Архив
Литературный календарь
1—7 февраля
“Ничего, только усталость. Счастье ломового извозчика, который каждым вечером наслаждается так, как я сегодняшним, или ещё больше. Например, вечером, лёжа на печи. Человек чище, чем утром, время перед усталым засыпанием — это время настоящей свободы от призраков, все они изгнаны, лишь с продолжением ночи они возвращаются, к утру они уже все снова здесь, хотя и незримы, и вот здоровый человек снова принимается за их ежедневное изгнание”. (Дневник Франца Кафки. 1 февраля 1922 года.)
2 февраля
1882 — в Дублине родился английский писатель-полиглот Джеймс ДЖОЙС (Joyce). Автор “Улисса”.
1947 — родился поэт и переводчик Алексей Петрович ЦВЕТКОВ. До выезда на Запад в 1975 году учился в МГУ, работал ночным сторожем.
Его лирика разнообразна — от традиционализма до авангардизма, от масскульта до тонких философских построений.
Судьба играет человеком
До смертной сырости на лбу.
Но человек берёт из шкафа
Свою красивую трубу.Она лежит в его ладонях,
Умелой тяжестью легка,
И полыхают над эстрадой
Её латунные бока.Как он живёт, как он играет
В приёмной Страшного Суда!
Он в каждой песне умирает
И выживает навсегда.Он звёздной родиной заброшен
На землю драки ножевой,
Такой потерянный и детский,
Ещё живой, ещё живой…
3 февраля
1887 — 22.01 — в Кронштадте родился писатель Иван Васильевич ЕВДОКИМОВ. В его биографии была практика большевика-подпольщика, работа учителем и редактором. В советское время выпустил несколько романов, самый удачный из которых — историко-бытовой, “Колокола” (1926).
Евдокимов много занимался историей искусства русского Севера, выпустил несколько биографических повестей — о Репине, Сурикове, Левитане…
Скончался в Москве 28 августа 1941.
4 февраля
1912 — 22.01 — родился советский писатель Всеволод Анисимович КОЧЕТОВ. Его общественная слава связана с журналом “Октябрь”. Редактируя его с 1961 года вплоть до своей кончины в 1973-м, Кочетов превратил издание в оранжерею неосталинизма, расцветшего, правда, уже во времена, когда “Октябрь” стал печатать тех авторов, которых отвергали в “Новом мире” 1970-х годов.
О Кочетове написано немало, и до сих пор страсти вокруг литературного наследия (на мой взгляд, стилистически весьма убогого) не утихают. Вот выдержки из статей двух недавних энциклопедий, посвящённых русским писателям ХХ века:
“Кочетов истово исповедовал свою веру — не столько в коммунизм, сколько в коммунистическую партию и партийное начальство; он прямолинейно делил всех своих героев на положительных и отрицательных строго по партийному признаку” (О.Б. Кушлина);
“Не менее яркое представление о злободневности творчества Кочетова даёт и роман “Секретарь обкома” <…> В романе раскрыт генезис двух начал в партийном руководстве — творческого и косного. В Денисове и Артамонове воплощены два типа партийных работников — те, которые действительно помогали партии, и те, кто в конце концов погубил её. Как показало время, автора романа нельзя упрекнуть в отсутствии у него исторического предвидения” (В.А. Шошин).
5 февраля
1947 — скончался немецкий писатель Ханс ФАЛЛАДА (Fallada; род. 1893). Незадолго до рокового часа он закончил свой самый известный роман “Каждый умирает в одиночку”. Это была одна из первых попыток показать, что происходило с немцами в годы нацизма.
Свой псевдоним Рудольф Дитцен взял из сказки братьев Гримм “Гусятница”, в которой голова коня Фалады говорила правду даже после гибели мудрого животного (её прибили над городскими воротами).
Писатель пережил множество потрясений: в юности из-за отцовского непонимания пытался покончить жизнь самоубийством, во время нелепой дуэли застрелил своего друга и попытался застрелиться сам, страдал от наркомании и алкоголизма… Во времена гитлеризма Фаллада жил в деревне и занимался сельским хозяйством, одновременно взявшись за сочинение сказок (братья Гримм были его любимыми писателями с детства). Его роман-сказка “Фридолин” — о бойком барсучонке — переведён на многие языки, в том числе на русский. В начале 1990–х годов в России вышел четырёхтомник Фаллады.
6 февраля
1942 — Дневник поэта Александра Яшина: “Открытие общефлотского собрания писателей. Выступление дивизионного комиссара Лебедева — начальника ПУ КБФ: подводим итоги войны и по политической работе, и по писательской линии. Война дала возможность проверить все кадры, кто чего стоит, кто на что годен и способен <…> В основной массе писатели показали себя смелыми в бою. Задачи совещания: покритиковать друг друга <…>
Доклад Вишневского Всеволода Витальевича:
Литература идёт в ногу с народом, обслуживая войну. Греческие певцы обслуживали свои корабли в борьбе Греции и Персии. Нам остаётся честно следовать примеру великих греческих трагиков, (певцов) русских былин, классиков. “Слово о полку Игореве” — военный патриотический документ. Державин, Пушкин, Л.Толстой… Лермонтов, Достоевский, Гаршин <…> Вся советская литература — фронт, родилась в недрах Октябрьской революции. Балтика — родина морской литературы”.
7 февраля
1812 — родился Чарлз ДИККЕНС (Dickens). В английской литературе он занимает место не менее почётное, чем Гоголь — в русской. Да и стилистически они близки. Это родство почувствовал один из первых переводчиков Диккенса в России, Иринарх Введенский, что и передал в своих трудах.
1897 — 26.01 — родился Александр Леонидович ЧИЖЕВСКИЙ, русский биолог и математик, учёный-новатор, основоположник гелиобиологии.
Он прожил тяжёлую жизнь (умер от редкой формы рака в 1964), пройдя через отвержение, клевету, десятилетнее заключение в ГУЛАГе… Спасали стихи. Великий учёный был самобытным поэтом.
ФЕВРАЛЬСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ
Из тучек дымчатых луна
Не смеет выйти на свободу
И, вся туманности полна,
Глядит на тусклую природу.Куда ни ступишь — всюду грязь,
Куда ни взглянешь — всюду странно:
Таинственна немая связь
Меня и оттепели ранней.Проснулся сад и говорит
Словами смутными своими;
Лист прошлогодний шелестит,
Кружась аллеями нагими.Земля затихла… нечто есть
На чернозёмном, мёрзлом поле, —
Исходит благостная весть,
И я покоен поневоле.А тиховейная печаль
Струится посреди растений;
Пришёл светлеющий февраль
И убаюкал для томлений.