Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Н.М. Шанский, Б.И. Турьянская. Этот загадочный “Евгений Онегин” (Комментарий, уроки, олимпиада). М.: Московское отделение Педагогического общества России, 2001. 224 с. |
“Незаконченные споры // Не закончатся со мной”, — написал однажды кто-то из поэтов. Загадки таких литературных шедевров XIX века, как “Горе от ума”, “Мёртвые души”, “Братья Карамазовы” и, конечно, “Евгений Онегин”, видимо, до конца никогда решены не будут.
Однако это вовсе не значит, что разгадывать такого рода головоломки не нужно. Многочисленные комментарии к “Евгению Онегин” выполняют эту необходимую и очень непростую работу.
Широкому кругу читателей известны блестящие комментарии к пушкинскому роману в стихах В.В. Набокова, Ю.М. Лотмана и Н.Л. Бродского. Есть также по-своему уникальный и высокопрофессиональный комментарий и в рецензируемой книге.
Книга “Этот загадочный “Евгений Онегин”” состоит из четырёх частей. Первая, вторая и четвёртая часть книги написаны выдающимся учёным-лингвистом, автором огромного числа книг, учебников и статей академиком Н.М. Шанским. Третья — талантливым педагогом-практиком Б.И. Турьянской. Это учебное пособие не дублирует уже известные исследования.
Первая часть книги представляет собой строго лингвистический комментарий к роману А.С. Пушкина. Она так и называется — “Краткий лингвистический комментарий”. Поэтому, как пишут авторы книги в предисловии к ней, “в ней кратко объясняются <…> в первую очередь различные элементы языковой периферии, связанные с особенностями обиходного и поэтического языка первой четверти XIX века и пушкинского художественного почерка: в основном это устаревшие языковые факты разных уровней, всякого рода поэтические вольности и самые различные индивидуально-авторские новации Пушкина”.
Эти сведения помогут учителю лучше ориентироваться в безбрежном океане, имя которому — “Евгений Онегин”.
Во второй части книги даётся примерная программа интерактивного курса “По страницам романа в стихах А.С. Пушкина”.
Четвёртая часть — “По страницам “Евгения Онегина”” (материалы к олимпиаде) — отчасти базируется на сведениях, которые даны Н.М. Шанским в “Кратком лингвистическом комментарии”. Разнообразные и интересные задания, включающие эвристические задачи и ключи к ним, помогут учителям в подборе материалов для факультативных занятий, олимпиад и уроков, особенно в классах с углублённым изучением литературы.
В третьей части книги Б.И. Турьянская делится своим богатым опытом проведения уроков по роману А.С. Пушкина. Уроки даются в виде поглавного комментированного чтения “Евгения Онегина”. Различные виды интересных творческих заданий дадут возможность ученикам лучше понять форму и содержание романа. Учителя же найдут в предложенных коллегой конспектах уроков множество полезных материалов.
Книга Н.М. Шанского и Б.И. Турьянской “Этот загадочный “Евгений Онегин””, написанная живо и талантливо, представляющая собой интересный опыт сотрудничества учёного и методиста, займёт почётное место на полке учителя-словесника и всех, кто знает и любит русскую классическую литературу.
Сергей ШТИЛЬМАН