Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина».
Мысли и чувства автора
В статье «Оценку ставить вам» вам предложено оценить два сочинения на одну тему, которые мы здесь печатаем под номерами 1 и 2.
Сочинение № 1
Стихотворение Лермонтова “Родина”, написанное поэтом в последний год своей жизни (1841), отражает мысли и чувства автора перед самой смертью. Теперь для лирического героя важна его родина, в ней он нашел свои идеалы, в ней увидел искреннюю и естественную жизнь. Теперь уже лирический герой не бунтует, не противостоит всему миру, а, наоборот, хочет слиться с ним воедино, хочет быть частью целого, огромного — своей Родины.
Но любовь лирического героя к родине особенная (как сам пишет Лермонтов: “Люблю отчизну я, но странною любовью!”), она нерассудочная: “Не победит её рассудок мой”, необъяснимая. Только сердцем (и им одним) любит лирический герой отчизну.
Любовь странная, непонятная, так как она к деревенской, нищей России; а любит её лирический герой лишь за то, что она есть на земле.
Такая любовь к России найдёт своё отражение в творчестве поэтов ХХ века, в частности в творчестве Блока. В стихотворении Блока “Грешить бесстыдно, беспробудно…” русский народ описан противоречиво: с похмелья идёт в церковь, усердно молится, подаёт милостыню, а затем, приходя домой, становится опять злым и жадным. Но и такую Русь любит Блок и перед такой преклоняется. Блок, разочаровавшись в своём идеале, в Прекрасной Даме, нашёл другой идеал, другой предмет поклонения — Родину. Так и Лермонтов, потеряв всякую надежду найти чистоту, искренность в мире, перед смертью понимает, что родина есть воплощение его идеалов — то, что искал поэт на протяжении своей недолгой и трагической жизни.
Стихотворение Лермонтова “Родина” композиционно делится на две части: первая часть намного короче второй, и в ней лирический герой говорит о том, что не за славу, не за покой, не за заветные преданья он любит родину, а за что, не знает сам; вторая часть этого стихотворения посвящена описанию той отчизны, которую ценит лирический герой. И именно во второй части описано всё, что так дорого и близко его сердцу: степи, леса, реки, “огни… деревень”, “дымок спалённой жнивы”, берёза, изба, “полное гумно”.
Эти части стихотворения противопоставляются с помощью союза “но”: “Ни слава, купленная кровью, // Ни полный гордого доверия покой, // Ни тёмной старины заветные преданья // Не шевелят во мне отрадного мечтанья. // Но я её люблю — за что, не знаю сам — // Её степей холодное молчанье”.
Лермонтов так же, как и Блок, не видит недостатков крестьянской жизни (описывает сельскую жизнь в идеале, не описывает ни крестьянский труд, ни плохие черты характера крестьян), преклоняется перед ними, умиляется: “Смотреть до полночи готов // На пляску с топаньем и свистом // Под говор пьяных мужичков”. И именно поэтому, не видя пороков крестьян, идеализируя их, в обществе интеллигентов ХХ века сложилось ощущение вины перед народом, вины за долгие годы крепостничества в России.
На мой взгляд, тема родины непосредственно связана с темой дома, приюта, которых ищет лирический герой: “С отрадой, многим незнакомой, // Я вижу полное гумно, // Избу, покрытую соломой, // С резными ставнями окно”; “вздыхая о ночлеге”.
Родина — вот приют лирического героя, его дом.
В крестьянской жизни лирического героя привлекает общность, то, что все вместе, в этой жизни нет места одиночеству: “Дрожащие огни печальных деревень” (и огни, и деревни употреблены во множественном числе; их много, а не один огонь и не одна деревня); “Люблю… чету белеющих берёз”; мужички. Всё едино в сельской жизни, по мнению Лермонтова, а жизнь сама полна и достаточна: “Я вижу полное гумно”.
В начале стихотворения Русь описана как бы сверху, из-за этого расширяется пространство, и мы можем увидеть всю Русь, охватить взглядом и необъятную территорию вместе с лирическим героем; мы видим и “разливы рек… подобные морям” и степи, и леса, и “огни… деревень”. А затем постепенно уменьшается пространство: пейзаж деревенский описывается более подробно и уже не сверху, а как будто с земли герой наблюдает всю происходящую картину.
На мой взгляд, в этом стихотворении продолжает своё развитие тема пути и странничества, опять лирический герой куда-то едет: “Просёлочным путём люблю скакать в телеге”. Но теперь он не просто путник: он едет по своей стране и уже неразрывно с нею связан. Вроде бы кажется, что у него нет цели, но это не так: его цель — найти пристанище, а пристанище его — это вся Россия.
Родина лирического героя холодная, молчаливая, безбрежная, печальная. Холодность — признак чистоты и целомудрия; безбрежность — это огромные просторы, необъятность и сила. Молчаливая и печальная родина, как молодая девушка, влюблённая, и поэтому какая-то таинственная. Эта Россия очень похожа на Россию Блока.
С течением времени лирический герой испытывает уже совершенно другие чувства: любовь, отраду, умиление — а не чувство борьбы, не одиночество, не месть. Лирический герой Лермонтова изменился: он уже никого не обвиняет в непонимании, никого не осуждает, он стал проще смотреть на жизнь.
В стихотворении нет романтических штампов, природа описана реально, так, как есть: “дымок спалённой жнивы”, и “средь жёлтой нивы чету белеющих берёз”, и вижу “избу, покрытую соломой”.
Как мне кажется, Лермонтов в этом стихотворении отказывается от романтических идеалов, сомневается в них и находит очарование в реальности, обыкновенной жизни таких же обыкновенных, простых людей, поэтому в стихотворении отсутствуют очень красивые эпитеты, а лексика достаточно простая.
