Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Зинаида БЛИНОВА,
Симская средняя школа,
Юрьев-Польский район,
Владимирская область
Природа комического в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»
Система уроков. Планирование уроков
- Переполох в уездном городе. Комментированное чтение первого действия комедии.
- Визит городничего в гостиницу. Комментированное чтение второго действия.
- “Коронование” Хлестакова. Комментированное чтение третьего действия.
- Триумф и падение городничего. Возмездие. Комментированное чтение пятого действия.
- “Сквозь видимый миру смех...” Карнавал как основа комедии.
- Уездный город, его правители и обитатели.
- Городничий и Хлестаков. Мастерство речевых характеристик.
- Развитие речи. Самостоятельная работа по комедии.
СИСТЕМА УРОКОВ
Урок 1
Н.В. Гоголь. «Ревизор». Общие замечания. Переполох в уездном городе. Комментированное чтение первого действия комедии.
Цели:
- Определить направления и задачи изучения комедии «Ревизор».
- Усваивать содержание комедии.
I. История создания комедии и источник сюжета.
Н.В. Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мёртвые души», а потом и для комедии «Ревизор».
Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли по ошибке за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Такие истории были весьма часты.
II. Идейный замысел Гоголя.
“В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем” (Н.В. Гоголь. Авторская исповедь).
III. Особенности драматического произведения.
- Драматическое произведение (трагедия, драма, комедия) предназначается для игры актёров и постановки на сцене.
- Основа сюжета — конфликт, интрига.
- Особенность текста пьесы: диалоги, монологи, ремарки автора; деление текста на действия (акты) и явления (сцены).
IV. Направления наблюдений над текстом и анализа его.
- Сюжет и композиция комедии.
- Средства комического изображения.
- Особенности речи городничего и Хлестакова.
Примечание. Для каждого направления отвести соответствующие страницы тетради и озаглавить их.
V. Чтение афиши с указанием действующих лиц и подстрочника.
Исторический комментарий о табели о рангах.
VI. Комментированное чтение первого действия (небольшие купюры в третьем явлении и пересказ шестого явления).
VII. Обобщение.
Вопросы для беседы.
- Какое событие является завязкой?
- Почему известие о ревизоре переполошило город?
Домашнее задание.
- Перечитать первое действие; записать план событий.
Урок 2
Визит городничего в гостиницу. Знакомство с Хлестаковым. Комментированное чтение второго действия.
Цели:
- Продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями.
- Собирать материал о различных формах комического изображения героев.
I. Повторение знаний, полученных на основании чтения первого действия.
1. Сюжетный (композиционный) план (фрагменты).
Завязка. Известие о приезде ревизора.
Развитие действия:
- городничий даёт распоряжения чиновникам;
- Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в гостинице;
- городничий даёт указания квартальному и частному приставам и едет в гостиницу.
2. Элементы комического изображения в первом действии.
- Говорящие фамилии.
- Ирония.
- Гипербола.
- Саморазоблачения.
- Нелепость, абсурд.
- Завышенные претензии.
- Намёк.
- Нерезонный упрёк.
- Скороговорка с перебивкой речи.
- Маска.
- Фарс.
- Оговорка.
- “Табельные” замечания.
- “Забавная” логика.
3. Замечания о речи городничего:
- городничий разговаривает с чиновниками, то есть со своими;
- он делает им замечания, даёт советы;
- в выражениях не стесняется (“Эк куда хватили!”, “Сделает такую рожу”, “беда, если старый чёрт”);
- чаще всего восклицательный характер предложений;
- начальственный тон, затем нотки страха.
4. Выводы из наблюдений за речью городничего:
- это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, порой грубыми словами;
- это речь начальника, не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях;
- это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.
II. Комментированное чтение второго действия комедии.
Явление 1. Читать с начала до слов: “...вот тебе и доигрался”. От: “Одно плохо...” до: “...в картишки играет”.
Явление 2. Пересказ и чтение от: “Ещё, говорит...” до конца явления.
Явление 3, 4. Пересказ.
Явление 5. Чтение.
Явление 6. Читать реплики Хлестакова — жалобы на обед.
Явление 7. Сообщение о приезде городничего.
Явление 8. Чтение без купюр.
Явление 9. Пересказ.
Явление 10. Чтение с некоторыми купюрами.
III. Обобщение наблюдений.
1. Сюжет.
Продолжается развитие действия. Городничий приезжает к Хлестакову и приглашает его к себе, даёт ему взятку.
