Архив
Содержание «Литературы» за 2001 год
МИФОЛОГИЯ И ФОЛЬКЛОР |
Баженова Е. Олимпийские игры: Зачёт-игра по мифам Древней Греции в 6-м классе. — 6.
Харитонова О. Масленица честная: Игра для старшеклассников. — 8.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
Менделеева Д. Сказка о житии Петра и Февронии. — 38.
Роговер Е. “Слово о полку Игореве” в кругу шедевров национальных литератур. — 22.
Статьи и заметки о творчестве писателей |
Ф.А. АБРАМОВ
Валикова Д. Деревенская проза: Создатели и герои. — 5.
Б.АКУНИН
Волков С. Игра в классику, или Не бойтесь Фандорина! — 36.
Л.Н. АНДРЕЕВ
Шкловский Е. На сломе эпох: А.Куприн и Л.Андреев. — 11.
И.Ф. АННЕНСКИЙ
Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.
В.П. АСТАФЬЕВ
Высоцкая В. Человек и природа: По повествованию в рассказах В.Астафьева “Царь-рыба”. — 24.
Долдунова Н. “Прекрасны только правда и жизнь”: Материалы к уроку по повести В.Астафьева “Так хочется жить”. — 5.
А.А. АХМАТОВА
Ахметзекова З. О стихотворении А.Ахматовой “Двадцать первое. Ночь. Понедельник…”. — 46.
Влащенко В. “Но я предупреждаю вас…”. — 18.
Галимова Г. Стихотворение Анны Ахматовой “Клевета”: Сочинение-анализ. — 29.
Павлова М. Ахматова и Цветаева: Петербург и Москва. — 9.
К.Н. БАТЮШКОВ
Машевский А. Миф Константина Батюшкова. — 28.
В.И. БЕЛОВ
Валикова Д. Деревенская проза: Создатели и герои. — 5.
Андрей БЕЛЫЙ
Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.
А.А. БЛОК
Брюханова А. От мечты — к реальности?: О стихотворении А.Блока “Незнакомка”. — 20.
Коваль Е. Борьба миров в поэме А.А. Блока “Двенадцать”. — 3.
Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.
Хелемский Я. Триптих. — 14.
Чурлик Н. Анализ стихотворения А.Блока. — 10.
И.А. БРОДСКИЙ
Гафуров Т. Стихотворение Иосифа Бродского “Пилигримы”. — 5.
Сергеева-Клятис А. “Свет ниоткуда”: К прочтению стихотворения И.Бродского “24 декабря 1971 года”. — 1.
Сергеева-Клятис А. Загадка стихотворения И.Бродского “Бегство в Египет”. — 27.
Храмцова Р. “...от всего человека вам остаётся часть речи...” — 47.
В.Я. БРЮСОВ
Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.
Н.БУАЛО
Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.
М.А. БУЛГАКОВ
Блинова З. “Белая гвардия”: Загадка художественного мира. Опыт истолкования. — 26.
Верченко И. Мотив зеркала в творчестве В.Набокова и М.Булгакова. — 21.
Золотусский И. Булгаков и Сталин. — 32.
Золотусский И. Триптих о Булгакове. — 41.
Рассадин С. Голоса из котлована. — 12.
И.А. БУНИН
Абалихина А. Рассказ И.А. Бунина “Чистый понедельник”. — 39.
Лазарева М. Стихотворение И.Бунина “Одиночество”. — 25.
Маркова Ж. Времена года в поэзии Бунина, музыке Чайковского и живописи Левитана. — 25.
Медведева В. “Я хочу говорить о печали”: Рассказ И.А. Бунина “Братья” в 11-м классе. — 38.
Полякова Н. “Антоновские яблоки”: художественное своеобразие. — 25.
Рассадин С. Чуявшие грозу (Чехов и Бунин). — 25.
Селиванова Л. Композиция рассказа “Антоновские яблоки”. — 25.
Суродеева Т. “Всякая любовь — великое счастье”: О рассказе “Тёмные аллеи”. — 12.
Шуралёв А. Паранойя притворства: Изображение имитации жизнедеятельности в рассказе “Старуха”. — 25.
А.В. ВАМПИЛОВ
Ищук-Фадеева Н. Святые и грешные: Драматургия и драма А.Вампилова. — 2.
Липовецкий М. Маска, дикость, рок: Перечитывая Вампилова. — 2.
Тарханова Д. Смерть человека… — 2.
Лопе де ВЕГА
Шайтанов И. Искусство европейской комедии в XVII веке. — 20.
О.В. ВОЛКОВ
Шуралёв А. Освобождённая душа. — 15.
М.А. ВОЛОШИН
Зорин А. Пророк в своём отечестве. — 48.
У.ВОРДСВОРТ
Свердлов М. Загадки романтической оды. — 24.
К.Д. ВОРОБЬЁВ
Нечаева А. Анализ рассказа К.Воробьёва “Милая моя девочка!”. — 21.
Г.И. ГАЗДАНОВ
Гёблер Ф. Время и воспоминания в романе Гайто Газданова “Вечер у Клэр”. — 45.
В.М. ГАРШИН
Шкловский Е. По закону совести: Гаршин и Короленко. — 43.
И.В. фон ГЁТЕ
Шайтанов И. Плоды Просвещения: Гёте. Глава из нового учебника. — 44.
З.Н. ГИППИУС
Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.
Н.В. ГОГОЛЬ
Баранова О. Чичиков в гостях у Коробочки: Урок-исследование. Опыт медленного чтения. — 12.
Белая Г. Русская прививка к мировой сатире (Гоголь и Зощенко). — 9.
Гуревич П. Система пластических образов в “Мёртвых душах”. — 12.
Золотусский И. Гоголь и Достоевский. — 6.
Золотусский И. Струна в тумане. — 45.
Пудовкина И. Мир человека в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”. — 12.
Сергеева-Клятис А. Помещик Манилов — человек эпохи ампира. — 12.
Харитонова О. “Бранное, трудное время”: Урок-игра по повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”. 7-й класс. — 34.
К.ГОЛЬДОНИ
Киреев Р. Гольдони: маски и лица. — 48.
М.ГОРЬКИЙ
Гаврилова Т. Тема купечества в романе М.Горького “Фома Гордеев”. — 8.
Каплан И. Афоризмы Бубнова: К изучению пьесы “На дне”. — 29.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Махлина Ю. Главные герои комедий Грибоедова “Горе от ума” и Мольера “Мизантроп”. — 36.
Павлова М. “Лучше всего можно узнать характеры их из сравнения...” — 47.
А.А. ГРИГОРЬЕВ
Архангельский А. Русская лирика второй половины XIX века: Главы из нового учебника. — 29.
А.С. ГРИН
Галицких Е. Свет “Зелёной лампы” Александра Грина. — 35.
Н.С. ГУМИЛЁВ
Верченко А. Книга Николая Гумилёва “Огненный столп”. — 35.
Матвеева Л. За тенью Гумилёва: Советская баллада и акмеизм. — 37.
В.И. ДАЛЬ
Беляева Н. Даль-литератор. — 41.
Фаткуллова В. Образ города в рассказе В.И. Даля “Петербургский дворник”. — 41.
Д.ДАРРЕЛЛ
Бессмольная Е. Викторина по сказочной повести Джеральда Даррелла “Говорящий свёрток”. — 42.
