Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2002

Архив

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Сергей ВОЛКОВ


От скакуна до клячи

Литературная игра, посвящённая году Лошади

В феврале, в середине нескончаемой третьей четверти, мы предлагаем вам и вашим ученикам на некоторое время отойти от серьёзных литературных дел и немного поиграть. Наша игра посвящается наступившему году Лошади; это животное так часто изображалось в литературе и других искусствах, что материала для игры хватит с лихвой. Основные её участники — старшеклассники (в нашем варианте — организованные в три команды), хотя с отдельными заданиями справятся и ученики средних классов. Мы не будем давать жёсткого сценария игры, группируйте задания по своему усмотрению, придумывайте новые, творите! Убеждены, что такая работа доставит удовольствие и вам, и вашим ученикам, а значит, поможет сделать процесс общения с литературой радостным и волнующим.

1. Разминка. За 30 секунд каждая команда должна придумать как можно больше обозначений — близких синонимов к словам “лошадь, конь” (кобыла, кляча, иноходец, скакун, жеребец, мустанг, коняга, мерин, рысак и так далее). Усложнённый вариант — дать толкования придуманных слов.

2. Театральный конкурс. Если в игре участвуют несколько команд, то каждая предоставляет по 1 человеку. Они получают листок с напечатанными строчками из романа “Евгений Онегин”: “Вот бегает дворовый мальчик, // В салазки жучку посадив, // Себя в коня преобразив; //Шалун уж заморозил пальчик: // Ему и больно, и смешно, // А мать грозит ему в окно…” В течение нескольких минут вне помещения, в котором находятся зрители, они готовят пантомиму, изображая последовательно происходящее в каждой строке. Выигрывает команда, первой догадавшаяся, какие стихи изображаются. Дополнительный балл может получить команда, наизусть прочитавшая всю строфу целиком. Отдельным баллом можно поощрить самых талантливых актёров.

3. Конкурс “Третий лишний”. Команда должна определить “третьего лишнего” в предложенных группах: Заседатель, Пегас, Фру-Фру (ответ: Пегас — это мифологический персонаж; остальные — “герои” произведений русской классики: Заседатель — одна из лошадей Чичикова, Фру-Фру — лошадь Вронского); Карагёз, Грачик, Соколко (Соколко — имя пса из “Сказки о мёртвой царевне”; остальные — лошади: Карагёз принадлежал Казбичу, Грачик — Николаю Ростову); Буцефал, Холстомер, Росинант (Буцефал — реальный конь Александра Македонского; остальные — литературные персонажи: Холстомер — из одноимённой повести Л.Толстого, Росинант — из “Дон Кихота”).

4. Конкурс экскурсоводов. За короткое время придумать и представить фрагмент экскурсии по картине, на которой изображена лошадь (очень удобна для этой цели “Всадница” К.Брюллова). Экскурсоводы от команд должны выступать по очереди, при этом важно, чтобы они не слышали экскурсий друг друга, что исключает заимствования.

5. Конкурс “Лошадиные фразеологизмы”. Определить, из каких литературных произведений взяты фрагменты, восстановить пропущенные фразеологизмы:

а) Она советовалась со своим мужем, с некоторыми соседями, и наконец единогласно все решили, что, видно, такова была судьба Марьи Гавриловны, что __________конём не ____________, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное.

б) Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и ___________ , да _______________. А изволите вы писать, что сошлёте меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.

Приведите свои примеры фразеологизмов (или устойчивого употребления слова в переносном значении) на “лошадиную” тему.

Ответы:

а) А.С. Пушкин “Метель”; суженого конём не объедешь;

б) А.С. Пушкин “Капитанская дочка”; конь о четырёх ногах, да спотыкается.

Примеры других фразеологизмов, устойчивых сочетаний, переносных значений: добрый конь, железный конь, ломовая лошадь, лететь во весь опор, быть в чём-то подкованным, троянский конь, взнуздать кого-то, весь в мыле, врёт как сивый мерин, лошадиная сила, с места в карьер.

6. Конкурс “Масти лошадей”. Объясните, какого цвета была лошадь в следующих случаях:

1. “Этот чубарый конь был сильно лукав и показывал только для вида, будто бы везёт…” (Н.Гоголь “Мёртвые души”)

Ответ: чубарый — с тёмными пятнами по светлой шерсти, хвост и грива чёрные.

2. “Пристяжной каурой масти, называвшийся Заседателем… трудился от всего сердца…” (Н.Гоголь “Мёртвые души”)

Ответ: каурый — светло-каштановый, рыжеватый.

3. Какой масти был третий конь в чичиковской тройке?

