру смех...” Карнавал как основа комедии «Ревизор».

Цели:

  1. Систематизировать полученные на уроках комментированного чтения знания элементов комического изображения.
  2. Показать особенность комической основы пьесы Гоголя.
  3. Помочь усвоить основной признак категории комического в искусстве.

I. Вступительное слово учителя.

Изображённое в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в своих истоках имеет карнавальное народное действо, в котором всё наоборот: серьёзное становится легкомысленным, грустное — смешным, высокое — низким и наоборот.

Главным ведущим моментом карнавала становится “увенчание–развенчание” чего-либо или кого-либо, вызывающее смех толпы.

II. Определение метода работы над воспроизведением сцен карнавала.

Опыт режиссёрского комментария карнавальных сцен с точки зрения комического эффекта, попытки инсценирования отдельных моментов карнавала.

III. Воспроизведение карнавальных сцен.

Обсуждение Выводы
1. Как автор познакомил нас с героями?
  • Он дал им фамилии, которые вызывают смех.

2. Зачем автор так поступил?

  • Чтобы сразу охарактеризовать их наиболее важные черты, чтобы насторожить читателя, привлечь публику;
  • фамилии сами за себя говорят, “развенчивают” героев.

3. Какую реакцию вызвало среди чиновников города известие о приезде ревизора?

  • Переполох.

Так мы и назовём 1-ю сцену.

4. В чём он проявляется?

  • Чиновникам городничий указывает на беспорядки в их учреждениях, даёт советы.

5. Согласны ли чиновники с тем, как неприглядно выглядят подведомственные им заведения? Собираются ли они наводить порядок?

  • Они согласны с замечаниями городничего, но дают на редкость нелепые объяснения;
  • исправить недостатки они не намерены, но навести внешний порядок согласны, то есть надеть маски.

6. Что ускорило переполох? Почему никто не насторожился?

  • Сообщение Бобчинского и Добчинского о странном чиновнике в гостинице. Они же поспешили убедить всех, что это ревизор. А это подтверждает, что от страха они перестали соображать.
Сцена 1. Переполох в городе.

1. Развенчание героев в их фамилиях.

2. Саморазоблачение героев и выбор масок.

3. Сплетня друзей и “убедительный” вывод.

Сверхзадача актёров — показать, что комический эффект возникает из-за несообразности положения, в которое попали чиновники, так как у страха глаза велики.

1. Кто и как острее других среагировал на сплетню помещиков?
  • Городничий, который сразу начал действовать, командовать, суетиться.

2. В чём выражается эта суета?

Чтение в лицах явлений 4 и 5 действия 1-го.

Сцена 2. Суета городничего.
  1. Оговорки.
  2. “Табельные” замечания.
  3. “Забавная” логика.
  4. Фарс (примеривание шутовского колпака).

Всё наоборот.

1. Как Гоголь изобразил “ревизора”?
  • Через рассказ о нём его слуги Осипа;
  • через общение их;
  • через характерные монологи Хлестакова.

2. Что понял зритель из этих сцен?

  • Хлестаков совсем не ревизор. Это что-то совершенно неподходящее для важной персоны.
  • Это дурак, не герой.

3. Покажите контраст между его положением и претензиями.

См. явления 5, 6 действия 2-го.

Сцена 3. Выход на арену героя.
  1. Жизнеописание.
  2. Контраст мечты и реальности.
  3. Страх и гонор.

И это король?

1. Как Хлестакова “поставили” в “короли”?
  • Никто, прежде всего городничий, не верил правдивым словам Хлестакова, так как судили его по себе, то есть считали, что он их обманывает, как они договорились его обмануть.
  • Поверили его вранью, вострепетали от его “высокого” положения в Петербурге.
  • Чествовали его как именитого вельможу, устроили пышный обед, услужливо давали взятки, делали доносы, обращались с просьбами, искали у него защиты от произвола местных властей, наперебой принимали его ухаживания и так далее.

Покажите, например, как Земляника искал похвалы и опростоволосился. См. явление 5 действия 3-го.

Сцена 4. Коронование героя.
  1. Восприятие от обратного.
  2. Текст вслух и в сторону.
  3. Накладки текстов.
  4. Путаница.
  5. Гротесковые формы вранья и трепет слушателей.
  6. Хоровод “свиты”.

“А король-то голый!”

1. Как городничий вёл себя во главе свиты?
  • Во-первых, испытывал великое торжество от возможности всеми помыкать и сейчас, и в будущем.
  • Во-вторых, угрожал расправиться с жалобщиками.
  • В-третьих, разносил купцов, сводил с ними счёты.
  • В-четвёртых, мечтал о своём будущем величии.