2. Элементы комического изображения.
- Жизнеописание Хлестакова.
- Контраст мечты и реальности.
- Сочетание страха и гонора.
- Текст вслух и в сторону, разница между ними.
- Нежелательные ассоциации.
- Фарс (падение Бобчинского).
3. Речь героев:
- определяется ситуацией;
- у городничего речь-маска;
- Хлестаков искренен в речи.
Домашнее задание.
Читать и пересказывать третье действие, составить план.
Урок 3
“Коронование” Хлестакова. Комментированное чтение третьего действия.
Цели:
- Определить композиционное значение третьего действия.
- Продолжать наблюдения над текстом по выбранным направлениям.
I. Работа над усвоением содержания третьего действия.
1. Краткий пересказ содержания явлений с 1 по 4.
2. Чтение из явления 2 реплики Анны Андреевны о записке, написанной её мужем на счёте Хлестакова. Определение этого комического приёма как накладки текстов.
3. Чтение явлений 5 и 6 (15 минут).
4. Краткий пересказ явлений 7, 8, 9, 10, 11.
II. Беседа по содержанию третьего действия.
1. Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова в рассказе о себе. Соблюдает ли он верность правде теперь? Почему?
- Нет. Он фантастически врёт. Заметно, что он пускает пыль в глаза, невольно возвышает себя и в своих, и в чужих глазах.
2. О чём он врёт?
- Начальник отделения с ним на дружеской ноге.
- Его хотели сделать коллежским асессором.
- Сторож бежит за ним почистить сапоги.
- С Пушкиным на дружеской ноге.
- Много насочинял.
- Дом у него первый в Петербурге.
- Он бывает на великолепных балах.
- Играет в вист с разными посланниками.
- Живёт в бельэтаже.
- Управлял департаментом.
- Его сам государственный совет боится.
- Его приняли за главнокомандующего.
3. Как характеризует Хлестакова его речь?
- В ней перепутаны разные стили:
а) романтическая “светская” болтовня (“Привыкли жить... в свете и вдруг очутиться в дороге”; “грязные трактиры”, “мрак невежества”);
б) чиновничье-канцелярский жаргон (“Извольте, господа, я принимаю должность”, “...для письма, этакая крыса...”);
в) книжно-сентиментальный стиль (“Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки”);
г) разговорно-бытовые просторечия (“И странно: директор уехал — куда уехал, неизвестно”).
- Речь Хлестакова показывает его полное безмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого, у него действительно лёгкость необыкновенная в мыслях.
4. Чем в композиционном отношении является сцена вранья?
- Кульминацией.
5. Почему можно сказать, что Хлестакова “короновали”?
- Чиновники, в том числе и городничий, верят Хлестакову и трепещут перед ним. Городничий пытается даже заручиться поддержкой слуги Хлестакова Осипа, хитро не выдававшего хозяина.
III. Обобщение наблюдений.
1. Сюжет. Кульминация. Враньё Хлестакова.
2. Элементы комического.
- Накладки текстов.
- Путаница (в пословице).
- Ирония и намёк.
- Гротеск вранья Хлестакова.
Домашнее задание.
Прочитать и пересказать четвёртое действие.
Урок 4
Триумф и падение городничего. Возмездие. Комментированное чтение четвёртого действия.
Цели:
- Завершить наблюдение за событиями и героями комедии.
- Составить композиционный план комедии.
I. Обзор содержания четвёртого действия.
Картина 1. Парад чиновников:
- совет Аммоса Фёдоровича представляться поодиночке;
- признание Хлестакова в довольстве такой жизнью;
- судья Ляпкин-Тяпкин робко даёт взятку “ревизору”;
- Хлестаков сам просит у почтмейстера взаймы 300 рублей;
- Артемий Филиппович доносит на судью, почтмейстера, смотрителя училищ, рассказывает о своей семье, даёт деньги Хлестакову в ответ на его просьбу;
- Хлестаков просит у Добчинского 1000 рублей, но довольствуется и 65 рублями от него и его приятеля;
- Добчинский просит о своём незаконорожденном сыне;
- Бобчинский просит известить о нём в Петербурге;
- Хлестаков намерен написать Тряпичкину об этом дурачье;
- Осип советует ехать.
Картина 2. Хлестаков и жалобщики.
- Купцы. Слесарша. Унтер-офицерша. Остальных прогнали. Смена реакций Хлестакова на жалобы.