Ответ: гнедой — тёмно-рыжий, хвост и грива чёрные.

4. “Сыпал снег буланому под ноги…”

Ответ: буланый — светло-жёлтый, хвост и грива чёрные.

5. На каком коне поехал в поход легендарный Мальбрук?

Ответ: “Мальбрук на войну едет, // Конь его был игрень”; игреневый — рыжий, хвост и грива светлые.

7. Конкурс чтецов. Выразительное чтение стихотворения В.Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”.

8. Конкурс художников. Под диктовку ведущего представители команд с завязанными глазами рисуют лошадь.

9. Конкурс “Лошадиное сравнение”. Определите художественные произведения, из которых взяты фрагменты. Восстановите пропуски в тексте.

1. Как теперь гляжу на эту лошадь: вороная, как смоль, ноги — струнки, и глаза не хуже, чем у ______; а какая сила! скачи хоть на пятьдесят вёрст; а уж выезжена — как _________ бегает за хозяином, голос даже его знала! Бывало, он её никогда и не привязывает. Уж такая разбойничья лошадь!..

2. Ещё кипели злобно волны,

Как бы под ними тлел огонь,

Ещё их пена покрывала,

И тяжело Нева дышала,

Как _____________________.

3. “Ты говоришь об хорошенькой женщине, как ______________________,” — сказал Грушницкий с негодованием.

4. Маленькая княгиня, как _______________, услыхав ___________, бессознательно и забывая своё положение, готовилась к привычному ___________ кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.

5. И конь на дыбы поднимался порой,

И прыгал, как ____________________

И белой одежды красивые складки

По плечам фариса вились в беспорядке.

Ответы:

1. Чем у Бэлы; как собака (М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”);

2. Как с битвы прибежавший конь (А.С. Пушкин “Медный всадник”);

3. Как об английской лошади (М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”);

4. Как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы; к привычному галопу кокетства (Л.Н. Толстой “Война и мир”);

5. Как барс, поражённый стрелой (М.Ю. Лермонтов “Три пальмы”).

10. Игра со зрителями.

1. Кто из литературных героев, упав с коня в весьма неподходящий момент, дал повод подозревать героиню в любви к нему? (Молчалин, “Горе от ума”)

2. Кто из литературных героев гордился тем, что его род происходит от одной из знаменитых лошадей? (Симеонов-Пищик, “Вишнёвый сад”)

3. Для кого из литературных героев лошадь стала самым терпеливым слушателем? (извозчик Иона, рассказ Чехова “Тоска”)

4. Причиной смерти кого из литературных героев может считаться в равной мере как животное — символ будущего года, так и животное — символ ушедшего года? (вещий Олег, “Песнь о вещем Олеге”)

5. Кто из литературных героев утверждал, что Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овёс? (Ипполит Ипполитыч, рассказ Чехова “Учитель словесности”).

Советуем также провести общешкольную викторину, материалы для которой можно развесить на несколько дней по стенам в коридоре. Участвующему в викторине предлагается восстановить пропущенные слова в цитатах (мы выделяем их курсивом), отгадать автора и название произведения, из которого взята цитата; иногда (особенно см. раздел “Кто скачет, кто мчится?”) нужно указать, о ком идёт речь в приведённых фрагментах. Победит тот, кто правильно угадает наибольшее количество цитат. Ученики могут привлекать к работе и своих родителей — главное, чтобы все вместе покопались в книгах, поискали цитаты, прочитали хорошие стихи. Мы приводим примеры цитат, по их образцу вы можете составить свой список.

КУДА ТЫ СКАЧЕШЬ, ГОРДЫЙ КОНЬ?

1. Образ сладостной мести мерещится мне.
Громкой славой увенчанный, в час неурочный,
Я въезжаю в столицу на белом коне.
Предо мной переулок Второй Самотёчный.

Открываются окна. Сияет луна.
Я проехал задумчив и взора не кинул.
Вслед мне в позднем раскаянье плачет она.
А соперник растерянный чай опрокинул.
(Д.Самойлов “Ревность”)

2. Измучив доброго коня,
На брачный пир к закату дня
Спешил жених нетерпеливый.
(М.Лермонтов “Демон”)
3. Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
(Н.Некрасов “Крестьянские дети”)

ЧТО ЗА ЛОШАДЬ? ЧТО ЗА КОНЬ?