2. Как он выглядел в своём выдуманном торжестве?

  • Смешно, так как вместо короны на его голове был шутовской колпак.

3. Когда он прозрел, кого он винил?

  • И себя, и свидетелей, и писак, и сплетников — Бобчинского и Добчинского.
Сцена 5. В шутовском колпаке.
  1. Угрозы.
  2. Мечты.
  3. Прозрение, поиск виноватых.
  4. Возмездие.

“На зеркало неча пенять...”

IV. Обобщение.

1. Сделав обзор элементов комического изображения, скажите теперь, почему же возникает такой сильный, выразительный комический эффект?

Комплексный эффект возникает из-за чёткого несоответствия настоящего и воображаемого:

  • чиновники, желая угодить важной персоне, ублажали пустого Хлестакова, совершенно случайного человека;
  • они все хотели обмануть, а обманулись сами;
  • голодающий и безденежный мелкий чиновник был вознесён “до небес”;
  • городничий воображал уже себя генералом, а оказался в дураках.

Основой этого несоответствия является в комедии «Ревизор» алогизм, то есть нарушение логических связей.

2. В чём же состоит этот алогизм в комедии Гоголя?

  • Пустого, никчёмного человека “без царя в голове” приняли за важную персону, прославили его, и сами оказались в нелепом положении.

3. В чём смысл появления жандарма?

  • Это знак возмездия за обман.

4. Сопоставьте идейный замысел Гоголя в комедии и его воплощение.

  • Гоголь действительно собрал всё дурное в России и посмеялся над ним. Но ему и печально. “Сквозь видимый миру смех незримые миру слёзы” чувствуются в пьесе, в позиции автора.

Домашнее задание.

Подготовить рассказ о чиновниках и других обитателях города, их взаимоотношениях.

 


Урок 7

Уездный город, его правители и обитатели.

Цели:

  1. Обобщить знания учащихся о героях комедии “Ревизор”, систематизировать наблюдения.
  2. Понять смысл утверждения о бессмертии комедии.

I. Беседа по теме урока.

1. Что говорится в комедии о местонахождении города?

  • Это не пограничный город.
  • Далеко от столицы.
  • Находится на пути из Петербурга в Саратовскую губернию.

2. Какова система образов?

Чиновники: городничий, судья Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Шпекин, Хлопов.

Полиция: Уховертов, частный пристав, Свистунов, Пуговицин, Держиморда.

Обитатели: помещики, доктор Гибнер, купцы, просители, слесарша, унтер-офицерша, слуги.

3. Какие отношения складываются между этими группами героев и внутри них?

1) Между чиновниками и обитателями города — конфликтные отношения:

  • городничий грабит купцов, забривает мужа слесарши, приказывает наказать постоем провинившихся купцов, грабит казну, берёт взятки, не вникает в суть дела;
  • судья в основном занят охотой, равнодушен к делам;
  • больных не лечат;
  • работу училищ никто не понимает;
  • письма на почте распечатывают;
  • на улицах грязь;
  • берут взятки и дают их.

Вывод: чиновники меньше всего обеспокоены делом и злоупотребляют служебным положением ради собственных выгод.

2) Между полицией и жителями города — враждебные отношения:

  • Держиморда ставит “фонари” и правому и виноватому;
  • арестантам не дают провизии;
  • унтер-офицершу так побили, что два дня не могла сесть;
  • жалобы не рассматривали, взятки брали.

3) Между чиновниками — недоброжелательные отношения:

  • показное уважение к начальству, лесть;
  • угодничество, доносы;
  • вражда, зависть, недоверие.

Вывод: правители города изображены как корпорации воров и грабителей. Их объединяет возможность обогащаться и разъединяет жажда преуспеть в этом больше других.

4. Какое событие выявляет такие общие конфликтные отношения в городе?

  • Приезд ревизора.

5. Что заставляет правителей города и обитателей объединиться?

  • Приезд ревизора. Обитатели объединяются, чтобы вместе жаловаться на правителей, а те договариваются быть вместе для обмана ревизора.

6. Чем сменяется конфликт начальства с народом?

  • Другим конфликтом — конфликтом с призраком.

II. Обобщение.

1. Какой уездный город нарисовал Гоголь?

  • Обычный и безобразный. Это сборный (типичный) город.

2. Укажите на основные злоупотребления (“безобразия”).

  • Беспорядок в городе и его учреждениях.
  • Казнокрадство, взяточничество.
  • Беззаконие, произвол.
  • Мошенничество, низкий уровень морали.

3. Ситуация комедии «Ревизор» является характерной только для России эпохи Николая I?