Сочинение № 2
Всё, что было создано М.Ю. Лермонтовым в годы его творчества, — это подвиг во имя свободы и родины. О стихотворении “Родина”, одном из последних творений поэта, Белинский писал Боткину: “Лермонтов ещё в Питере. Если будет напечатана его “Родина” — то, аллах керим, что за вещь — пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских”.
В стихотворении “Родина” поэт делится своими мыслями и чувствами о России с читателем. Отношение Лермонтова к родине сложное: “Люблю отчизну я, но странною любовью! // Не победит её рассудок мой”. В русской литературе XIX–XX веков, а именно в творчестве Тютчева или Блока, можно тоже встретить неоднозначное отношение к России. В стихотворении “Россия” Блок пишет: “Россия, нищая Россия, // Мне избы серые твои, // Твои мне песни ветровые — // Как слёзы первые любви!” Знамениты следующие строки Тютчева: “Умом Россию не понять, // Аршином общим не измерить”.
Стихотворение “Родина” состоит из двух строф. В первой строфе поэт размышляет о России в целом, о России как об огромной прекрасной стране. Её величие подчёркивается благодаря возникающему в произведении мотиву пространства: “Её степей холодное молчанье, // Её лесов безбрежных колыханье, // Разливы рек её, подобные морям…” Для усиления впечатления о мощи России используется гипербола: разливы рек подобны морям. Кроме того, поэт использует аллитерацию: “Разливы Рек её, подобные моРям”. Кроме звука “р” присутствуют также звуки “м”, “н” и “л”: “взороМ МедЛеННыМ проНзая Ночи теНь”. Сонорные согласные придают особую поэтичность звучанию строк о России. Также поэтичность придают анафора и эпифора: “Ни слава, купленная кровью, // Ни полный гордого доверия покой, // Ни тёмной старины заветные преданья // Не шевелят во мне отрадного мечтанья” или “Её степей холодное молчанье, // Её лесов безбрежных колыханье”.
Стихотворение написано разностопным ямбом. Думается, эта особенность связана с композицией произведения. Первая строфа, посвящённая размышлениям поэта о своей “странной любви” к Отечеству, звучит торжественно и размеренно. Отчасти это происходит благодаря использованию инверсии, то есть перестановки слов: “люблю отчизну я”, “не победит её рассудок мой”. В этой строфе присутствует пяти- и шестистопный ямб. Вторая строфа написана ямбом трёхстопным, и потому язык, которым поэт говорит о русской деревне, прост и лёгок.
Изображая деревню, Лермонтов использует всё ту же аллитерацию, эпитеты (“жёлтая нива”, “резные ставни” и др.), а также олицетворения: “печальные деревни”, “ночующий обоз”. Благодаря олицетворению деревня сама словно оживает, обретает душу.
Следует добавить, что простота или сложность звучания зависит также и от употребляемых поэтом видов рифмовки. Например, в первой строфе произведения присутствует как перекрёстная, так и парная и кольцевая рифмы, а в последней — только перекрёстная.
Стихотворение в целом посвящено России, в нём звучат различные мысли. Поэт затрагивает и международное положение страны (“Ни полный гордого доверия покой”), и ситуацию во внутренней и внешней политике (“Ни слава, купленная кровью”), и её прошлое (“Ни тёмной старины заветные преданья”).
Деревенскую Русь Лермонтов ощущает всеми органами чувств. Поэт и просто любит её, и видит “полное гумно”, чувствует “дымок спалённой жнивы”, любит смотреть на “пляску с топаньем и свистом” (здесь аллитерация позволяет читателю буквально прочувствовать атмосферу народного гуляния). Появляется мотив дороги: “Просёлочным путём люблю скакать в телеге…” Мотив дороги помогает создать единый образ деревни, открывая её панораму: “Дрожащие огни печальных деревень”.
Особенностью композиции стихотворения “Родина” можно считать то, что оно построено по принципу “от общего к частному”. От мыслей о стране поэт переходит к чувствам о деревне, части России. Поэтому меняется стихотворный размер, рифмовка.
В этом стихотворении возникает тема природы. Сельская природа описана реалистично (в этом заключается характерная черта позднего творчества Лермонтова): реальная сельская местность, следы полевых работ (“дымок спалённой жнивы”), характер народа. По-видимому, в стихотворении поэт изображает осень. Об этом свидетельствуют такие образы, как “спалённая жнива”, “жёлтая нива”, “полное гумно”.
Лермонтов принимает родину такой, какая она есть, несмотря на все те её пороки, перечисленные в начале стихотворения. В этом его позиция сходна с позицией Гоголя. В “Притче о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче” в поэме “Мёртвые души” Гоголь отстаивает точку зрения о том, что нужно принимать родину со всеми её недостатками и слабостями. И Лермонтов, и Гоголь принимают Россию, не идеализируя её. Деревенская Россия близка Лермонтову и любима им: “С отрадой, многим незнакомой, // Я вижу полное гумно”.
Итак, стихотворения “Родина” выражает отношение поэта к России. Чувство Лермонтова к России не просто: “Но я её люблю — за что, не знаю сам”. Автор любит родину, но “странною любовью”, несмотря на все её недостатки, которые в его душе “не шевелят… отрадного мечтанья”. Лермонтов любит живую, крестьянскую Русь. Возможно, образ лермонтовской России можно передать строками Некрасова: “Ты и убогая, // Ты и обильная, // Ты и могучая, // Ты и бессильная, // Матушка Русь!”