Архив
Министерство Образования РФ
Национальный фонд подготовки кадров
ПРОЕКТ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В 44 номере за прошлый год мы уже напечатали этот проект Министерства. Но по техническим причинам в нашу публикацию вкралась серьёзная ошибка. Из проекта ушёл раздел, посвящённый старшим классам общеобразовательной школы (название «Общеобразовательный уровень» в № 44 следует читать как «Профильный уровень»). Просим читателей простить нам эту накладку. Сегодня мы печатаем пропущенный нами раздел проекта. Полностью весь текст министерского документа они могут прочитать в «Учительской газете», № 47, 2001 год (там же опубликован и раздел «Основная школа»).
Чтобы не отвечать за чужие ошибки, редакция снова предупреждает, что печатает документ в том виде, в каком он прислан из Министерства образования, но в принятом у нас графическом оформлении текстов (обозначение буквы «ё», особенность начертания кавычек и тому подобное).
ЛИТЕРАТУРА (Общеобразовательный уровень)
Изучение литературы должно предоставить учащимся возможность:
— читать и глубоко понимать художественные произведения русской литературы XIX-XХ веков, а также произведения зарубежной литературы, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литературы, воспроизводить его конкретное содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;
— познакомиться с фактами жизни и творчества изучаемых писателей, с творческой историей текстуально изучаемых произведений; научиться связывать материал литературной классики со временем написания и с современностью;
— освоить основные закономерности историко-литературного процесса и уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и культурой; соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом), знать основные черты этих направлений;
— использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; воспринимать художественное произведение с учётом авторской позиции, понимать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов-персонажей; выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте, определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
— выявлять авторское отношение к изображенному, давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия; выявлять “сквозные темы”, вычленять ключевые проблемы русской литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой;
— выразительно читать изученные произведения, в том числе, выученные наизусть.
— составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические темы, писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, классные и домашние сочинения на литературные и свободные темы.
— сформировать устойчивый интерес к чтению, читательскую культуру и эстетический вкус, овладеть богатствами родного языка.
Обязательный минимум содержания образования
Литературные произведения
Из литературы ХIХ века
- А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Погасло дневное светило…», «К морю», «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Поэту», «…Вновь я посетил…», «Я вас любил: любовь ещё быть может…», «Безумных лет угасшее веселье…», «Осень».
- М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Я не унижусь пред тобою…», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…", «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Родина», «Выхожу один я на дорогу…», «Пророк».
- Н.В. Гоголь. Повесть «Невский проспект».
- А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».
- И.А. Гончаров. Роман «Обломов» (обзор).
- И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
- Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Silentium», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «О, как убийственно мы любим…», « Я очи знал, — о, эти очи!..», «Природа — сфинкс. И тем она верней…», «К. Б.» (“Я встретил Вас – и всё былое…”).
- А.А. Фет. Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Ещё майская ночь…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Одним толчком согнать ладью живую…».
- Н.А. Некрасов. Стихотворения: «В дороге», «Тройка», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «Элегия. А.Н. Еракову», «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» («Пролог», "Пьяная ночь", «Счастливые», «Помещик», «Крестьянка», «Пир — на весь мир»).
- М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (главы: «Опись градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение»).
- Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
- Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».
- А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Пьеса «Вишнёвый сад».
Из литературы ХХ века
И.А. Бунин. Рассказы: «Антоновские
яблоки», «Чаша жизни», «Лёгкое
дыхание», «Тёмные аллеи». Стихотворения: «Вечер»,
«Не устану воспевать вас, звёзды!..».
Из зарубежной литературы
- В. Шекспир. «Гамлет».
- И.-В. Гёте. «Фауст» (фрагменты).
- О. Бальзак. «Гобсек».
- Э.Хемингуэй. «Старик и море».
Сведения по истории и теории литературы
Художественная литература как род искусства. Образная основа художественного произведения. Единство формы и содержания.
Литература в системе духовной культуры. Гуманизм и народность русской литературы, ее патриотизм, духовный и нравственный потенциал.
Стадии развития литературы. Основные черты литературных направлений XIX–XX веков.
Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений классической литературы. Соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях.
Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.А. Ахматовой. Биографические сведения (основные факты) о писателях ХIХ–ХХ веков.
Роды и жанры литературы, основные способы выражения авторской позиции.
Тема. Идея. Нравственная, философская, социально-историческая проблематика русской литературы: человек в его отношении к обществу, природе; преемственность поколений; человек и время, человек и нация; духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.
Сюжет. Композиция. Конфликт.
Персонаж — герой — характер — тип.
Психологизм в литературе.
Гипербола. Гротеск.
Деталь и символ.
Вечные образы, “сквозные” темы и мотивы в русской литературе.
