Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №4/2002

Архив

Министерство Образования РФ
Национальный фонд подготовки кадров

ПРОЕКТ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В 44 номере за прошлый год мы уже напечатали этот проект Министерства. Но по техническим причинам в нашу публикацию вкралась серьёзная ошибка. Из проекта ушёл раздел, посвящённый старшим классам общеобразовательной школы (название «Общеобразовательный уровень» в № 44 следует читать как «Профильный уровень»). Просим читателей простить нам эту накладку. Сегодня мы печатаем пропущенный нами раздел проекта. Полностью весь текст министерского документа они могут прочитать в «Учительской газете», № 47, 2001 год (там же опубликован и раздел «Основная школа»).

Чтобы не отвечать за чужие ошибки, редакция снова предупреждает, что печатает документ в том виде, в каком он прислан из Министерства образования, но в принятом у нас графическом оформлении текстов (обозначение буквы «ё», особенность начертания кавычек и тому подобное).

ЛИТЕРАТУРА (Общеобразовательный уровень)

Изучение литературы должно предоставить учащимся возможность:

— читать и глубоко понимать художественные произведения русской литературы XIX-XХ веков, а также произведения зарубежной литературы, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литературы, воспроизводить его конкретное содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;

— познакомиться с фактами жизни и творчества изучаемых писателей, с творческой историей текстуально изучаемых произведений; научиться связывать материал литературной классики со временем написания и с современностью;

— освоить основные закономерности историко-литературного процесса и уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и культурой; соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом), знать основные черты этих направлений;

— использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; воспринимать художественное произведение с учётом авторской позиции, понимать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов-персонажей; выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте, определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;

— выявлять авторское отношение к изображенному, давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия; выявлять “сквозные темы”, вычленять ключевые проблемы русской литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой;

— выразительно читать изученные произведения, в том числе, выученные наизусть.

— составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические темы, писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, классные и домашние сочинения на литературные и свободные темы.

— сформировать устойчивый интерес к чтению, читательскую культуру и эстетический вкус, овладеть богатствами родного языка.

Обязательный минимум содержания образования

Литературные произведения

Из литературы ХIХ века

  • А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Погасло дневное светило…», «К морю», «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Поэту», «…Вновь я посетил…», «Я вас любил: любовь ещё быть может…», «Безумных лет угасшее веселье…», «Осень».
  • М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Я не унижусь пред тобою…», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…", «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Родина», «Выхожу один я на дорогу…», «Пророк».
  • Н.В. Гоголь. Повесть «Невский проспект».
  • А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».
  • И.А. Гончаров. Роман «Обломов» (обзор).
  • И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
  • Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Silentium», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «О, как убийственно мы любим…», « Я очи знал, — о, эти очи!..», «Природа — сфинкс. И тем она верней…», «К. Б.» (“Я встретил Вас – и всё былое…”).
  • А.А. Фет. Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Ещё майская ночь…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Одним толчком согнать ладью живую…».
  • Н.А. Некрасов. Стихотворения: «В дороге», «Тройка», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «Элегия. А.Н. Еракову», «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» («Пролог», "Пьяная ночь", «Счастливые», «Помещик», «Крестьянка», «Пир — на весь мир»).
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (главы: «Опись градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение»).
  • Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
  • Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».
  • А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Пьеса «Вишнёвый сад».

Из литературы ХХ века

  • И.А. Бунин. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Лёгкое дыхание», «Тёмные аллеи». Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звёзды!..».
  • А.И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет».
  • Избранные стихотворения поэтов серебряного века. К. Бальмонт, В. Брюсов, Н. Гумилёв, О. Мандельштам, М. Цветаева.
  • М. Горький. Пьеса «На дне».
  • А.А. Блок. Стихотворения: «Вхожу я в тёмные храмы…»1 «Незнакомка», «Россия», «На железной дороге», «Река раскинулась, течёт…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать».
  • В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся». Поэма «Во весь голос».
  • С.А. Есенин. Стихотворения: «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ...».
  • А.А. Ахматова. Стихотворения: «Смятение», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Родная земля», «Муза». Поэма «Реквием».
  • М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» (обзор).
  • М.А. Булгаков. Романы: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (по выбору).
  • Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Про эти стихи», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».
  • А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны…».
  • В.М. Шукшин. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство».
  • А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
  • Произведения писателей второй половины ХХ века, получившие общественное признание современников: Ю. Трифонов, Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Распутин, В. Белов, В. Быков, В. Кондратьев, В. Тендряков, А.В. Вампилов (4-5 произведений по выбору).
  • Произведения поэтов второй половины ХХ века, получившие общественное признание современников: Н. Рубцов, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Ю. Кузнецов, А. Вознесенский, И. Бродский, Б. Окуджава, В. Высоцкий (творчество 3-4 поэтов по выбору).