Д.ДЕФО
Смолицкая О. О “Робинзоне Крузо” и его авторе. — 25.
Шайтанов И. Роман эпохи Просвещения. — 28.
Дж. ДЖОЙС
Киреев Р. Джойс. Герои и прототипы. — 25.
Б.ДЖОНСОН
Шайтанов И. Искусство европейской комедии в XVII веке. — 20.
Ч.ДИККЕНС
Кретова А. Дядя Скрудж и дядя Страх в “Рождественской песни в прозе” Ч.Диккенса и в святочном рассказе Н.С. Лескова “Зверь”. — 1.
Ю.О. ДОМБРОВСКИЙ
Забелкина Е. Размышления о книге Ю.Домбровского “Факультет ненужных вещей”. — 1.
С.Д. ДОВЛАТОВ
Тихомирова Е., Филатова О. О сапожных шнурках, глубоких истинах и писателе Довлатове. — 33.
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Гофман М. Клевета о Достоевском. — 31.
Дмитриева Л. Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. — 32.
Золотусский И. Гоголь и Достоевский. — 6.
Золотусский И. Струна в тумане. — 45.
Мейер Г. Топор Раскольникова. — 21.
Менделеева Д. Страшный сон Родиона Раскольникова: Опыт анализа эпизода. — 19.
Самохвалова Е., Щербина И. Технологическая карта к изучению творчества Толстого, Достоевского, Тургенева в 10-м классе. — 42.
Шуралёв А. История постепенного обновления человека. — 23.
В.Д. ДУДИНЦЕВ
Шуралёв А. Освобождённая душа. — 15.
Б.П. ЕКИМОВ
Арсеньева Н. Невидимый свет серебряной звезды: Урок-семинар по повести Б.Екимова “Пастушья звезда”. — 46.
П.П. ЕРШОВ
Людкевич Н. Урок-семинар по сказке П.П. Ершова “Конёк-горбунок”. — 19.
С.А. ЕСЕНИН
Шуралёв А. “Тот образ во мне не угас…”: Материал к уроку по поэме “Анна Снегина”. — 28.
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Машевский А. Баллады Жуковского. — 30.
Парфёнова Р. Сравнительная характеристика элегии
В.А. Жуковского “Море”, стихотворений А.С. Пушкина “К морю” и Ф.И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…”. — 36.Чалая И. “И счастье я хочу постигнуть…”: Сопоставительный анализ стихотворений-переводов “Листок” В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова. — 41.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Зорин А. Заболоцкий. — 14.
Парфёнова Р. Две “Грозы”. — 14.
Щербина И. “Свидетели южного лета”. — 14.
Е.И. ЗАМЯТИН
Перемышлев Е. Почему “огненное” и почему “А”? — 32.
Шкловский Е. Два еретика: Евгений Замятин и Борис Пильняк. — 35.
Шуралёв А. Освобождённая душа. — 15.
Б.В. ЗАХОДЕР
Сарнов Б. Ты тоже усмехнулся — ей в ответ… — 13.
М.М. ЗОЩЕНКО
Белая Г. Русская прививка к мировой сатире (Гоголь и Зощенко). — 9.
Харитонов Д. Автор и рассказчик у Зощенко. — 34.
П.ЗЮСКИНД
Тучина В. Преступление и наказание Жана Гренуя: Размышления над страницами романа “Парфюмер”. — 40.
Г.ИБСЕН
Демичева Н. Если жить в угоду ходячей морали. — 24.
Г.В. ИВАНОВ
Матвеева Л. Мелодия становится цветком… — 4.
Ф.А. ИСКАНДЕР
Учамбрина И. “Весь мир, как он видится с чегемских высот…”: Урок по роману “Сандро из Чегема”. — 32.
Ю.П. КАЗАКОВ
Лейдерман Н. Восторг и трепет бытия. — 7.
Н.М. КАРАМЗИН
Алпатова Т. Что читают пушкинские герои?: Повесть Н.М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”. — 7.
Павлова О. “Бедная Лиза” Н.М. Карамзина и “Барышня-крестьянка” А.С. Пушкина. — 2.
Д.КИТС
Свердлов М. Загадки романтической оды. — 24.
Ю.И. КОВАЛЬ
Бек Т. Наиособый опыт огромной силы. — 15.
П.КОРНЕЛЬ
Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.
В.Г. КОРОЛЕНКО
Шкловский Е. По закону совести: Гаршин и Короленко. — 43.
И.А. КРЫЛОВ
Машевский А. Парадоксы Крылова. — 19.
А.И. КУПРИН
Хабловский В. По образу и подобию. — 36.
Хазанов И. Тема любви в творчестве А.И. Куприна: Опыт изучения в старших классах. — 36.
Чалова А. “Гранатовый браслет” Куприна: некоторые замечания к проблеме формы и содержания. — 36.
Шкловский Е. На сломе эпох: А.Куприн и Л.Андреев. — 11.
В.С.КУРОЧКИН
Архангельский А. Русская лирика второй половины XIX века: Главы из нового учебника. — 29.
В.К. КЮХЕЛЬБЕКЕР
Киреев Р. Обет Кюхельбекера. — 14.
Ж. де ЛАБРЮЙЕР
Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.
Ф. де ЛАРОШФУКО
Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.
Ж.ЛАФОНТЕН
Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Гольдфаин И. Почему он так непонятен. — 34.
Манн Ю. Святость поэзии и горечь иронии: О стихотворении “Не верь себе”. — 22.
Мейер Г. Фатализм Лермонтова. — 21.
Скрябина Т. “В пространстве брошенных светил…”. — 31.
Чалая И. “И счастье я хочу постигнуть…”: Сопоставительный анализ стихотворений-переводов “Листок” В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова. — 41.
Шевырёв С.П. “Герой нашего времени”. — Стихотворения М.Лермонтова. — 39.
Штильман С. Созвучье слов живых: О стихотворении 1839 года “Молитва”. — 42.
Н.С. ЛЕСКОВ
Кретова А. Дядя Скрудж и дядя Страх в “Рождественской песни в прозе” Ч.Диккенса и в святочном рассказе Н.С. Лескова “Зверь”. — 1.
Ремизова М. Путь спасения души в повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”. — 17.
А.ЛИНДГРЕН
Шабалкова Г. Волшебный мир Астрид Линдгрен: Урок внеклассного чтения. 5-й, 6-й, 7-й классы. — 26.
Л.К.С. ЛЬЮИС
Свердлов М. Когда филология впадает в теологию. — 27.
А.Н. МАЙКОВ
Архангельский А. Русская лирика второй половины XIX века: Главы из нового учебника. — 29.
В.С. МАКАНИН
Милакин Р. Генезис добровольного усреднения “Я”: Об эссе “Сюжет усреднения”. — 13.
Ф.МАЛЕРБ
Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.
О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ
Жукова О. Анализ стихотворений О.Э. Мандельштама. — 10.
Осипова Г. “Равноденствие” О.Мандельштама на уроке литературы. — 20.
Сивякова Е. Архитектурные мотивы в поэзии Мандельштама. — 46.
Храмцова Р. “...от всего человека вам остаётся часть речи...” — 47.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Лекманов О. Об одном образе в стихотворении В.Маяковского “А вы могли бы?”. — 24.