Картина 3. Волокитство Хлестакова. Ухаживание за Марьей Антоновной. Предложение Анне Андреевне. Мольба о благословении на брак. Приятная новость для городничего.
Картина 4. Проводы Хлестакова.
II. Обобщение.
1. Чем являются данные события в сюжетном плане?
- Элементами в развитии действия.
2. Что создавало комический эффект в этих сценах?
- “Наивные” саморазоблачения героев.
- Нарастающий “разгул” Хлестакова, его раскованность и откровенность.
- Серьёзное восприятие его слов и действий, восприятие видимого как желаемого.
III. Комментированное чтение пятого действия.
Явление 1. Читать (угрозы и мечты).
Явление 2. Читать (брань городничего).
Явления 3–7. Пересказать визиты и поздравления, показать контраст между внутренними побуждениями и внешним выражением.
Явление 8. Читать с купюрами; письмо Хлестакова и самобичевание городничего.
IV. Обобщение.
1. Чем является пятое действие в композиционном отношении?
- Кульминацией и развязкой.
2. Комические элементы здесь есть? В чём они?
- Алогизм в действиях героев (IV д.).
- Откровенные мечты.
- Гиперболизм хвастливости городничего.
- Контраст речей — брани, ругани — и высоты положения.
- В маске и без маски.
- Точные характеристики чиновников в письме Хлестакова.
- Самохарактеристика городничего.
3. Как вы можете охарактеризовать речь городничего?
- Она полна грубых простых слов, бранных выражений, оскорбительных оборотов;
- герой скинул маску почтенного начальника города, беззастенчиво демонстрировал свою грубость, бескультурье, невыдержанность.
V. Композиционный план комедии.
Завязка. Известие о приезде ревизора.
Развитие действия.
- Распоряжения городничего чиновникам. Новость из гостиницы.
- Указания для полиции.
- Визит городничего в гостиницу.
- Осмотр Хлестаковым богоугодных заведений. Хлестаков в доме городничего.
- Парад чиновников и жалобщиков.
- Сватовство Хлестакова.
Кульминация. Враньё Хлестакова и торжество городничего.
Развязка. Письмо Хлестакова Тряпичкину, известие о приезде настоящего ревизора.
Домашнее задание
Воспроизвести содержание комических элементов, читать по ролям любую сцену.
Уроки 5 и 6
“Сквозь видимый миру смех...” Карнавал как основа комедии «Ревизор».
Цели:
- Систематизировать полученные на уроках комментированного чтения знания элементов комического изображения.
- Показать особенность комической основы пьесы Гоголя.
- Помочь усвоить основной признак категории комического в искусстве.
I. Вступительное слово учителя.
Изображённое в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в своих истоках имеет карнавальное народное действо, в котором всё наоборот: серьёзное становится легкомысленным, грустное — смешным, высокое — низким и наоборот.
Главным ведущим моментом карнавала становится “увенчание–развенчание” чего-либо или кого-либо, вызывающее смех толпы.
II. Определение метода работы над воспроизведением сцен карнавала.
Опыт режиссёрского комментария карнавальных сцен с точки зрения комического эффекта, попытки инсценирования отдельных моментов карнавала.
III. Воспроизведение карнавальных сцен.
Обсуждение | Выводы |
1. Как автор познакомил нас с
героями?
2. Зачем автор так поступил?
3. Какую реакцию вызвало среди чиновников города известие о приезде ревизора?
Так мы и назовём 1-ю сцену. 4. В чём он проявляется?
5. Согласны ли чиновники с тем, как неприглядно выглядят подведомственные им заведения? Собираются ли они наводить порядок?
6. Что ускорило переполох? Почему никто не насторожился?
|
Сцена 1. Переполох в городе. 1. Развенчание героев в их фамилиях. 2. Саморазоблачение героев и выбор масок. 3. Сплетня друзей и “убедительный” вывод. Сверхзадача актёров — показать, что комический эффект возникает из-за несообразности положения, в которое попали чиновники, так как у страха глаза велики. |
1. Кто и как острее других
среагировал на сплетню помещиков?
2. В чём выражается эта суета? Чтение в лицах явлений 4 и 5 действия 1-го. |
Сцена 2. Суета городничего.
Всё наоборот. |
1. Как Гоголь изобразил
“ревизора”?
2. Что понял зритель из этих сцен?
3. Покажите контраст между его положением и претензиями. См. явления 5, 6 действия 2-го. |
Сцена 3. Выход на арену героя.