Из зарубежной литературы

  • В. Шекспир. «Гамлет».
  • И.-В. Гёте. «Фауст» (фрагменты).
  • О. Бальзак. «Гобсек».
  • Э.Хемингуэй. «Старик и море».

Сведения по истории и теории литературы

Художественная литература как род искусства. Образная основа художественного произведения. Единство формы и содержания.

Литература в системе духовной культуры. Гуманизм и народность русской литературы, ее патриотизм, духовный и нравственный потенциал.

Стадии развития литературы. Основные черты литературных направлений XIX–XX веков.

Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений классической литературы. Соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях.

Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.А. Ахматовой. Биографические сведения (основные факты) о писателях ХIХ–ХХ веков.

Роды и жанры литературы, основные способы выражения авторской позиции.

Тема. Идея. Нравственная, философская, социально-историческая проблематика русской литературы: человек в его отношении к обществу, природе; преемственность поколений; человек и время, человек и нация; духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.

Сюжет. Композиция. Конфликт.

Персонаж — герой — характер — тип.

Психологизм в литературе.

Гипербола. Гротеск.

Деталь и символ.

Вечные образы, “сквозные” темы и мотивы в русской литературе.

Эстетическая функция языка художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА2

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение русской литературы должно предоставить учащимся возможность:

— читать произведения русской литературы ХIХ и ХХ веков, вершинные произведения зарубежной литературы, литературы народов России и осознавать их как явления словесного искусства;

— характеризовать этапы жизненного и творческого пути писателей;

— получить целостное представление о русской литературе XIX и XX веков на основе изучения её вершинных произведений; анализировать её ключевые проблемы, выявляя их общечеловеческое содержание; знакомиться с проблематикой изученных произведений зарубежной классики и литературы народов России;

— опираться на знания по теории литературы при анализе литературного произведения;

— различать литературные роды и жанры, выделяя их основные признаки на примере конкретных произведений;

— выявлять идейно-нравственный пафос; основную проблематику произведений, осмыслять композиционные приёмы, роль изобразительно-выразительных средств;

— давать устную и письменную аргументированную оценку изученному в классе или самостоятельно прочитанному литературному произведению;

— самостоятельно готовить устные и письменные сообщения о прочитанных произведениях с элементами их анализа, сопоставления; писать классные и домашние сочинения на литературные и свободные темы;

— овладеть умениями выразительного чтения художественных текстов, в том числе и выученных наизусть;

— сопоставлять предлагаемые для изучения произведения русской литературы с идейно и тематически близкими произведениями родной литературы, выявляя сходство и национальное своеобразие тем, художественных образов;

— осознавать себя личностью, обладающей национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием.

Обязательный минимум содержания образования

Литературные произведения

Литература ХIХ века

  • А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».
  • А.С. Пушкин. Стихотворения: «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило», «К морю», «Друзьям», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Мадона». Поэма «Медный всадник» (фрагменты). Роман «Евгений Онегин».
  • М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Дума», «Выхожу один я на дорогу», «Три пальмы», «И скучно, и грустно». Роман «Герой нашего времени» («Княжна Мери»).
  • Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души» (главы).
  • И.А. Гончаров. Роман «Обломов» (фрагменты). Очерки «Фрегат Паллада» (фрагменты).
  • И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» (главы).
  • Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…».
  • А.А. Фет. Стихотворения: «Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла ночь, луной был полон сад...».
  • Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Влас», «Размышления у парадного подъезда». Поэмы «Орина, мать солдатская», «Кому на Руси жить хорошо» (фрагменты).
  • Н.С. Лесков. Рассказы: «Однодум», «На краю света» (фрагменты).
  • Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (фрагменты).
  • Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (фрагменты). Повесть «Хаджи-Мурат» (фрагменты).
  • А.П. Чехов. Рассказы: «Ионыч», «Студент». Пьеса «Вишнёвый сад».

