События и встречи
ТРИБУНА
Письма из редакции
Что такое письма в редакцию — все представляют более или менее ясно. В свою очередь, письмами из редакции можно назвать наши редакторские ответы на читательские вопросы, не требующие печатного обсуждения, которые попросту пишутся на листе бумаги, вкладываются в конверт и отправляются по тому или иному адресу (сейчас эту связь сильно ускорила электронная почта).
Но, пожалуй, письмами из редакции можно назвать также любую статью, любую заметку, поставленную на газетную полосу. Ибо выбирается она из редакционного портфеля после нескольких прочтений, редактуры и тому подобных издательских процедур. Составляя каждый номер, мы хотим не просто сделать его интересным, разнообразным и полезным для учителей, преподающих в разных классах — от пятого до выпускных; мы надеемся услышать от вас, читателей “Литературы”, слова, оценивающие наш труд. То есть мы посылаем вам номер как собрание своего рода писем, на каждое из которых рады были бы получить ответ. Только если в обычной переписке от своего корреспондента ждут прежде всего слов участия, поддержки, одобрения, мы надеемся найти в редакционной почте пусть доброжелательные, но строгие разборы публикуемого в нашей газете, узнать о том, чего вам не хватает на страницах “Литературы”.
Разумеется, нам дороги те письма, где высказывается поддержка нашей редакционной программе, тем изменениям, которые произошли на наших страницах за последние полгода. Мы рады тому единодушию, с которым наши читатели потребовали сохранить сложившееся на практике соотношение в газете литературоведческих и учебно-методических материалов. Мы в очередной раз получили подтверждение тому, что наш подписчик — учитель-интеллектуал, сохранивший в нынешних сложнейших социально-бытовых условиях желание не только учить, но и самому учиться. Как видно, большинство из вас видит в “Литературе” своего рода заочный институт повышения филологической и педагогической квалификации словесника. Более того. Некоторое время назад наша постоянная подписчица Ирэна Игоревна Эктова из города Верхняя Салда Свердловской области писала в редакцию, как полезно было бы для российских учителей, если бы на страницах “Литературы” публиковались объявления о проведении в Москве и других городах “конференций, семинаров, круглых столов, практикумов в области филологии” — литературоведческих и методических, об условиях участия в них. Об этом же просил и наш читатель В.С. Гришин (к сожалению, не указавший в письме своего имени-отчества — нередкий досадный огрех наших корреспондентов) из Новомосковска Тульской области, другие учителя...
Как видите, за это время несколько объявлений такого рода мы уже опубликовали. Однако здесь нам встретились некоторые, пока не преодолённые затруднения. Как оказалось, у нас не существует единой информационной сети о подобных мероприятиях, и сообщения о них приходится собирать, что называется, по крохам. Хотя мы и нашли дружескую поддержку у журнала “Вестник гуманитарной науки”, издаваемого Российским государственным гуманитарным университетом (РГГУ), который регулярно печатает сведения о грядущих конференциях по филологии, истории, психологии, всё же специфика нашего издания требует особого отбора. И здесь приходится повторить то, о чём мы уже писали ранее: “Литература” готова безвозмездно сообщать на своих страницах о готовящихся конференциях, семинарах и т.п., связанных с проблемами преподавания литературы в школе. Помогите нам в сборе такой информации!
Кроме того, нам бы хотелось больше знать о том, каким видят читатели информационный блок нашего еженедельника. Например, идя навстречу пожеланиям многих учителей, мы создали “Книжную полку”. Надеемся, что она будет успешно пополняться: книг, полезных словесникам, выходит немало, а тираж “Литературы” успешно состязается с тиражом известного “Книжного обозрения”. Как видите, есть у нас в “Книжной полке” и критические рецензии: о книжном браке следует сказать, может быть, ещё громче, чем о книжной удаче, — особенно если этот брак предназначается для выпускников и абитуриентов. Но мы хотели бы расширить круг наших рецензентов, пригласить к сотрудничеству в этой рубрике наших основных авторов — учителей. Для этого нужно немногое: если возникло желание написать о понравившейся — а тем более о вызвавшей негодование — книге, свяжитесь с редакцией (бывает, что об одной и той же новой книге хотят написать сразу несколько её читателей) и, получив согласие, принимайтесь за дело. Мы будем признательны издательствам, выпускающим литературоведческую и учебно-методическую литературу, если они станут присылать нам свои книжные новинки.
Признаем: по техническим причинам (издательский цикл газеты — более двух недель) мы не можем оперативно сообщать о событиях в литературном мире Москвы, России, зарубежья. Но мы можем давать обзор литературных событий месяца, можем извещать о присуждении авторитетных литературных премий, можем, наконец, приглашать на страницы “Литературы” писателей, литературоведов, мастеров искусств с просьбой высказать своё отношение к современному состоянию литературного образования, культуре слова, кругу чтения нынешних россиян, и школьников в том числе...
Да, пожалуй, мы многое ещё можем, но не всегда знаем об этом. Портфель редакции не пустеет, каждый день почта приносит статьи наших авторов-учителей, сочинения школьников, существующие рубрики продолжают свою жизнь — пребывай во благости... Но почему-то не хочется. Мы еженедельно посылаем каждому из вас, нашим читателям, большое, на шестнадцати страницах, письмо — номер “Литературы”. И ждём. Не просто ответа. Совета. Слов о том, что вы ещё не прочли в письмах из редакции, но хотели бы прочесть.