Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2002

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА с основания до наших дней Соломон Волков.
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
с основания
до наших дней.

Предисловие Я.Гордина;
послесловие А.Битова.
М.: Издательство
Независимая Газета,
2001. 544 с.
(Серия “История великих
цивилизаций”)

Вспоминается история середины 1970-х годов. В ленинградском журнале “Аврора” было опубликовано стихотворение поэтессы Нины Королёвой, посвящённое времени и подробностям тобольского заточения последнего российского императора и его семьи. Хотя для застойной поры это был довольно смелый шаг, после выхода номера ничего экстраординарного в СССР не произошло. И лишь спустя несколько месяцев грянул гром. Оргвыводы были весьма суровыми: главного редактора “Авроры” сняли с должности, у Королёвой — она филолог, историк литературы — начались неприятности по службе.

Как ни печально, к многообразным репрессиям (не в связи ли с этим происшествием и Ельцину предписали взорвать ипатьевский дом в тогдашнем Свердловске?) власти подтолкнул один из свободных “радиоголосов”. Там делали обзор советской печати и, разумеется, не могли не обратить внимания на сердечное, страстно написанное стихотворение Нины Королёвой. А “голоса” в те поры у нас слушали внимательно не только гнилые интеллигенты…

Случай почти фарсовый, если бы не последствия. И если бы не осознание того, что в нашей стране стало почти традицией — скажу прямо, традицией дурного свойства — узнавать о нас самих не самостоятельно, а с помощью зарубежья. Примеров более чем достаточно и без моих подсказок, здесь замечу только, что о мощном лирическом даровании Нины Королёвой с тех лет ничего у нас в России не сказано.

Книга Соломона Волкова впервые вышла на английском языке в США в 1995 году. Так за океаном первыми получили самое подробное описание культурной истории самого странного российского города. После шестилетней паузы и мы можем оценить по достоинству этот труд.

Том населён многими десятками людей (издание снабжено именным указателем): от императоров до танцовщиков и большевистских функционеров. И хотя местами Волков чересчур подробно пересказывает известные факты, повторение — мать учения, и такие подробности могут оказаться полезной новостью для молодых читателей, например, для старшеклассников.

Точные факты в книге соседствуют с историческими анекдотами и легендами, что столь же естественно, сколь и запутанно (история со стихотворением Нины Королёвой легко бы вписалась на соответствующую страницу). Иногда сам автор, свободно прогуливающийся по улицам и временам любимого им города, уже не имеет сил (или желания) отделять анахронизм от истории, точную оценку от всплеска эмоций. Так, например, у Волкова на торжествах по случаю открытия Медного Всадника (1782) маленький Александр, будущий император, превращается в своего отца, Павла, а лесковский шедевр “Леди Макбет Мценского уезда” почему-то именуется “женоненавистническим произведением”…

Но кто откажет евроцентристу Волкову в праве воссоздавать свой Петербург, который всё равно и всегда миф, хотя нельзя не учесть доводы автора предисловия, историка Якова Гордина: “Московское государство”, отторгнутое Петром, имело немало сил для спокойного “эволюционного развития”, а “искусственное государство, сконструированное Петром, два столетия шло от кризиса к кризису, вызывая всё большую ненависть граждан, пока не рухнуло в крови и пламени”.

Так или иначе, новая для нас книга Соломона Волкова легко — и повсюду — найдёт своих читателей. А читатели этой книги, несомненно, захотят обратиться и к другим исследованиям, посвящённым городу-мифу.

С.Д.
Рейтинг@Mail.ru