Мирова Н. Жив ли Маяковский? — 1.
Стародубцева Е. Общество будущего в пьесе В.В. Маяковского “Клоп”. — 25.
Хелемский Я. Две судьбы. — 1.
Цатурян К. Анализ стихотворения В.В. Маяковского “Лиличка!”. — 16.
Д.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ
Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.
Дж. МИЛТОН
Шайтанов И. Великий эпос: Поэт и революция. — 3.
Б.А. МОЖАЕВ
Валикова Д. Деревенская проза: Создатели и герои. — 5.
Ж.МОЛЬЕР
Махлина Ю. Главные герои комедий Грибоедова “Горе от ума” и Мольера “Мизантроп”. — 36.
Шайтанов И. Искусство европейской комедии в XVII веке. — 20.
Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.
В.В. НАБОКОВ
Брыкова Е. Ещё раз о зеркалах Владимира Набокова. — 21.
Верченко И. Мотив зеркала в творчестве В.Набокова и М.Булгакова. — 21.
Герасимова Т. Загадка многослойного мира: О рассказе “Тяжёлый дым”. — 30.
Хелемский Я. Триптих. — 14.
Ю.М. НЕЙМАН
Жирмунская Т. Прогулка под радиоактивным дождём. — 15.
Н.А. НЕКРАСОВ
Абакирова А. “В полном разгаре страда деревенская…”. — 36.
Горбатова Т. Народные заступники. — 9.
Горбатова Т. “Мiръ” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. — 37.
Кучерская М. Николай Алексеевич Некрасов: Глава из нового учебника. — 35.
Носачёва С. Игра по творчеству Н.А. Некрасова. — 38.
Рудакова С. “Тройка” Н.А. Некрасова в школьном изучении. — 15.
Е.И. НОСОВ
Валикова Д. Деревенская проза: Создатели и герои. — 5.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Архангельский А. Александр Николаевич Островский (1823–1886). Художественный мир писателя: Глава из учебника. — 33.
Менделеева Д. После “Грозы”, или Несколько слов о Марфе Игнатьевне Кабановой. — 5.
Подольская О. “Пучина” Островского и “Дядя Ваня” Чехова: преемственность или заимствование? — 6.
Б.ПАСКАЛЬ
Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.
Б.Л. ПАСТЕРНАК
Дындыкина С. Сочинение-размышление о романе Б.Л. Пастернака “Доктор Живаго”. — 21.
Менделеева Д. “Достать чернил и…”. — 43.
Пащук Н. “И образ мира, в слове явленный…”: Роман “Доктор Живаго” в контексте “Стихотворений Юрия Живаго”. — 21.
Ш.ПЕРРО
Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.
Б.А. ПИЛЬНЯК
Ленская Т. “Человеческий ветер” Бориса Пильняка. — 16.
Шкловский Е. Два еретика: Евгений Замятин и Борис Пильняк. — 35.
А.П. ПЛАТОНОВ
Бабкина Т. Из зерна добра — цветок доброты: Урок по рассказу А.П. Платонова “Юшка” в 7-м классе. — 37.
Горбунова Е. “С каждым спаяно моё сердце…”. — 9.
Рассадин С. Голоса из котлована. — 12.
Терентьева Н. “Детские” рассказы А.Платонова в контексте прочтения повести “Котлован”. — 30.
Харитонова О. “В прекрасном и яростном мире”. — 36.
А.Н. ПЛЕЩЕЕВ
Архангельский А. Русская лирика второй половины XIX века: Главы из нового учебника. — 29.
Антоний ПОГОРЕЛЬСКИЙ (А.А. Перовский)
Пилюгина Е. Природа фантастического в повести А.Погорельского “Лафертовская маковница”. — 34.
Б.Н. ПОЛЕВОЙ
Злотников Н. Человек грядущего. — 3.
А.Ф. ПРЕВО
Шайтанов И. Головокружительная глубина души. — 23.
М.М. ПРИШВИН
Казьмина Н. Взаимоотношения человека и природы в сказке-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”: Урок-кроссворд. — 29.
Рудзиевская С. Искусство безыскусности. — 26.
Фомичёва А. Лучи счастья. — 16.
А.С. ПУШКИН
Алпатов С. Каменный Гость: образ и смысл. — 46.
Алпатова Т. Что читают пушкинские герои? Повесть Н.М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”. — 7.
Андреева М. Пушкин Марины Цветаевой. — 20.
Золотусский И. Пушкин: последнее поприще. — 34.
Корнеева Е. Тема любви и образ севильского озорника в трагедии А.С. Пушкина “Каменный Гость”. — 46.
Красухин Г. Кто в доме хозяин. — 46.
Лекманов О. Пушкин как наше всё. — 27.
Лужановский А. Открытое раздолье осени: О стихотворении А.С. Пушкина “Осень (Отрывок)”. — 12.
Лютова С. Роль хронотопа в раскрытии идейно-художественного смысла повести А.С. Пушкина. — 40.
Молчанова С. “Борис Годунов” в свете классической теории драмы. — 44.
Павлова О. “Бедная Лиза” Н.М. Карамзина и “Барышня–крестьянка” А.С. Пушкина. — 2.
Павлова О. Композиционная роль сна Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. — 10.
Парфёнова Р. Сравнительная характеристика элегии
В.А. Жуковского “Море”, стихотворений А.С. Пушкина “К морю” и Ф.И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…”. — 36.Репин А. А.С. Пушкин: лирика природы: Примерный план письменной работы. — 21.
Репин А. Тема поэзии у А.С. Пушкина. — 19.
Скирда М. Сценарий игры “Умники и умницы” по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. — 42.
Слоним Е. Философская лирика Пушкина: Урок в 9-м классе. — 14.
Улыбина О. Сюжет о дочерней неблагодарности в контексте произведений Пушкина и Тургенева. — 16.
Фризман Л. Незавершённое или завершённое? — 45.
Штильман С. “Поэт — издалека заводит речь, Поэта — далеко заводит речь”: Статья “Мой Пушкин” на уроках литературы в 5–11-м классах. — 20.
Ж.РАСИН
Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.
В.Г. РАСПУТИН
Валикова Д. Деревенская проза: Создатели и герои. — 5.
Шуралёв А. Восхождение к прощению. — 24.
В.В. РОЗАНОВ
Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.
С.Т. РОМАНОВСКИЙ
Шуралёв А. Освобождённая душа. — 15.
Ш.РУСТАВЕЛИ
Другова Н. Поэма Шота Руставели “Витязь в тигровой шкуре”: Материалы для подготовки к уроку. — 30.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Бахор Т. Один, два…: Перечитывая “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. — 13.
Кривонос В. О символической образности в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлёвы”. — 13.
Кузнецова М. Говорит “человек толпы”. — 13.
Плотинина Н. Конспект двух уроков “Глупов и глуповцы под судом сатиры”: По роману “История одного города”. — 27.
Слинько А. Школа патриотизма. — 13.
Юнусова Г. Блеснувшая искорка: Роль эпизода рождения второго Володеньки в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлёвы”. — 19.
М.А. СВЕТЛОВ
Дмитриев В. Михаил Светлов и социалистический реализм. — 29.