Эстетическая функция языка художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА2
Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение русской литературы должно предоставить учащимся возможность:
— читать произведения русской литературы ХIХ и ХХ веков, вершинные произведения зарубежной литературы, литературы народов России и осознавать их как явления словесного искусства;
— характеризовать этапы жизненного и творческого пути писателей;
— получить целостное представление о русской литературе XIX и XX веков на основе изучения её вершинных произведений; анализировать её ключевые проблемы, выявляя их общечеловеческое содержание; знакомиться с проблематикой изученных произведений зарубежной классики и литературы народов России;
— опираться на знания по теории литературы при анализе литературного произведения;
— различать литературные роды и жанры, выделяя их основные признаки на примере конкретных произведений;
— выявлять идейно-нравственный пафос; основную проблематику произведений, осмыслять композиционные приёмы, роль изобразительно-выразительных средств;
— давать устную и письменную аргументированную оценку изученному в классе или самостоятельно прочитанному литературному произведению;
— самостоятельно готовить устные и письменные сообщения о прочитанных произведениях с элементами их анализа, сопоставления; писать классные и домашние сочинения на литературные и свободные темы;
— овладеть умениями выразительного чтения художественных текстов, в том числе и выученных наизусть;
— сопоставлять предлагаемые для изучения произведения русской литературы с идейно и тематически близкими произведениями родной литературы, выявляя сходство и национальное своеобразие тем, художественных образов;
— осознавать себя личностью, обладающей национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием.
Обязательный минимум содержания образования
Литературные произведения
Литература ХIХ века
- А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».
- А.С. Пушкин. Стихотворения: «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило», «К морю», «Друзьям», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Мадона». Поэма «Медный всадник» (фрагменты). Роман «Евгений Онегин».
- М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Дума», «Выхожу один я на дорогу», «Три пальмы», «И скучно, и грустно». Роман «Герой нашего времени» («Княжна Мери»).
- Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души» (главы).
- И.А. Гончаров. Роман «Обломов» (фрагменты). Очерки «Фрегат Паллада» (фрагменты).
- И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» (главы).
- Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…».
- А.А. Фет. Стихотворения: «Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла ночь, луной был полон сад...».
- Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Влас», «Размышления у парадного подъезда». Поэмы «Орина, мать солдатская», «Кому на Руси жить хорошо» (фрагменты).
- Н.С. Лесков. Рассказы: «Однодум», «На краю света» (фрагменты).
- Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (фрагменты).
- Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (фрагменты). Повесть «Хаджи-Мурат» (фрагменты).
- А.П. Чехов. Рассказы: «Ионыч», «Студент». Пьеса «Вишнёвый сад».
Литература ХХ века
И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из
Сан-Франциско».
Литература второй половины ХХ века
(обзор с чтением фрагментов 2–3 произведений)
А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
Литературная критика (обзор)
Литература народов России (обзор)3
- Коста Хетагуров. Стихотворение «Перед памятником». Поэма «Фатима».
- Габдулла Тукай. Стихотворение «Пушкину», поэма «Шурале».
- Юрий Рытхеу. Повесть «Когда киты уходят».
- Расул Гамзатов. Стихотворения «Покуда вертится земля», «Родной язык», «Берегите друзей».
Зарубежная литература (обзор)
- И.-В.Гёте. «Фауст» (фрагменты).
- Дж.-Г. Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагменты).
- Б.Шоу. «Пигмалион» ( сцены).
- Б.Брехт. «Матушка Кураж и её дети» (сцены).
Сведения по истории и теории литературы
Литературный процесс как историческое движение национальных литератур. Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений русской классической литературы.
Идеалы гуманизма и народности русской литературы, её патриотизм, духовно-нравственный потенциал. Духовно-нравственная, социально-историческая и философская проблематика русской литературы (проблемы добра и зла, преемственности поколений, личность и общество, честь, долг, совесть, природа и человек). Контактные и типологические связи русской и других национальных литератур.
Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.А. Ахматовой, М.А. Шолохова. Биографические сведения (основные факты) о писателях-классиках XIX века и выдающихся писателях ХХ века.
Оценка изученных произведений писателей-классиков в статьях выдающихся русских критиков XIX-ХХ веков.
Основные черты литературных направлений рубежа XIX-ХХ веков: символизм, акмеизм, футуризм.
Роды и жанры литературы. Литературное произведение: тема, идея, сюжет, композиция.
Язык художественного произведения: своеобразие художественного слова, языковые средства поэтической образности, язык повествователя и речь персонажей. Особенности стихотворной речи. Ритм и рифма. Системы стихосложения.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта EL-SN.RU. Посетив сайт EL-SN.RU, Вы найдете большое количество статей и материалов, освещающих ответы на самые разные вопросы по электроснабжению, а так же сможете по выгодной цене заказать разработку электропроекта любого помещения или строения у владельца интернет ресурса Сергея Дмитриевича. Опытный профессионал Сергей Дмитриевич обеспечит полный цикл проектирования высококачественного электропроекта всех уровней сложности, что позволит свести до минимума риск возникновения неполадок с электроснабжением.
Примечания:
1. Курсивом в тексте выделены дидактические единицы, подлежащие обязательному изучению, но не обязательному усвоению всеми учащимися.
2. В национальной школе.
3. Произведения писателей — представителей литературы народов России могут варьироваться в зависимости от региона.