Архив
АРХИВ
Помяните ГОГОЛЯ
На этот раз отмечая скорбную годовщину — 150-летие со дня кончины Николая Васильевича Гоголя, мы решили идти не традиционным путём (поговорить ещё раз о художественном мастерстве писателя, о его мировом признании, о гоголевском влиянии на последующую литературу и тому подобное).
Скажем о повседневном присутствии гения в самых неожиданных жизненных обстоятельствах — начиная с простых вещей, с быта. Читатели, надо полагать, не раз сталкивались с таким явлением. Разумеется, прежде всего связанным с именем Пушкина. Помните, у Зощенко, о чём тревожится управдом? “А за квартиру кто платить будет? — Пушкин?!”
Гоголь не является в сознании людей, подобно Пушкину, олицетворением исполнителя чужих долговых и трудовых обязательств. Однако, как заметил ещё Николай Семёнович Лесков, и Гоголю принадлежит немаловажное место в обыденном человеческом укладе. Причём не только произведениям Гоголя, а именно самому писателю, обладавшему непревзойдённой наблюдательностью и умением даже во внешне необычном разглядеть и описать некие повторяющиеся, всеобщие, универсальные черты.
Об этом Н.С. Лесков написал заметку, которая появилась — причём без подписи автора — в «Петербургской газете» (1885. 12 декабря. № 341). С тех пор она никогда не перепечатывалась. Так что с удовольствием знакомим наших читателей с нею.
9 декабря в петербургском окружном суде разбирали дело супругов Немчиновых, обвинявшихся в подлоге. При этом употреблялась фамилия “О’Рурк”, которая писана на фальшивых векселях. Присутствовавшая на суде публика и читатели удивляются, что это за фамилия?! Такой (говорят) быть не может.
Помяни, Господи, раба твоего Гоголя, который верил, что в России нельзя выдумать такой фамилии, которой бы не было в действительности.
В книге “о преподавании закона Божия”, составленной Н.С. Лесковым, упоминается “О’Рурк”, — это тот единственный предводитель дворянства, который подал возражение против существовавшего тогда в министерстве предположения усилить религиозные познания в народе при допущении к преподаванию закона Божия в сельских школах — светских учителей и учительниц. Предводитель, “граф О’Рурк”, — один из всех предводителей находит это непозволительным и опасным, и имя его с тех пор весьма известно. Следовательно, уголовная дама, игравшая на фальшивом векселе, взятом с нуждавшегося кавалергарда Н.А. Родионова, совсем не вымышляла “невозможной фамилии” (как это полагают), а напротив — она только обнаружила смышлёность, она выискала действительно существующую фамилию, очень звучную и в своём роде даже авторитетную, которая только благодаря русской не книжности для большинства оставалась малоизвестною. Дама обнаружила вкус, понимание и опытность, ибо если бы кто-нибудь из лиц, уловленных ею в её вексельную игру, пожелал справиться о фамилии “О’Рурк”, то это было бы ещё хуже, так как справка только усугубила бы в справщике опасную доверчивость к фамилии действительно существующей и даже в своём роде исторически памятной и громкой.
Небольшой комментарий к этой заметке
В ней Лесков говорит о своём докладе «О преподавании закона Божия в народных школах» (СПб., 1880), выпущенном как книга по распоряжению министра народного просвещения.
А особое внимание обратим на стиль Лескова. Не правда ли, он очень напоминает стиль самого Гоголя? Что, конечно, не удивительно. И потому, что сам писатель относился к Гоголю как к своему литературному наставнику, учился у него мастерству и не раз печатно обращал внимание на его художественную мощь. И потому, что, назвав заметку «Помяните Гоголя», писатель не только упоминает своего любимого предшественника-гения, но и переходит на его стиль.