Д.СВИФТ
Смолицкая О. О Джонатане Свифте и его главной книге. — 8.
Шайтанов И. Роман эпохи Просвещения. — 28.
Игорь СЕВЕРЯНИН
Хелемский Я. За двести вёрст от Петрограда. — 31.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Брусникина О. Художественное пространство в философской сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. — 29.
К.М. СИМОНОВ
Золотусский И. У времени в плену. — 7.
В.СКОТТ
Павлова М. Вальтер Скотт. “Айвенго”: Материалы для изучения исторического романа в 7-м классе. — 4.
Б.А. СЛУЦКИЙ
Жирмунская Т. Пекло. — 38.
Парфёнова Р. “Я говорил от имени России…”: Уроки по поэзии Б.Слуцкого в 11-м классе. — 38.
К.К. СЛУЧЕВСКИЙ
Архангельский А. Русская лирика второй половины XIX века: Главы из нового учебника. — 29.
Саша СОКОЛОВ
Марутина И. “Этот мир очарований…”: Своеобразие мира и героя в повести “Школа для дураков”. — 46.
Смакова Ю. “Я — бог таинственного мира”: О повести “Школа для дураков”. — 7.
А.И.СОЛЖЕНИЦЫН
Шуралёв А. Освобождённая душа. — 15.
В.С. СОЛОВЬЁВ
Архангельский А. Русская лирика второй половины XIX века: Главы из нового учебника. — 29.
Ф.К. СОЛОГУБ
Киреев Р. Колыбельная Сологуба. — 40.
Макаренко Е. Кто же эта недотыкомка?: Слово-символ Ф.Сологуба. — 20.
Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.
А.Н. и Б.Н. СТРУГАЦКИЕ
Шуралёв А. Освобождённая душа. — 15.
Дж.Д. СЭЛИНДЖЕР
Свердлов М. Последний пророк. — 5.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Бабкина Т. “О том, что знаю лучше всех на свете…”: Из опыта анализа стихотворений А.Т. Твардовского. — 18.
Горелик Л. Тема родной земли в поэме А.Твардовского “Василий Тёркин”. — 11.
Каплан И. Невозможность забвения: О стихотворении “Я убит подо Ржевом”. — 23.
Парфёнова Р. “В центре вселенского мира…”: Стихотворение А.Т. Твардовского “Полночь в моё городское окно…” на уроке литературы в 11-м классе. — 18.
Хабловский В. “Я начал песню в трудный год…”. — 11.
Чернова И. Этюды к портрету великого поэта. — 11.
У.ТЕККЕРЕЙ
Сумина Е. Две героини: По роману У.Теккерея “Ярмарка тщеславия” — 31.
Д.Р.Р. ТОЛКИН
Свердлов М. Властелин игры. — 15.
А.К. ТОЛСТОЙ
Архангельский А. Русская лирика второй половины XIX века: Главы из нового учебника. — 29.
Лазаревич К. “История государства Российского…” А.К. Толстого. — 43.
Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Абаева Е. Эпизод смерти в романе “Анна Каренина”. — 31.
Барковская М. Кто такой Мудров, “лучше” определивший болезнь Наташи? — 3.
Гольдфаин И. В чём не сомневался Николай Ростов. — 17.
Гольдфаин И. Испытаем силу художественной литературы. — 6.
Самохвалова Е., Щербина И. Технологическая карта к изучению творчества Толстого, Достоевского, Тургенева в 10-м классе. — 42.
Сизов И. Роль эпизода “Тильзитский мир” в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. — 28.
Г.Н. ТРОЕПОЛЬСКИЙ
Присяжнюк И., Кабикова Е., Журавлёва О. Повесть Г.Н. Троепольского “Белый Бим Чёрное ухо” в школе. — 39.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Беляева Н. “Только любовью держится и движется жизнь”. — 16.
Кучерская М. Иван Сергеевич Тургенев: Глава из нового учебника. — 41.
Маногарова Л. Певец России: Литературная викторина для учителей по творчеству И.С. Тургенева. — 16.
Романичева Е. “Не зубрить малое, а понимать многое”, или Готовим выпускников к анализу произведения малой формы. — 47.
Романичева Е. Общие слова, или Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” на уроках повторения. — 16.
Самохвалова Е., Щербина И. Технологическая карта к изучению творчества Толстого, Достоевского, Тургенева в 10-м классе. — 43.
Улыбина О. Сюжет о дочерней неблагодарности в контексте произведений Пушкина и Тургенева. — 16.
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Архангельский А. Фёдор Иванович Тютчев: Глава из нового учебника по литературе для 10-го класса. — 19.
Бочарова М. Сила любви в художественном мире Ф.И. Тютчева. — 19.
Николаева В. Лирика Ф.И. Тютчева. — 19.
Охлопкова М. Стихотворение Ф.И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…”. — 39.
Парфёнова Р. Две “Грозы”: Сопоставление стихотворений “Гроза” Н.А. Заболоцкого и “Весенняя гроза” Ф.И. Тютчева на уроке литературы в 11-м классе. — 14.
Парфёнова Р. Сравнительная характеристика элегии В.А. Жуковского “Море”, стихотворений А.С. Пушкина “К морю” и Ф.И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…”. — 36.
ТЭФФИ (Н.А. Бучинская)
Куликова Е. И смеётся, и плачет. — 44.
А.А. ФАДЕЕВ
Яковлев Г. Ошибка Фадеева или Мечика? — 3.
А.А. ФЕТ
Архангельский А. Афанасий Афанасьевич Фет: Глава из нового учебника. — 24.
Кошелев В. О балладе А.А. Фета “Легенда”. — 24.
О.ХАКСЛИ
Анастасьев Н. По тонкой проволоке. — 2.
В.Ф. ХОДАСЕВИЧ
Чечумаева К. Идейно-художественный анализ стихотворения В.Ходасевича “Окна во двор”. — 27.
М.И. ЦВЕТАЕВА
Андреева М. Пушкин Марины Цветаевой. — 20.
Ефиц Д. Особенности образа лирического переживания в стихотворении М.Цветаевой “Слёзы — на лисе моей облезлой…”. — 33.
Павлова М. Ахматова и Цветаева: Петербург и Москва. — 9.
Штильман С. “Поэт — издалека заводит речь, Поэта — далеко заводит речь”: Статья “Мой Пушкин” на уроках литературы в 5–11-м классах. — 20.
А.П. ЧЕХОВ
Андреева Н. Импрессионистические мотивы в повести А.П. Чехова “Степь”. — 25.
Архангельский А. Антон Павлович Чехов. Глава из нового учебника. — 37.
Брюханова А. Нежная тварь или бродячий скот?: Готовимся к сочинению. — 13.
Головачёва А. Спенсер и Чехов. — 18.
Иванова Н. “Романс в прозе” Чехова. — 38.
Коровин В. “Злоумышленник” А.П. Чехова и своеобразие русского мира. — 18.
Лобкова Е. Мастерство психологического анализа А.П. Чехова в рассказе “Володя”. — 6.
Подольская О. “Пучина” Островского и “Дядя Ваня” Чехова: преемственность или заимствование? — 6.
Рассадин С. Чуявшие грозу (Чехов и Бунин). — 25.
Учамбрина И. Рассказ А.П. Чехова “Невеста”: Нравственный аспект изучения. — 18.
