Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Людмила Штерн. БРОДСКИЙ: ОСЯ, ИОСИФ, JOSEPH. Москва, Издательство Независимая Газета, 2001. 272 с. |
Творчество Иосифа Бродского, формально уже войдя в школьные программы, практически только осваивается нашими учителями, и причин тому много. Они как внутреннего свойства и связаны со сложностью поэтики и образной системы его произведений, так и внешнего, которые объясняются, как это ни парадоксально, неясностью для общественного эстетического сознания того места, которое творчество Бродского занимает в картине русской поэзии второй половины ХХ века.
Это произошло, во-первых, из-за насильственной оторванности Бродского от отечественного читателя, а во-вторых, в связи с нашим буквально лавинообразным открытием всей литературы русского зарубежья, которое началось со второй половины 1980-х годов. Такое знакомство препятствовало нормальному усвоению творчества выдающегося поэта. Правда, многие трудности устраняются по мере выхода в свет разнообразных изданий писателя, а также книг и статей, посвящённых его жизни и творчеству, в том числе и методических работ. Вместе с тем такой литературы явно недостаточно, и можно приветствовать выход любого добросовестного, не спекулятивного издания или публикации.
К числу таких книг относится и книга Людмилы Штерн “Бродский: Ося, Иосиф, Joseph”. В сущности, перед нами обширные мемуары человека, знавшего Бродского практически на протяжении всей его творческой жизни, за исключением трех лет с 1972 до 1975 года, которые прошли с момента вынужденной эмиграции Бродского до отъезда из СССР Людмилы Штерн с семьёй.
В сущности, можно легко представить себе историю литературы без обстоятельств личной жизни, скажем, Пушкина или Лермонтова, но всё же знание внешних факторов тоже обогащает наше восприятие их творчества. А вдумчивый учитель найдет, что использовать на уроках из многочисленных рассказов, мемуаров, документов и прочего о жизни выдающихся писателей, чтобы не впасть в дешёвый бытовизм.
Вот перед нами детальный и обстоятельный рассказ о жизни того ленинградского-петербургского круга молодых поэтов, которые составляли непосредственную культурную и дружескую среду Бродского в конце 1950-х — начале 1970-х годов. Здесь портреты Евгения Рейна, Якова Гордина, Анатолия Наймана и многих других, нарисованные, с любовью нарисованные, человеком, близко всех знавшим. Причём писатели представлены в повседневности, но без оттенка бытовой сплетни, хотя автор и раскрывает много деталей их взаимоотношений, далеко не всегда идиллических. Атмосфера великого города, переживающего поэтический бум эпохи хрущёвской “оттепели” и откат во времена брежневских “заморозков”, воссоздана необыкновенно живо и может быть использована даже на уроках истории советского общества.
А вот картина ареста, суда и последующего насильственного выдворения Бродского из страны, нарисованная очень эмоционально, с яркими подробностями событий, запечатлевающимися в потрясённом сознании неравнодушного человека, на глазах которого совершается несправедливость. Здесь нашлось место и защитникам, и гонителям. В нашей истории — не безымянным статистам!
И вот, наконец, впечатляющий рассказ о жизни Бродского в США, которая прошла перед глазами мемуариста, жизни, вопреки обывательскому представлению, отнюдь не безоблачной, и основной пафос этого рассказа определяется воссозданием облика человека, достойно справляющегося с непомерной славой, свалившейся на него. Это Бродский, оказавшийся “своим” в кругу мировых знаменитостей и всё же оставшийся в чём-то тем же “Оськой” ленинградской поры, сохранивший дружеские привязанности и бескорыстие отношений.
Это портрет очень сложного человека.
Но может ли гений быть простым?!
А перед нами портрет гения.
Именно так задумана и осуществлена эта интереснейшая книга, которая будет очень полезна для учителей, заинтересованных неформальным преподаванием русской поэзии ХХ века.