Литература ХХ века

  • И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско».
  • А.М. Горький. Пьеса «На дне».
  • А.А. Блок. Стихотворения: «Предчувствую тебя. Года проходят мимо», «Она пришла с мороза…», «В ресторане», «Грешить бесстыдно, непробудно...», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (цикл «На поле Куликовом»), «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Поэма «Двенадцать».
  • В.В. Маяковский. Стихотворения: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «О дряни». Поэма «Во весь голос» (вступление).
  • С.А. Есенин. Стихотворения: «Письмо матери», «Русь советская», «На Кавказе», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…».
  • А.А. Ахматова. Стихотворения: «Нам свежесть слов и чувства простоту…», «Синий вечер, ветры кротко стихли…».
  • М.И. Цветаева. Стихотворения: «Бабушка», «Кто создан из камня, кто создан из глины…».
  • Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Гамлет», «Поэзия».
  • М.А. Булгаков. Романы: «Белая гвардия» (фрагменты) или «Мастер и Маргарита» (фрагменты).
  • М.А. Шолохов. «Родинка» (Сборник «Донские рассказы»).
  • А.П. Платонов. Рассказ «Песчаная учительница».
  • А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Я знаю: никакой моей вины…».
  • В.М. Шукшин. Рассказ «Чудик».

Литература второй половины ХХ века (обзор с чтением фрагментов 2–3 произведений)

  • А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
  • Ф.А. Абрамов. Повесть «Пелагея».
  • В.П. Астафьев. Повествование в рассказах «Царь-рыба»). Роман «Печальный детектив».
  • В.И. Белов. Повесть «Привычное дело».
  • В.В. Быков. Повесть «Обелиск».
  • В.Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой», «Пожар».
  • А.В. Вампилов. Пьеса «Старший сын» (сцены).
  • В.Ф. Тендряков. Рассказ «Хлеб для собаки».
  • Поэзия Б.А. Ахмадулиной, И.А. Бродского, В.С. Высоцкого, Н.М. Рубцова и других.

Литературная критика (обзор)

  • И.А. Гончаров. «Мильон терзаний».
  • Ф.М .Достоевский. «Речь о Пушкине».
  • В.Г. Белинский. «Сочинения Александра Пушкина», Статьи 5, 8, 9 (фрагменты), «“Герой нашего времени” М.Лермонтова» (фрагменты).
  • Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» (фрагменты).
  • Д.И. Писарев. «Базаров».

Литература народов России (обзор)3

  • Коста Хетагуров. Стихотворение «Перед памятником». Поэма «Фатима».
  • Габдулла Тукай. Стихотворение «Пушкину», поэма «Шурале».
  • Юрий Рытхеу. Повесть «Когда киты уходят».
  • Расул Гамзатов. Стихотворения «Покуда вертится земля», «Родной язык», «Берегите друзей».

Зарубежная литература (обзор)

  • И.-В.Гёте. «Фауст» (фрагменты).
  • Дж.-Г. Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагменты).
  • Б.Шоу. «Пигмалион» ( сцены).
  • Б.Брехт. «Матушка Кураж и её дети» (сцены).

Сведения по истории и теории литературы

Литературный процесс как историческое движение национальных литератур. Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений русской классической литературы.

Идеалы гуманизма и народности русской литературы, её патриотизм, духовно-нравственный потенциал. Духовно-нравственная, социально-историческая и философская проблематика русской литературы (проблемы добра и зла, преемственности поколений, личность и общество, честь, долг, совесть, природа и человек). Контактные и типологические связи русской и других национальных литератур.

Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.А. Ахматовой, М.А. Шолохова. Биографические сведения (основные факты) о писателях-классиках XIX века и выдающихся писателях ХХ века.

Оценка изученных произведений писателей-классиков в статьях выдающихся русских критиков XIX-ХХ веков.

Основные черты литературных направлений рубежа XIX-ХХ веков: символизм, акмеизм, футуризм.

Роды и жанры литературы. Литературное произведение: тема, идея, сюжет, композиция.

Язык художественного произведения: своеобразие художественного слова, языковые средства поэтической образности, язык повествователя и речь персонажей. Особенности стихотворной речи. Ритм и рифма. Системы стихосложения.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта EL-SN.RU. Посетив сайт EL-SN.RU, Вы найдете большое количество статей и материалов, освещающих ответы на самые разные вопросы по электроснабжению, а так же сможете по выгодной цене заказать разработку электропроекта любого помещения или строения у владельца интернет ресурса Сергея Дмитриевича. Опытный профессионал Сергей Дмитриевич обеспечит полный цикл проектирования высококачественного электропроекта всех уровней сложности, что позволит свести до минимума риск возникновения неполадок с электроснабжением.

Примечания:

1. Курсивом в тексте выделены дидактические единицы, подлежащие обязательному изучению, но не обязательному усвоению всеми учащимися.

2. В национальной школе.

3. Произведения писателей — представителей литературы народов России могут варьироваться в зависимости от региона.

Рейтинг@Mail.ru