Шевцова Т. О чём пела скрипка. — 6.
К.И. ЧУКОВСКИЙ
Хелемский Я. Триптих. — 14.
В.Т. ШАЛАМОВ
Шуралёв А. Освобождённая душа. — 15.
Д.Г. ШЕВАРОВ
Сетюкова-Кузнецова М. “Печаль моя светла…”. — 2.
В.ШЕКСПИР
Беляева Н. Шекспир. “Гамлет”: проблемы героя и жанра. — 33.
Иванова С. О деятельностном подходе в изучении трагедии Шекспира “Гамлет”. — 40.
М.А. ШОЛОХОВ
Васильев В. “Тихий Дон”: Опыт комментария. — 30, 32.
Зырянова И. Герой и время в литературе ХХ века. — 14.
Оцуп Н. М.А. Шолохов. — 45.
Г.Ф. ШПАЛИКОВ
Кертес М. Разговор о поэте. — 15.
В.М. ШУКШИН
Валикова Д. Деревенская проза: Создатели и герои. — 5.
Зернина М. “Не забыть, что мы люди…”. — 35.
Зернина М. Гуманизм Шукшина: Урок-читательская конференция по рассказам писателя в 11-м классе. — 40.
Кобелева Е. Изучение рассказов В.М. Шукшина в 11-м классе. — 5.
И.Г. ЭРЕНБУРГ
Сарнов Б. Вспоминая Илью Григорьевича. — 43.
В.И. ЮРАСОВ
Дмитренко С. “Перемещённые лица”: в литературе и жизни. — 38.
Ю.Я. ЯКОВЛЕВ
Гордеева Г. Всё начинается с детства: Урок внеклассного чтения по рассказу “Зимородок” в 6-м классе. — 22.
Архив |
Гофман М.Л. Клевета о Достоевском. — О письменных работах. — К вопросу о преподавании теории словесности и истории русской литературы. (Вступительная заметка и публикация Ланина Б.) — 31.
Евлахов М.А. История поэзии — история форм. (Подготовка текста и публикация Ланина Б.) — 27.
Мейер Г.А. Фатализм Лермонтова. — Топор Раскольникова. (Вступительная заметка и публикация Ланина Б.) — 21.
Оцуп Н. Персонализм как явление литературы. — М.А. Шолохов. (Вступительная заметка и републикация Ланина Б.) — 45.
Ржевский Л.Д. Прочтенье творческого слова. (Предисловие и публикация Ланина Б.) — 3.
Степун Ф.А. Литературные заметки: И.А. Бунин (По поводу “Митиной любви”). (Вступительная заметка и републикация Ланина Б.) — 42.
Шевырёв С.П. “Герой нашего времени”. — Стихотворения М.Лермонтова. (Публикация, вступительная статья и примечания Л.И. Соболева.) — 39.
Галерея |
Герои Джойса. (Киреев Р. — 25); Ермил Гирин, Савелий, Матрёна Тимофеевна, Влас Ильич, Гриша Добросклонов (Горбатова Т. — 9); Манилов (Сергеева-Клятис А. — 12); Мечик (Яковлев Г.— 3); Мудров (Барковская М.— 3); Недотыкомка (Макаренко Е. — 20); Героини У.Теккерея (Сумина Е. — 31);
Интервью у классной доски |
О выпускных сочинениях 2002 года, и не только о них: Беседу с ведущим специалистом по литературе Министерства образования РФ Е.А. Зининой записал С.Волков. — 33.
Сочинение — классика школьных экзаменов: Беседа М.Сетюковой-Кузнецовой с ведущим специалистом Министерства образования РФ Т.А. Калгановой. — 1.
Книжная полка |
29, 31, 33, 35–42, 45–48.
Шапиро Н. “Два Шурика”, или Прогулки в Садах Учебной Словесности. — 47.
Новое в школьных программах |
Анастасьев Н. По тонкой проволоке. — 2.
Брыкова Е. Ещё раз о зеркалах Владимира Набокова. — 21.
Дмитриев В. Михаил Светлов и социалистический реализм. — 29.
Долдунова Н. “Прекрасны только правда и жизнь”: Материалы к уроку по повести В.Астафьева “Так хочется жить”. — 5.
Ленская Т. “Человеческий ветер” Бориса Пильняка. — 16.
Марутина И. “Этот мир очарований…”: Своеобразие мира и героя в повести Саши Соколова “Школа для дураков”. — 46.
Матвеева Л. Мелодия становится цветком… — 4.
Перемышлев Е. Почему “огненное” и почему “А”? — 32.
Русская литература XX века после воссоединения: обретения и проблемы. — 36.
Пантеон |
Леонид Андреев (Шкловский Е. На сломе эпох:
А.Куприн и Л.Андреев. — 11); Батюшков (Машевский А.
Миф Константина Батюшкова. — 28); Бунин (Рассадин
С. Чуявшие грозу. — 25); Волошин (Зорин А. Пророк в
своём отечестве. — 48); Гаршин (Шкловский Е. По
закону совести: Гаршин и Короленко. — 43); Гоголь
(Золотусский И. Гоголь и Достоевский. — 6; Струна в
тумане. — 45); Гольдони (Киреев Р. Гольдони: маски и
лица. — 48); Дефо (Смолицкая О. О “Робинзоне Крузо”
и его авторе. — 25); Достоевский (Золотусский И.
Гоголь и Достоевский. — 6; Струна в тумане. — 45);
Заболоцкий (Зорин А. Заболоцкий. — 14); Евгений
Замятин (Шкловский Е. Два еретика: Евгений
Замятин и Борис Пильняк. — 35); Борис Заходер
(Сарнов Б. Ты тоже усмехнулся — ей в ответ… — 13);
Юрий Казаков (Лейдерман Н. Восторг и трепет бытия.
— 7); Юрий Коваль (Бек Т. Наиособый опыт огромной
силы. — 15); Короленко (Шкловский Е. По закону
совести: Гаршин и Короленко. — 43); Крылов
(Машевский А. Парадоксы Крылова. — 19); Куприн
(Шкловский Е. На сломе эпох: А.Куприн и Л.Андреев.
— 11); Кюхельбекер (Киреев Р. Обет Кюхельбекера. —
14); Клайв Льюис (Свердлов М. Когда филология
впадает в теологию. — 27); Юлия Нейман (Жирмунская
Т. Прогулка под радиоактивным дождём. — 15); Борис
Пильняк (Шкловский Е. Два еретика: Евгений
Замятин и Борис Пильняк. — 35); Борис Полевой
(Злотников Н. Человек грядущего. — 3); Джонатан
Свифт (Смолицкая О. О Джонатане Свифте и его
главной книге. — 8); Константин Симонов
(Золотусский И. У времени в плену. — 7); Слуцкий
(Жирмунская Т. Пекло. — 38); Фёдор Сологуб (Киреев Р.
Колыбельная Сологуба. — 40); Сэлинджер (Свердлов М.
Последний пророк. — 5); А.Твардовский (Чернова И.
Этюды к портрету великого поэта. — 11); Джон Роналд
Толкин (Свердлов М. Властелин игры. — 15); Тэффи
(Куликова Е.
И смеётся, и плачет. — 44); Чехов (Рассадин С.
