Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2002

Архив

Литературный календарьЛитературный календарь

22—28 февраля

“Истоки советского империализма нужно искать не в русской истории и не в особом мессианизме русского народа, а в марксистском эсхатологическом мире мировой революции”. (В.С. Варшавский. “Родословная большевизма”.)

22 февраля

1977 — скончался русский писатель Владимир Сергеевич ВАРШАВСКИЙ (род. 1906). Критика объявила его выразителем “незамеченного поколения”. Так называлась книга Варшавского (1956), “опыт рассуждения о судьбе эмигрантских сыновей”. Вынужденно покинувший родину после октябрьского переворота, он говорил, что его ровесники “ещё помнят Россию и на чужбине чувствуют себя изгнанниками. В этом их отличие от последующих эмигрантских поколений. Но воспоминаний о России у них слишком мало, чтобы ими можно было жить. В этом их отличие от поколений старших. Зато есть в их судьбе сходство с судьбою всех “лишних людей” русского прошлого, всех “потерянных” поколений Европы и Америки”.

Живя во Франции, Варшавский участвовал в антифашистском Сопротивлении, а в последние годы жизни работал над исследованием, строками из которого открыт календарь. Исторические его взгляды на будущее родины были далеки от оптимизма.

23 февраля

1942 — в Италии скончался Владимир Александрович АМФИТЕАТРОВ–КАДАШЕВ (род. 1888). Сын известного писателя, он пробовал свои силы во многих литературных жанрах, но наиболее интересными остаются его литературная критика и публицистика. Однако из-за консервативных взглядов автора в 1920-е годы его “Записки контрреволюционера” и дневники времён гражданской войны не были изданы даже в эмиграции, хотя, по признанию архивистов, это ценнейший и правдивый источник по истории того смутного времени.

В своей праведной ненависти к большевизму и в поисках сил освобождения страны от “красной чумы” Амфитеатров-Кадашев дошёл до оправдания гитлеризма, итальянского фашизма и сотрудничества с нацистами. Этого ни принять, ни понять не могли даже его соратники по изгнанию.

В тот же день, 23 февраля 1942 года, на военном полигоне Мон-Валерьен (Франция) гестаповцами был расстрелян Борис Владимирович ВИЛЬДЕ (род. 1908). Он был выдан провокатором и приговорён к смерти за организацию подпольной газеты; её название “ReRsistance” (Сопротивление) стало названием народного антифашистского движения.

Обаятельный человек, талантливый литератор, Вильде отказался от многих гуманитарных соблазнов, предпочтя спокойной академической или художественной деятельности борьбу против гитлеровских захватчиков. Творческое наследие его невелико, но гражданский подвиг Вильде нравственно прекрасен.

И ещё одна печальная дата этого же дня 1942 года. Далеко от Европы, в бразильском горном городке Петрополис покончили с собой Стефан ЦВЕЙГ (Zweig; род. в Вене в 1881) и его жена. Покинув родную Австрию, писатель не смог прижиться на чужбине… Ещё две жертвы мировой войны.

1952 — в психоневрологической больнице города Горького (Нижний Новгород) скончался русский прозаик и драматург Марк КРИНИЦКИЙ (род. 1874). Под этим псевдонимом работал в литературе Михаил Владимирович Самыгин, известный в 1910-х годах своими эротическими рассказами. Отвечая на упрёки в бульварщине, Криницкий говорил: “Пошлости, как таковой, нет… Есть грех, несчастие, страдание, а пошлости нет”. В 1912 году он выпустил “Курс теории и техники сочинения”, где поделился своим опытом завоевания успеха у читателей.

А в “психушку” Криницкий был заключён за писание писем Сталину.

24 февраля

1942 — Дневник поэта Александра Яшина: “Вчера получил разрешение присутствовать при переливании крови воентехнику Рощину, соседу по койке. Но не выдержал: едва не упал, и меня спровадили”.

25 февраля

В этот день в Венеции родился Карло ГОЛЬДОНИ (Goldoni; 1707–1793), а в Москве Лев Александрович МЕЙ (1822 /13.02 — ст.ст. / — 1862). Первый стал всемирно знаменитым драматургом, реформатором итальянской комедии, второй, будучи поэтом, также преуспел на сценическом поприще — по мотивам стихотворных исторических драм Мея “Царская невеста” и “Псковитянка” Римский-Корсаков написал оперы, ныне вошедшие в классический репертуар.

25 февраля родился и немецкий писатель Карл МАЙ (May; 1842–1912). Это он создал образ вождя апачей Виннету, и его приключенческие романы о Диком Западе завоевали признание у мальчишек многих поколений по всему миру.

В России Мая стали переводить уже в конце XIX века.

26 февраля

1802 — родился Виктор ГЮГО (Hugo).

1922 — родился прозаик Николай Семёнович ЕВДОКИМОВ. Участник Великой Отечественной войны, он получил известность как автор повестей и рассказов о нравственных исканиях наших современников (“Необходимый человек”, “Была похоронка”, “Страстная площадь”, “К сестре на день рождения”…). Иной раз Евдокимова поругивали за сентиментальность, но уже сегодня понятен высокий пафос его усилий, желание даже в условиях торжества двойной морали советского времени укрепить веру каждого человека в возможность совершать добрые дела.

27 февраля

1902 — родился американский писатель Джон СТЕЙНБЕК (Steinbeck). В 1962 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе “за реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением”.

Споры о долговечности им написанного шли, однако, ещё при жизни Стейнбека (скончался в 1968). Но спорили критики, а читатели продолжали читать. Может быть потому, что, по словам литературоведа Джеймса Грея, “как никакой другой американский писатель, Стейнбек последовательно стремится по достоинству оценить жизнь человека, воздать ему должное”.

28 февраля

1922 — родился литературовед и культуролог Юрий Михайлович ЛОТМАН. Наследие выдающегося учёного обширно и многообразно; даже сегодня, спустя несколько лет после его кончины (умер в 1993), оно ещё вполне не осмыслено и не изучено. Много сил Юрий Михайлович отдавал и проблемам методики преподавания литературы. Строками из его “книги для учителя” “В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь” (1988) завершим календарь.

“Мы живём во время, когда многие сложившиеся и долго считавшиеся истинами представления приходится преодолевать, многие психологические стереотипы — перестраивать. Это, конечно, беспокойно и нарушает привычки, но это неотвратимо. Среди укоренившихся, но вредных представлений можно назвать идею “китайской стены”, которая якобы отгораживает “высокую”, “академическую”, вузовскую науку о литературе от изучения литературы в школе. Сторонники этой теории более всего озабочены тем, чтобы не дать учителю (а через него и ученику) “лишнего”. Литература сводится к программе по литературе, чтение произведений — к чтению “отрывков” и “выдержек”, анализ — к ответам на вопросы для повторения. Стереотип влечёт за собой скуку, скука убивает интерес к предмету. Культура проходит мимо…

В культуре нет и не бывает “лишнего” (нельзя быть “слишком культурным”, как слишком умным или добрым). Преодоление наукобоязни — этой, к сожалению, распространённой болезни — важнейший шаг на пути к той школе, которую требует от нас время”.

Календарь ведёт Лариса МЕЗЕНЦЕВА.
Все даты российского календаря до 1918 года даны по новому и старому стилю.
Рейтинг@Mail.ru