4. С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
(А.С. Пушкин “Песнь о вещем Олеге”)
5. А за ним
По большой траве
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребёнок
(С.Есенин “Сорокоуст”)
6. Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня...
(А.С. Пушкин “Зимнее утро”)
7. Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет.
(М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”, песня Казбича)
8. И то сказать, что и в сраженьи
Раз в настоящем упоеньи
Он отличился, смело в грязь
С коня калмыцкого свалясь...
(А.С. Пушкин “Евгений Онегин”)
9. Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы
И усмирять рабынь строптивых…
(А.Блок “Скифы”)
10. Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вина европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей...
(А.С. Пушкин “Евгений Онегин”)
11. Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
(С.Есенин “Я обманывать себя не стану…”)
12. Но Кочубей богат и горд
Не долгогривыми конями…
(А.С. Пушкин “Полтава”)
13. Мы объехали весь свет
Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами…
(А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане…”)
14. И стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня...
(М.Ю. Лермонтов “Три пальмы”)
15. Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко...
(А.Барто)
16. На передней лошади едет император
В голубом кафтане.

Белая кобыла с карими глазами,
С чёлкой вороною…
(Б.Окуджава “Батальное полотно”)

17. По лесу, лесу частому
Полозьями скрипит,
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.
(Р.Кудашева “В лесу родилась ёлочка…”)
18. А два братана Губины
Так прямо с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В своё же стадо шли...
(Н.Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”)
19. Взнуздан
и осёдлан он,
крепко сбруей оплетён.
На спину сплетённому
помогай Будённому!
(В.Маяковский “Конь-огонь”)

КТО СКАЧЕТ, КТО МЧИТСЯ?

20. Как часто, по скалам Кавказа,
Она Ленорой, при луне,
Со мной скакала на коне!
(Муза; А.С. Пушкин “Евгений Онегин”)
21. У Петра Великого
Близких нету никого,
Только лошадь и змея —
Вот и вся его семья.
(И.Ильф, Е.Петров “Золотой телёнок”)
22. Я помню,
Когда я был ещё ребенком, он
Меня сажал на своего коня
И покрывал своим тяжёлым шлемом,
Как будто колоколом.
(Герцог о Бароне; А.С. Пушкин “Скупой рыцарь”)
23. Идёт. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
(Пётр I; А.С. Пушкин “Полтава”)
24. Луна чуть светит над горою;
Объяты рощи темнотою,
Долина в мёртвой тишине...
Изменник едет на коне.
(Фарлаф; А.С. Пушкин “Руслан и Людмила”)
25. Под ним весь в мыле конь лихой
Бесценной масти, золотой.
Питомец резвый Карабаха
Прядёт ушьми и, полный страха,
Храпя косится с крутизны
На пену скачущей волны.
(Жених Тамары; М.Ю. Лермонтов “Демон”)

И БУНТУЕТ, И КЛОКОЧЕТ… (Угадай глагол)

26. Почуя мёртвого, храпят
И бьются кони, пеной белой
Стальные мочат удила,
И полетели как стрела.
(А.С. Пушкин “Евгений Онегин”)
27. Мой конь притомился,
стоптались мои башмаки…
(Б.Окуджава “Ночной разговор”)
28. — Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец...
(С.Маршак “Кузнец”)
29. И конь скакал, и влёкся вол…
(А.С. Пушкин “Обвал”)
30. Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несёт
(А.С. Пушкин “Осень”)
31. Ни ложбиночки пологой,
Ни тропиночки убогой,
А как же коням быть?
Кони хочут пить.
(Ю.Ким “Кони”)
32. А кони в сумерках колышут гривами,
Автобус новенький, спеши, спеши!
(Б.Окуджава “Из окон корочкой несёт поджаристой…”)
33. А бедный конь руками машет…
(Н.Заболоцкий “Движение”)
34. Но только лошади летают вдохновенно!
Иначе лошади разбились бы мгновенно...
(Ю.Мориц “Песенка летающих лошадей”)
35. Болтала лошадь селезёнкой,
И звону шлёпавших подков
Дорогой вторила вдогонку
Вода в воронках родников.
(Б.Пастернак “Весенняя распутица”)

ВОТ МЧИТСЯ ТРОЙКА… (Кто автор этих строк?)

36. Слышен звон бубенцов издалёка —
Это тройки знакомый разбег.
(А.Кусиков “Бубенцы”)
37. Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал?
(Н.В. Гоголь “Мёртвые души”)
38. Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки, —
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой.
(Н.Некрасов “Тройка”)
Я пригвождён к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне всё — равно.
Вон счастие моё на тройке
В сребристый дым унесено.
(А.Блок)

И, наконец, не пройдите мимо замечательных стихотворений Н.Языкова “Конь”, Н.Заболоцкого “Лицо коня”, Д.Самойлова “Белые стихи (Рембо в Париже)” — включите их в свои программы по литературе.

Рейтинг@Mail.ru