Чуявшие грозу. — 25); Геннадий Шпаликов
(Кертес М. Разговор о поэте. — 15); Эренбург
(Сарнов Б. Вспоминая Илью Григорьевича. — 43).
Перечитаем заново |
“Бегство в Египет” — 27; “24 декабря 1971 года” И.Бродского — 1; “Вечер у Клэр” — 45; “Гроза” — 5; “Злоумышленник” — 18; “Каменный Гость” — 46; “Клоп” — 25; “Манон Леско” — 23; “Молитва” (1839) Лермонтова — 42; “Не верь себе” Лермонтова — 22; “Но я предупреждаю вас…” А.Ахматовой — 18; “Повесть о Петре и Февронии Муромских” — 38; “Потерянный рай” — 3; “Стихотворения Юрия Живаго” — 21; “Утиная охота” — 2; “Я убит подо Ржевом” — 23.
Почтовый ящик |
Волков С. Когда говорит обида… — 40.
Михлюкова Л. …За исключеньем пустяка. — 4.
Нужна ли концентрическая программа по литературе? — 45.
Хабловский В. Взгляд кентавра. — 7.
Хомутова Т. Сохраняя сочинение, сохраняем культуру. — 21.
* * *
Конкурс по созданию учебников. — 6.
Требования к уровню подготовки выпускников: Проект. — 44.
Словарь |
Лексические ресурсы поэтического языка (Федотов О.). — 26.
Литературные премии в России (Дмитренко С.). — 18.
Наш советский новояз (Сарнов Б.). — 8, 22.
Номинация, синонимия, антонимия, омонимия (Федотов О.). — 26.
Романтическая ода (Свердлов М.). — 24.
Сентиментализм (Смолицкая О.). — 15.
Сюрреализм (Орлицкий Ю.). — 7.
Эссе (Ланин Б.). — 26.
Трибуна |
Беляева Н. О новом Базисном учебном плане 12-летней школы. — 2.
Будем работать вместе! — 30.
Валикова Д. Борщ в носках. — 38.
Валикова Д. Клёвый отстой. — 25.
Валикова Д. Осеннее обострение-2001. — 48.
Валикова Д. От околицы до околесицы. — 17.
Валикова Д. Поп-классика? — 5.
Внимание — конкурс! — 33.
Волков С. Игра в классику, или Не бойтесь Фандорина! — 36.
Волков С. “О, не знай сих страшных снов!”: Школьная программа в условиях эксперимента. — 45.
Голубева Г. Выпускное сочинение как зеркало урока литературы. — 6.
“… И друзей созову, на любовь своё сердце настрою”. — 37.
Дмитренко С. Бедный Карлсон! — 46.
Мирова Н. Жив ли Маяковский? — 1.
Нам не жалко! — 26.
Нехорошо! — 35.
О проблемах итоговой аттестации по литературе. — 48.
Читает ли наш критик “Литературу”? — 24.
Шапиро Н. Вослед читательскому письму. — 48.
Учимся у учеников |
Абакирова А. “В полном разгаре страда деревенская…”: Опыт прочтения стихотворения Н.А. Некрасова. — 36.
Абалихина А. Рассказ И.А. Бунина “Чистый понедельник”. — 39.
Андреева М. Пушкин Марины Цветаевой. — 20.
Ахметзекова З. О стихотворении А.Ахматовой “Двадцать первое. Ночь. Понедельник…”. — 46.
Верченко А. Книга Николая Гумилёва “Огненный столп”. — 35.
Верченко И. Мотив зеркала в творчестве В.Набокова и М.Булгакова. — 21.
Галимова Г. Стихотворение Анны Ахматовой “Клевета”: Сочинение-анализ. — 29.
Гафуров Т. Стихотворение Иосифа Бродского “Пилигримы”. — 5.
Герасимова Т. Загадка многослойного мира: О рассказе В.В. Набокова “Тяжёлый дым”. — 30.
Дмитриева Л. Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. — 32.
Дындыкина С. Сочинение-размышление о романе Б.Л. Пастернака “Доктор Живаго”. — 21.
Ефиц Д. Особенности образа лирического переживания в стихотворении М.Цветаевой “Слёзы — на лисе моей облезлой…”. — 33.
Забелкина Е. Размышления о книге Ю.Домбровского “Факультет ненужных вещей”. — 1.
Коваль Е. Борьба миров в поэме А.А. Блока “Двенадцать”. — 3.
Лютова С. Роль хронотопа в раскрытии идейно-художественного смысла повести А.С. Пушкина. — 40.
Махлина Ю. Главные герои комедий Грибоедова “Горе от ума” и Мольера “Мизантроп”. — 36.
Милакин Р. Генезис добровольного усреднения “я”: Об эссе В.С. Маканина “Сюжет усреднения”. — 13.
Нечаева А. Анализ рассказа К.Воробьёва “Милая моя девочка!”. — 21.
Павлова О. “Бедная Лиза” Н.М. Карамзина и “Барышня-крестьянка” А.С. Пушкина. — 2.
Пудовкина И. Мир человека в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”. — 12.
Селиванова Л. Композиция рассказа “Антоновские яблоки”. — 25.
Сивякова Е. Архитектурные мотивы в поэзии Мандельштама. — 46.
Сизов И. Роль эпизода “Тильзитский мир” в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. — 28.
Смакова Ю. “Я — бог таинственного мира”: О повести С.Соколова “Школа для дураков”. — 7.
Суродеева Т. “Всякая любовь — великое счастье”: О рассказе И.А. Бунина “Тёмные аллеи”. — 12.
Тучина В. Преступление и наказание Жана Гренуя: Размышления над страницами романа Патрика Зюскинда “Парфюмер”. — 40.
Хамухин А. Сочинение-размышление о романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”. — 11.
Харитонов Д. Автор и рассказчик у Зощенко. — 34.
Цатурян К. Анализ стихотворения В.В. Маяковского “Лиличка!”. — 16.
Чечумаева К. Идейно-художественный анализ стихотворения В.Ходасевича “Окна во двор”. — 27.
Учитель об учителе |
Шенкман В. Школа Ивановой. — 40.
Факультатив
Валикова Д. Массовая литература: в рамках и за рамками жанров. — 13.
Демичева Н. Если жить в угоду ходячей морали. — 24.
Литературные журналы в 2001 году: Ответы на анкету “Литературы”. — 2.
Школа в школе |
Бабкина Т. “О том, что знаю лучше всех на свете…”: Из опыта анализа стихотворений А.Т. Твардовского. — 18.
Баженова Е. Олимпийские игры: Зачёт по мифам Древней Греции в 6-м классе. — 6.
Белова Л. Викторина. — 22.
Белова Л. Назовите автора и произведение: Викторина для 5-го класса. — 6.
Белова Л. Тесты по лирике: Учебник Т.Ф. Курдюмовой для 5-го класса. — 12.
Беляева Н. В “дебрях” новых программ и учебников. — 17.
Беляева Н. “Поверить алгеброй гармонию”, или Ещё раз об анализе стихотворения. — 47.
Беляева Н. Проблемы интерпретации лирического стихотворения на письменном экзамене по литературе. — 10.
Бессмольная Е. Викторина по сказочной повести Джеральда Даррелла “Говорящий свёрток”. — 42.