И это король? |
1. Как Хлестакова “поставили”
в “короли”?
Покажите, например, как Земляника искал похвалы и опростоволосился. См. явление 5 действия 3-го. |
Сцена 4. Коронование героя.
“А король-то голый!” |
1. Как городничий вёл себя во
главе свиты?
2. Как он выглядел в своём выдуманном торжестве?
3. Когда он прозрел, кого он винил?
|
Сцена 5. В шутовском колпаке.
“На зеркало неча пенять...” |
IV. Обобщение.
1. Сделав обзор элементов комического изображения, скажите теперь, почему же возникает такой сильный, выразительный комический эффект?
Комплексный эффект возникает из-за чёткого несоответствия настоящего и воображаемого:
- чиновники, желая угодить важной персоне, ублажали пустого Хлестакова, совершенно случайного человека;
- они все хотели обмануть, а обманулись сами;
- голодающий и безденежный мелкий чиновник был вознесён “до небес”;
- городничий воображал уже себя генералом, а оказался в дураках.
Основой этого несоответствия является в комедии «Ревизор» алогизм, то есть нарушение логических связей.
2. В чём же состоит этот алогизм в комедии Гоголя?
- Пустого, никчёмного человека “без царя в голове” приняли за важную персону, прославили его, и сами оказались в нелепом положении.
3. В чём смысл появления жандарма?
- Это знак возмездия за обман.
4. Сопоставьте идейный замысел Гоголя в комедии и его воплощение.
- Гоголь действительно собрал всё дурное в России и посмеялся над ним. Но ему и печально. “Сквозь видимый миру смех незримые миру слёзы” чувствуются в пьесе, в позиции автора.
Домашнее задание.
Подготовить рассказ о чиновниках и других обитателях города, их взаимоотношениях.
Урок 7
Уездный город, его правители и обитатели.
Цели:
- Обобщить знания учащихся о героях комедии “Ревизор”, систематизировать наблюдения.
- Понять смысл утверждения о бессмертии комедии.
I. Беседа по теме урока.
1. Что говорится в комедии о местонахождении города?
- Это не пограничный город.
- Далеко от столицы.
- Находится на пути из Петербурга в Саратовскую губернию.
2. Какова система образов?
Чиновники: городничий, судья Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Шпекин, Хлопов.
Полиция: Уховертов, частный пристав, Свистунов, Пуговицин, Держиморда.
Обитатели: помещики, доктор Гибнер, купцы, просители, слесарша, унтер-офицерша, слуги.
3. Какие отношения складываются между этими группами героев и внутри них?
1) Между чиновниками и обитателями города — конфликтные отношения:
- городничий грабит купцов, забривает мужа слесарши, приказывает наказать постоем провинившихся купцов, грабит казну, берёт взятки, не вникает в суть дела;
- судья в основном занят охотой, равнодушен к делам;
- больных не лечат;
- работу училищ никто не понимает;
- письма на почте распечатывают;
- на улицах грязь;
- берут взятки и дают их.
Вывод: чиновники меньше всего обеспокоены делом и злоупотребляют служебным положением ради собственных выгод.
2) Между полицией и жителями города — враждебные отношения:
- Держиморда ставит “фонари” и правому и виноватому;
- арестантам не дают провизии;
- унтер-офицершу так побили, что два дня не могла сесть;
- жалобы не рассматривали, взятки брали.
3) Между чиновниками — недоброжелательные отношения:
- показное уважение к начальству, лесть;
- угодничество, доносы;
- вражда, зависть, недоверие.
Вывод: правители города изображены как корпорации воров и грабителей. Их объединяет возможность обогащаться и разъединяет жажда преуспеть в этом больше других.
4. Какое событие выявляет такие общие конфликтные отношения в городе?
- Приезд ревизора.
5. Что заставляет правителей города и обитателей объединиться?
- Приезд ревизора. Обитатели объединяются, чтобы вместе жаловаться на правителей, а те договариваются быть вместе для обмана ревизора.
6. Чем сменяется конфликт начальства с народом?
- Другим конфликтом — конфликтом с призраком.
II. Обобщение.
1. Какой уездный город нарисовал Гоголь?
- Обычный и безобразный. Это сборный (типичный) город.
2. Укажите на основные злоупотребления (“безобразия”).
- Беспорядок в городе и его учреждениях.
- Казнокрадство, взяточничество.
- Беззаконие, произвол.
- Мошенничество, низкий уровень морали.
