Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Б.А. Ланин. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: Антология. Саппоро: Центр славяноведения университета Хоккайдо, 2001. 438 с. |
Книга Б.А. Ланина — необходимый, актуальный материал к исследованию динамики развития такой важной дисциплины, как методики преподавания литературы в школе. Учёные, методисты, учителя, студенты получили прекрасную возможность открыть незаслуженно забытые страницы истории методики преподавания литературы, а затем успешно использовать полученные сведения в своей работе. Рецензируемая книга по полноте освещения важнейших направлений современной педагогики может быть сравнима лишь с известными трудами Я.Ротковича. Отрадно, что многие главы антологии опробовались именно на страницах еженедельника “Литература”.
Современная методика преподавания литературы не может развиваться без учета опыта прошлых лет, она должна строиться на методической традиции, когда происходит отбор лучшего.
В антологии исследуется творчество как традиционно известных методистов (В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, Н.М. Соколов, М.А. Рыбникова, В.В. Голубков, причём раскрываются новые грани их наследия), так и впервые представленных в книге такого жанра (А.М. Евлахов, Н.Н. Евреинов, В.П. Шереметевский, П.И. Житецкий, Л.С. Троицкий, А.П. Скафтымов, целая плеяда учёных русской эмиграции и других). Отдельные главы посвящены современным методистам — Г.И. Беленькому, Л.Г. Ионину, методическим работам Ю.М. Лотмана.
Проблематика исследования разнообразна: автор знакомит читателя с разными (иногда полярными) точками зрения на цели и задачи преподавания литературы, на её самоценность как школьного учебного предмета, на самостоятельное чтение учащихся, ставит вопрос, какими должны быть учебники по литературе, и показывает его решения в истории методики, предлагает необычные образцы анализа одного произведения, отдельных эпизодов, системы образов, характеров персонажей, взятые из трудов разных исследователей.
Особое значение для читателя имеют разделы “Современные дискуссии о литературном образовании”, “О вариативности”, “Зарубежный опыт”. В них автор обнажает болевые точки преподавания литературы нашего времени, что особенно ценно, ибо в анализе современного состояния преподавания литературы налицо естественная для исследовательских процессов субъективность (автор говорит об этом в предисловии).
Нужно отметить, что автор попытался закрыть образовавшуюся брешь в области методической науки (см. предисловие), соотнеся полезный опыт прошлого с современными проблемами преподавания литературы в школе. На наш взгляд, именно таким “тематическим” подбором и количеством доступных исследований творчества многих маститых методистов (Ланин дает ссылки на их работы) объясняется кажущаяся неравномерность распределения материала. Кроме того, если какая-либо сторона методического наследия в силу указанных причин не раскрывается, то читатель неизменно может найти выходные данные соответствующего источника с необходимой информацией.
Нужно отметить, что в рукописи впервые поднимается проблема приобщения школьников к литературным ресурсам Интернета. Сегодня методический аспект этой проблемы только начинает разрабатываться.
Новизна и необходимость антологии, составленной Б.А. Ланиным, очевидна. Она будет востребована умным, мыслящим читателем.