Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2002

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

В.В. Шапошникова. “И ВСЕ ДУШИ МОЕЙ ИЗЛУЧИНЫ…”: Методическое пособие по литературному анализу в 11-м классе В.В. Шапошникова.
“И ВСЕ ДУШИ МОЕЙ
ИЗЛУЧИНЫ…”:

Методическое
пособие
по литературному
анализу в 11-м классе.
М.: Московский лицей,
2001.132 с.

Книжная полка словесника пополнилась методическим пособием, значение которого трудно переоценить. Оно решает трудную задачу — научить выпускника такому анализу текста, который не будет унылой суммой “главных мыслей” и “художественных особенностей”. Уже в предисловии заявлено, что в литературе нет иного материала для создания текста кроме слова, что употребление именно этих слов, их порядок, отношения между ними, их перекличка рождают смысл. Законы языка формируют этот смысл, и замысел поэта “на выходе”, благодаря языку, может подниматься на неожиданный даже для самого автора уровень. Ведь слово в тексте уже не равно слову в языке. А анализ — это “прорыв от слова к словообразам, проникновение к самому сокровенному в поэтическом произведении”, что помогает шедеврам лирики и прозы пережить своё время, “прорастая” сквозь него своим “сверхзначением”.

Автор берёт для анализа самую сложную русскую лирику, полную тайных смыслов, — поэзию “серебряного века”. Это стихи К.Бальмонта и В.Брюсова, вершины лирики А.Блока и его “Двенадцать”. Это “Жираф” и “Заблудившийся трамвай” Н.Гумилёва, дооктябрьская поэзия А.Ахматовой, О.Мандельштама и М.Цветаевой. Это В.Маяковский-лирик, творец сложного поэтического мира в “Облаке в штанах”. Это стихи Б.Пастернака и С.Есенина. В финальной части анализируется поэтика прозы И.Бунина, доступная лишь “проницательному читателю”. К рассказам “Антоновские яблоки”, “Мелитон”, “Сосны”, “Братья”, “Господин из Сан-Франциско”, “Лёгкое дыхание” указан путь анализа, способный увлечь ученика чтением настоящей литературы.

Достоинство пособия и в том, что оно — методический путеводитель, указывающий “дорогу” к глубинным смыслам поэзии и прозы: система вопросов к текстам поможет и ученикам, и учителю не ограничиться уже готовым вариантом анализа, а поискать свой, неповторимый ключ к пониманию, используя указанную к темам литературу. Это станет хорошей подготовкой и для словесника, и для выпускника, готовящегося к сочинению на выпускных и конкурсных экзаменах.

Наталья БЕЛЯЕВА
Рейтинг@Mail.ru