Блинова З. Рецензия по-ученически. — 18.
Брюханова А. Нежная тварь или бродячий скот? — 13.
Брюханова А. От мечты — к реальности?: О стихотворении А.Блока “Незнакомка”. — 20.
Волков С. Поговорим о сочинении... — 47.
Волков С. Сочинение–2001: представляем темы и консультации. — 10.
Волков С. Учимся на ошибках. — 11.
Горелик Л. Тема родной земли в поэме А.Твардовского “Василий Тёркин”. — 11.
Жукова О. Анализ стихотворений О.Э. Мандельштама. — 10.
Зырянова И. Герой и время в литературе ХХ века: На материале романа М.А. Шолохова “Тихий Дон”. — 14.
Лужановский А. Открытое раздолье осени: О стихотворении А.С. Пушкина “Осень (Отрывок)”. — 12.
Людкевич Н. Урок-семинар по сказке П.П. Ершова “Конёк-горбунок”. — 19.
Маногарова Л. Певец России: Литературная викторина для учителей по творчеству И.С. Тургенева. — 16.
Менделеева Д. Внимание! Анализ лирики: Несколько советов для авторов будущих выпускных сочинений. — 17.
Менделеева Д. Страшный сон Родиона Раскольникова: Опыт анализа эпизода. — 19.
Мотеюнайте И. Русская лирика о поэте и назначении поэзии. — 17.
Николаева В. Лирика Ф.И. Тютчева. — 19.
Носачёва С. Игра по творчеству Н.А. Некрасова. — 38.
Осипова Г. “Равноденствие” О.Мандельштама на уроке литературы. — 20.
Павлова М. Выбираем рецензию? — 10.
Павлова М. “Лучше всего можно узнать характеры их из сравнения...” — 47.
Павлова О. Композиционная роль сна Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. — 10.
Парфёнова Р. “В центре вселенского мира…”: Стихотворение А.Т. Твардовского “Полночь в моё городское окно…” на уроке литературы в 11-м классе. — 18.
Репин А. Тема поэзии у А.С. Пушкина. — 19.
Репин А. А.С. Пушкин: лирика природы: Примерный план письменной работы. — 21.
Романичева Е. “Не зубрить малое, а понимать многое”, или Готовим выпускников к анализу произведения малой формы. — 47.
Романичева Е. Общие слова, или Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” на уроках повторения. — 16.
Рудакова С. “Тройка” Н.А. Некрасова в школьном изучении: Рекомендуемая программа анализа. — 15.
Рыжова С. “Интеллектуальный лабиринт”: Литературная викторина. — 34.
Самохвалова Е., Щербина И. Технологическая карта к изучению творчества Толстого, Достоевского, Тургенева в 10-м классе. — 43.
Скирда М. Сценарий игры “Умники и умницы” по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. — 42.
“Увидеть в капле океан”: Об анализе эпизода на экзамене. (Беседу с заслуженным учителем РФ А.Е. Иллюминарской записал редактор “Литературы” С.Волков). — 10.
Учамбрина И. Рассказ А.П. Чехова “Невеста”: Нравственный аспект изучения. — 18.
Харитонова О. “Бранное, трудное время”: Урок-игра по повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”. 7-й класс. — 34.
Харитонова О. Масленица честная: Игра для старшеклассников. — 8.
Храмцова Р. Готовимся к выпускному сочинению… с пятого класса. — 10.
Храмцова Р. “...от всего человека вам остаётся часть речи...” — 47.
Хребтова Е. Играем в детектив. — 28.
Чурлик Н. Анализ стихотворения А.Блока. — 10.
Штильман С. Что привносит “привходящий”: О роли эпизода в произведениях русских писателей XIX века. — 14.
Шуралёв А. Освобождённая душа. — 15.
Щербина И. “Свидетели южного лета”: О стихотворении Н.Заболоцкого “Я трогал листы эвкалипта”. — 14.
Юнусова Г. Блеснувшая искорка: Роль эпизода рождения второго Володеньки в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлёвы”. — 19.
Штудии |
Абаева Е. Эпизод смерти в романе “Анна Каренина”. — 31.
Алпатова Т. Что читают пушкинские герои? Повесть Н.М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”. — 7.
Алпатов С. Каменный Гость: образ и смысл. — 46.
Андреева Н. Импрессионистические мотивы в повести А.П. Чехова “Степь”. — 25.
Белая Г. Русская прививка к мировой сатире (Гоголь и Зощенко). — 9.
Беляева Н. Шекспир. “Гамлет”: проблемы героя и жанра. — 33.
Бочарова М. Сила любви в художественном мире Ф.И. Тютчева. — 19.
Брусникина О. Художественное пространство в философской сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. — 29.
Валикова Д. Деревенская проза: Создатели и герои. — 5.
Ваншенкин К. Из записей. — 11, 34, 48.
Васильев В. “Тихий Дон”: Опыт комментария. — 30, 32.
Головачёва А. Спенсер и Чехов. — 18.
Гольдфаин И. В чём не сомневался Николай Ростов. — 17.
Гольдфаин И. Испытаем силу художественной литературы. — 6.
Гольдфаин И. Почему он так непонятен. — 34.
Горбатова Т. “Мiръ” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. — 37.
Гуревич П. Система пластических образов в “Мёртвых душах”. — 12.
Золотусский И. Булгаков и Сталин. — 32.
Золотусский И. Пушкин: последнее поприще. — 34.
Золотусский И. Триптих о Булгакове. — 41.
Иванова Н. “Романс в прозе” Чехова. — 38.
Ищук-Фадеева Н. Святые и грешные: Драматургия и драма А.Вампилова. — 2.
Каплан И. Афоризмы Бубнова: К изучению пьесы “На дне”. — 29.
Киреев Р. Пушкинский дворик. — 11.
Корнилов В. Белый стих: Из цикла “Занимательное литературоведение”. — 23.
Корнилов В. Удача: Из цикла “Занимательное литературоведение”. — 4.
Кошелев В. О балладе А.А. Фета “Легенда”. — 24.
Кривонос В. О символической образности в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлёвы”. — 13.
Кузнецова М. Говорит “человек толпы”. — 13.
Лазарев Л. Без ретуши и глянца: Из книги “Записки пожилого человека”. — 23.
Лазаревич К. “История государства Российского…” А.К. Толстого. — 43.
Лекманов О. Об одном образе в стихотворении В.Маяковского “А вы могли бы?”. — 24.
Лекманов О. Пушкин как наше всё. — 27.
Лекманов О. Цитата цикаде рознь. — 40.
Липовецкий М. Маска, дикость, рок: Перечитывая Вампилова. — 2.
Менделеева Д. “Достать чернил и…”: “Февраль…” Бориса Пастернака. — 43.
Молчанова С. “Борис Годунов” в свете классической теории драмы. — 44.
Орлицкий Ю. На рубеже тысячелетий. — 6.
Пилюгина Е. Природа фантастического в повести А.Погорельского “Лафертовская маковница”. — 34.
Подольская О. “Пучина” Островского и “Дядя Ваня” Чехова: преемственность или заимствование? — 6.
Полякова Н. “Антоновские яблоки”: художественное своеобразие. — 25.
Рассадин С. Взрывники. — 39.