3. Ситуация комедии «Ревизор» является характерной только для России эпохи Николая I?
- К сожалению, нет. Она встречается и сейчас. В этом и состоит бессмертие комедии «Ревизор».
Домашнее задание.
Подготовить рассказ о городничем и Хлестакове.
Урок 8
Мастерство Гоголя в изображении городничего и Хлестакова, в создании их речевых характеристик.
Цели:
- Систематизировать наблюдения за героями.
- Учить анализировать речь героев.
I. Рассказы учащихся о городничем (1-й вариант) и Хлестакове (2-й вариант).
ГОРОДНИЧИЙ
План ответа.
- Положение в городе.
- Грехи городничего.
- Отношение к Хлестакову.
- Торжество и падение.
Характеристика.
- Отношение к власти как средству обогащения.
- Произвол и беззаконие.
- Трусость и угодничество по отношению к начальству.
- Грубость и низкий уровень образования.
ХЛЕСТАКОВ
План ответа.
- Социальное положение.
- Причина задержки в городе.
- Поведение в неожиданной ситуации:
- страх быстро сменяется нахальством;
- вранье приобретает гиперболические размеры;
- поступки необдуманны, непоследовательны, но выгодны.
Характеристика (см. черты хлестаковщины ниже).
II. Чтение замечаний автора о героях для господ актёров, соответствие этих замечаний нашим наблюдениям.
III. Размышления о хлестаковщине.
Хлестаковщина — это:
- Безудержное, непомерное хвастовство.
- Трусость перед сильными и наглость в отношении к слабым.
- Полная бездумность, легкомыслие, бездуховность.
IV. Чтение в лицах (действие II, явление 8), наблюдение за речью героев и выводы о мастерстве речевых характеристик.
- Речь героев определяется ситуацией, меняется в зависимости от неё.
- Речь героев — показатель их положения и личности.
V. Обобщение.
ГОРОДНИЧИЙ
По отношению к подчинённым он находится в обычной, естественной для него речевой ситуации, поэтому:
- он привык распоряжаться, указывать, делать замечания, устраивать разносы, ругать, не церемониться;
- он не стеснялся в выражениях, допускал грубые просторечные обороты, типа: “...кто-нибудь сдуру ляпнет”, оскорбительные для собеседника слова;
- предложения в основном короткие, несложные, часто восклицательные;
- тон разговора в основном грубый, повелительный, властный, не допускающий возражений.
Это речь малообразованного человека.
По отношению к Хлестакову положение городничего в речи меняется на противоположное, поэтому:
- он просит, извиняется, раскаивается, объясняет в страхе, уговаривает, льстит;
- тщательно выбирает наиболее культурные слова, подходящие для общения с важной персоной;
- предложения более длинные, так как приходится пространно изъясняться;
- тон уважительный, угодливый.
Это речь обманщика.
ХЛЕСТАКОВ
Не имеет царя в голове, поэтому часто говорит то, что взбредёт в голову. Но он “нахватался” по верхам кое-чего, поэтому иногда умеет пустить пыль в глаза, меняет стиль речи:
- во-первых, по отношению к дамам;
- во-вторых, при первой встрече с городничим;
- в-третьих, в сцене вранья; в речи его слова в основном разговорно-просторечные, порой грубые; предложения подчас неправильно построены; тон самый безалаберный.
Это речь пустого, никчёмного человека.
Домашнее задание.
Подготовиться к письменной работе «Речевые характеристики героев».
Урок 9
Развитие речи. Речевая характеристика героя.
Цели:
- Показать порядок анализа речи героя.
- Проверить умение учащихся на основе анализа речи героя делать выводы о его характере.
I. План работы и комментарии учителя к нему.
- К кому обращена речь?
- О чём говорит герой?
- Каков подбор слов?
- Каков характер предложений?
- Каков тон речи?
Вывод
Черты характера героя, выразившиеся в этой речи.
Варианты работы.
1-й вариант — Городничий:
- действие II, явление 8;
- действие V, явление 8.
2-й вариант — Хлестаков:
- действие II, явление 2;
- действие III, явление 6.
Домашнее задание.
Подготовиться к внеклассному чтению “петербургских повестей” Гоголя.
Литература
- Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
- Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. М., 1984.
- Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М., 1971.
- Докусов А.М., Маранцман В.Г. Изучение комедии «Ревизор» в школе. М.–Л., 1967.
- Манн Ю.В. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». М., 1966.