Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2002

События и встречи

ТРИБУНАБулат Окуджава

Учитель словесности: мужское это дело

Справа — фотография знакомого человека с гитарой. Булат Окуджава. Поэт. Но многие ли знают, что он, участник Великой Отечественной войны, после окончания филологического факультета Тбилисского университета пять лет проработал учителем русского языка и литературы? О своём учительстве впоследствии рассказал сам — как обо всём, иронично и мудро. Но так или иначе, наверное, ученики своего Булата Шалвовича любили. Да и не могли не любить — уже потому, что, как хорошо известно, школьных учителей-мужчин мало. Очень мало. Досадно мало. “Учитель” — слово-то мужского рода, а на самом деле?

Часто вспоминают и подсчитывают, сколько литературных классиков дала миру медицина. Но и учителя тоже кое-что сделали для литературы.

Среди учителей словесности — наставник императора Александра II Василий Андреевич Жуковский, классик русской поэзии Серебряного века, корифей перевода Иннокентий Фёдорович Анненский, знаменитый поэт-песенник Юлий Ким, учивший детей литературе на Камчатке.

Пример менее известный, но оттого не менее выразительный: в сибирском интернате молодой учитель и поэт Игнатий Рождественский заметил у одного из своих учеников литературные задатки, помог их развитию. Ученик вырос и, как положено настоящему ученику (настоящие учителя не обижаются — только радуются таким победам), превзошёл своего учителя. Звали ученика Виктор Астафьев.

К сожалению, несмотря на возможность, так сказать, профессионального лоббирования, в литературе, кроме чеховского Сергея Васильича Никитина, страдающего оттого, что он “учитель словесности, а до сих пор ещё не читал Лессинга”, кажется, вспомнить некого.

Мы так ждём учителя-мужчину, если не в жизни, то хотя бы в книге, хотя бы на экране, что порой даже не способны разобраться в своих чувствах, в том, с чем же этот учитель выходит к классу, к миру, к нам с вами, к нашим детям. Вот фильм “Доживём до понедельника”, бесспорная классика нашего искусства, шедевр кинодраматурга Георгия Полонского и режиссёра-постановщика Станислава Ростоцкого… Когда он вышел на экраны, многие попросту влюбились в учителя истории Илью Семёновича в блистательном исполнении Вячеслава Тихонова. Ну а как же иначе? Многознающ, остро и ярко говорит о нравственных проблемах, наконец, ветеран войны…

И понадобились годы и годы, испытание застоем и другими общественными потрясениями, чтобы понять: перед нами не мудрый и дальновидный наставник юношества, а себялюбивый демагог и ловко прячущийся от самого себя конформист. И куда симпатичнее другие учителя из этого фильма, хотя они и показаны эпизодически, — даже грубоватый внешне директор школы, даже учитель физкультуры…

Но и охладев к Илье Семёновичу, мы всё равно не перестали любить учителя как такового. И учителя языка и литературы, учителя словесности в том числе.

“Что изменилось бы, если бы словесность преподавала не учительница, а учитель?” — спросили мы учеников одной из московских школ.

Вот некоторые ответы, в том виде, как мы их получили, без какой-либо редактуры:

Было бы круче, меньше бы задавали.

Из предмета исчезнет серьёзность, но зато чувство языка у мужчин лучше.

Уроки стали бы более разнообразные.

У мальчиков в классе был бы ещё один друг (по части комиксов, футбола, драк и т.д.).

Был бы порядок в классе, все бы всё знали и делали все домашние задания, ведь он добрый, строгий, с насупившимися бровями и улыбкой.

Я думаю, что была бы тишина в классе. Все бы отвечали с поднятой рукой!

Мы бы сидели как ангелочки.

Мальчишки в классе прекратили бы выражать своё глубочайшее “фи” по поводу словесности, и вообще мужчины-учителя обычно бывают весёлые и с юмором.

Учил бы не урокам русского языка, а мужицкой силе.

Если что-нибудь сломалось, он смог бы быстро починить на перемене.

А вот как отвечают ребята на вопрос “Хотелось бы вам, чтобы словесность преподавал именно учитель?”:

Они больше шуток знают. С ними легче найти общий язык.

Мне кажется, что мужчины пишут менее грамотнее, чем женщины, но всё-таки большой разницы нет.

Мужчина, по-моему, более спокойный и сам может успокоить.

Мужчины (все) нераздражительны. Им легче успокоить класс (ХОТЯ НЕКОТОРЫЕ ЖЕНЩИНЫ ТОЖЕ НИЧЕГО).

Каким представляют себе ребята учителя словесности?

Густая борода, мягкий голос, не низкий, не высокий, с чувством юмора, чуть полный.

Я представляю его с плеером, наушниками, только в кармане лежит маленький учебник по русскому.

Не кажется ли вам, уважаемые коллеги, что портрет получился очень узнаваемый? Именно такие учителя-мужчины работают во многих наших школах: умные, спокойные, нераздражительные, весёлые, общительные, чувствующие язык, прекрасные методисты, интересующиеся всем на свете, сильные, на все руки мастера… Именно такими представляются нам учителя, чьи публикации на страницах нашей газеты так помогают в работе. И хотелось бы, чтобы их было больше, ведь современная школа, как отмечают сами школьники, дело трудное, мужское это дело, и сила для работы нужна неженская. Друзья-учителя нужны не только “по части футбола, драк”. И не только мальчишкам.

Размышления на эту тему совпали с приближением праздника, который традиционно отмечается как мужской. Хотя, к глубочайшему сожалению, мужественность у нас традиционно и однозначно связывается с форменной одеждой, оружием, с ароматами казармы и арсенала. Вот и вновь приготовлены для торжественного марша старые, но проверенные грабли: масс-медиа сообщили, что опять поднимается вопрос об упразднении отсрочек от призыва в армию для студентов. Замечательно! Вместо того чтобы создать условия для интеллектуального роста нации, найти возможности для того, чтобы наше школьное образование из однополого превратилось наконец в полноценное, власти готовы окончательно разрушить даже то, что пока ещё существует.

Нам неведомо, кто учил тех чиновников, которым сегодня, на нашу беду, вверено право принимать государственные решения, но сказать, что учили их скверно, мы обязаны. Они не получили в школе настоящего мужского воспитания, у них не было настоящих мужчин-учителей. Учителей, которые могли бы научить их любить родину не в истерии, а спокойно, повседневно и повсеместно.

Не будет их и впредь, если государственные мужи продолжат питание амбициозными мифами о величии нации (того хуже: играть с этими мифами ради своих марксистско-имущественных интересов) и останутся в забвении интересов каждого из нас, россиян.

Интересов школьника. Его родителей. Его учителей.

Рейтинг@Mail.ru