  • К сожалению, нет. Она встречается и сейчас. В этом и состоит бессмертие комедии «Ревизор».

Домашнее задание.

Подготовить рассказ о городничем и Хлестакове.

 


Урок 8

Мастерство Гоголя в изображении городничего и Хлестакова, в создании их речевых характеристик.

Цели:

  1. Систематизировать наблюдения за героями.
  2. Учить анализировать речь героев.

I. Рассказы учащихся о городничем (1-й вариант) и Хлестакове (2-й вариант).

ГОРОДНИЧИЙ

План ответа.

  1. Положение в городе.
  2. Грехи городничего.
  3. Отношение к Хлестакову.
  4. Торжество и падение.

Характеристика.

  1. Отношение к власти как средству обогащения.
  2. Произвол и беззаконие.
  3. Трусость и угодничество по отношению к начальству.
  4. Грубость и низкий уровень образования.

ХЛЕСТАКОВ

План ответа.

  1. Социальное положение.
  2. Причина задержки в городе.
  3. Поведение в неожиданной ситуации:
  • страх быстро сменяется нахальством;
  • вранье приобретает гиперболические размеры;
  • поступки необдуманны, непоследовательны, но выгодны.

Характеристика (см. черты хлестаковщины ниже).

II. Чтение замечаний автора о героях для господ актёров, соответствие этих замечаний нашим наблюдениям.

III. Размышления о хлестаковщине.

Хлестаковщина — это:

  1. Безудержное, непомерное хвастовство.
  2. Трусость перед сильными и наглость в отношении к слабым.
  3. Полная бездумность, легкомыслие, бездуховность.

IV. Чтение в лицах (действие II, явление 8), наблюдение за речью героев и выводы о мастерстве речевых характеристик.

  1. Речь героев определяется ситуацией, меняется в зависимости от неё.
  2. Речь героев — показатель их положения и личности.

V. Обобщение.

ГОРОДНИЧИЙ

По отношению к подчинённым он находится в обычной, естественной для него речевой ситуации, поэтому:

  1. он привык распоряжаться, указывать, делать замечания, устраивать разносы, ругать, не церемониться;
  2. он не стеснялся в выражениях, допускал грубые просторечные обороты, типа: “...кто-нибудь сдуру ляпнет”, оскорбительные для собеседника слова;
  3. предложения в основном короткие, несложные, часто восклицательные;
  4. тон разговора в основном грубый, повелительный, властный, не допускающий возражений.

Это речь малообразованного человека.

По отношению к Хлестакову положение городничего в речи меняется на противоположное, поэтому:

  1. он просит, извиняется, раскаивается, объясняет в страхе, уговаривает, льстит;
  2. тщательно выбирает наиболее культурные слова, подходящие для общения с важной персоной;
  3. предложения более длинные, так как приходится пространно изъясняться;
  4. тон уважительный, угодливый.

Это речь обманщика.

ХЛЕСТАКОВ

Не имеет царя в голове, поэтому часто говорит то, что взбредёт в голову. Но он “нахватался” по верхам кое-чего, поэтому иногда умеет пустить пыль в глаза, меняет стиль речи:

  • во-первых, по отношению к дамам;
  • во-вторых, при первой встрече с городничим;
  • в-третьих, в сцене вранья; в речи его слова в основном разговорно-просторечные, порой грубые; предложения подчас неправильно построены; тон самый безалаберный.

Это речь пустого, никчёмного человека.

Домашнее задание.

Подготовиться к письменной работе «Речевые характеристики героев».

 


Урок 9

Развитие речи. Речевая характеристика героя.

Цели:

  1. Показать порядок анализа речи героя.
  2. Проверить умение учащихся на основе анализа речи героя делать выводы о его характере.

I. План работы и комментарии учителя к нему.

  1. К кому обращена речь?
  2. О чём говорит герой?
  3. Каков подбор слов?
  4. Каков характер предложений?
  5. Каков тон речи?

Вывод

Черты характера героя, выразившиеся в этой речи.

Варианты работы.

1-й вариант — Городничий:

  • действие II, явление 8;
  • действие V, явление 8.

2-й вариант — Хлестаков:

  • действие II, явление 2;
  • действие III, явление 6.

Домашнее задание.

Подготовиться к внеклассному чтению “петербургских повестей” Гоголя.

Литература

  1. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
  2. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. М., 1984.
  3. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М., 1971.
  4. Докусов А.М., Маранцман В.Г. Изучение комедии «Ревизор» в школе. М.–Л., 1967.
  5. Манн Ю.В. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». М., 1966.
Рейтинг@Mail.ru