Рассадин С. Голоса из котлована. — 12.
Рассадин С. Похвальное слово черновикам. — 20.
Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.
Рассадин С. Спасённые революцией. — 37.
Ремизова М. Путь спасения души в повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”. — 17.
Роговер Е. “Слово о полку Игореве” в кругу шедевров национальных литератур. — 22.
Рудзиевская С. Искусство безыскусности. — 26.
Сетюкова-Кузнецова М. “Печаль моя светла…”. — 2.
Слинько А. Школа патриотизма. — 13.
Терентьева Н. “Детские” рассказы А.Платонова в контексте прочтения повести “Котлован”. — 30.
Улыбина О. Сюжет о дочерней неблагодарности в контексте произведений Пушкина и Тургенева. — 16.
Фризман Л. Незавершённое или завершённое? — 45.
Хабловский В. “Я начал песню в трудный год…”. — 11.
Хелемский Я. Две судьбы. — 1.
Хелемский Я. Ещё несколько наблюдений. — 17.
Хелемский Я. За двести вёрст от Петрограда. — 31.
Хелемский Я. Неизбежные спутники. — 39.
Хелемский Я. Триптих. — 14.
Шайтанов И. Искусство европейской комедии в XVII веке. — 20.
Шайтанов И. Роман эпохи Возрождения: Глава из нового учебника. — 28.
Шайтанов И. Роман эпохи Просвещения. — 28.
Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.
Шелыганова Т. Образ Медного Всадника в поэзии ХХ века. — 40.
Шуралёв А. История постепенного обновления человека: Роль исповеди Мармеладова в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. — 23.
Шуралёв А. Паранойя притворства: Изображение имитации жизнедеятельности в рассказе И.Бунина “Старуха”. — 25.
Я иду на урок |
Арсеньева Н. Невидимый свет серебряной звезды: Урок-семинар по повести Б.Екимова “Пастушья звезда”. — 46.
Архангельский А. Александр Николаевич Островский (1823–1886). Художественный мир писателя: Глава из учебника. — 33.
Архангельский А. Антон Павлович Чехов. Глава из нового учебника. — 37.
Архангельский А. Афанасий Афанасьевич Фет: Глава из нового учебника. — 24.
Архангельский А. Русская лирика второй половины XIX века: Главы из нового учебника. — 29.
Архангельский А. Фёдор Иванович Тютчев: Глава из нового учебника по литературе для 10-го класса. — 19.
Бабкина Т. Из зерна добра — цветок доброты: Урок по рассказу А.П. Платонова “Юшка” в 7-м классе. — 37.
Баранова О. Чичиков в гостях у Коробочки: Урок-исследование. Опыт медленного чтения. — 12.
Бахор Т. Один, два…: Перечитывая “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. — 13.
Беляева Н. Даль-литератор. — 41.
Беляева Н. “Только любовью держится и движется жизнь”. — 16.
Блинова З. “Белая гвардия”: Загадка художественного мира. Опыт истолкования. — 26.
Высоцкая В. Человек и природа: По повествованию в рассказах В.Астафьева “Царь-рыба”. — 24.
Гаврилова Т. Тема купечества в романе М.Горького “Фома Гордеев”. — 8.
Галицких Е. Свет “Зелёной лампы” Александра Грина. — 35.
Горбунова Е. “С каждым спаяно моё сердце…”: Урок-мастерская по рассказу А.Платонова “Корова”. 6-й класс. — 9.
Гордеева Г. Всё начинается с детства: Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева “Зимородок” в 6-м классе. — 22.
Другова Н. Поэма Шота Руставели “Витязь в тигровой шкуре”: Материалы для подготовки к уроку. — 30.
Зайцева Н. “Умей любить человека”: Урок-обобщение в 6-м классе . — 38.
Зернина М. Гуманизм Шукшина: Урок–читательская конференция по рассказам писателя в 11-м классе. — 40.
Зернина М. “Не забыть, что мы люди…”: Рассказ В.Шукшина “Волки” в 8-м классе. — 35.
Иванова С. О деятельностном подходе в изучении трагедии Шекспира “Гамлет”. — 40.
Иванова С. Ролевая игра на уроках литературы в старших классах. — 40.
Казьмина Н. Взаимоотношения человека и природы в сказке-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”: Урок-кроссворд. — 29.
Кобелева Е. Изучение рассказов В.М. Шукшина в 11-м классе. — 5.
Корнеева Е. Тема любви и образ севильского озорника в трагедии А.С. Пушкина “Каменный Гость”. — 46.
Кретова А. Дядя Скрудж и дядя Страх в “Рождественской песни в прозе” Ч.Диккенса и в святочном рассказе Н.С. Лескова “Зверь”: Опыт изучения святочной прозы на уроках литературы. — 1.
Кучерская М. Иван Сергеевич Тургенев: Глава из нового учебника. — 41.
Кучерская М. Николай Алексеевич Некрасов: Глава из нового учебника. — 35.
Лазарева М. Стихотворение И.Бунина “Одиночество”. — 25.
Лобкова Е. Мастерство психологического анализа А.П. Чехова в рассказе “Володя”. — 6.
Маркова Ж. Времена года в поэзии Бунина, музыке Чайковского и живописи Левитана. — 25.
Матвеева Л. За тенью Гумилёва: Советская баллада и акмеизм. — 37.
Машевский А. Баллады Жуковского. — 30.
Медведева В. “Я хочу говорить о печали”: Рассказ И.А. Бунина “Братья” в 11-м классе. — 38.
Охлопкова М. Стихотворение Ф.И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…”. — 39.
Павлова М. Ахматова и Цветаева: Петербург и Москва. — 9.
Павлова М. Вальтер Скотт. “Айвенго”: Материалы для изучения исторического романа в 7-м классе. — 4.
Парфёнова Р. “Я говорил от имени России…”: Уроки по поэзии Б.Слуцкого в 11-м классе. — 38.
Парфёнова Р. Две “Грозы”: Сопоставление стихотворений “Гроза” Н.А. Заболоцкого и “Весенняя гроза” Ф.И. Тютчева на уроке литературы в 11-м классе. — 14.
Парфёнова Р. Сравнительная характеристика элегии В.А. Жуковского “Море”, стихотворений А.С. Пушкина “К морю” и Ф.И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…”. — 36.
Плотинина Н. Конспект двух уроков “Глупов и глуповцы под судом сатиры”: По роману “История одного города”. — 27.
Присяжнюк И., Кабикова Е., Журавлёва О. Повесть
Г.Н. Троепольского “Белый Бим Чёрное ухо” в
школе: Материалы к уроку. — 39.
Скрябина Т. “В пространстве брошенных светил…”. — 31.
Слоним Е. Философская лирика Пушкина: Урок в 9-м классе. — 14.
Тихомирова Е., Филатова О. О сапожных шнурках, глубоких истинах и писателе Довлатове. — 33.
Учамбрина И. “Весь мир, как он видится с чегемских высот…”: Урок по роману “Сандро из Чегема”. — 32.
Фаткуллова В. Образ города в рассказе В.И. Даля “Петербургский дворник”. — 41.
Фомичёва А. Лучи счастья: “Времена годы” М.М. Пришвина в 5-м классе. — 16.
Харитонова О. “В прекрасном и яростном мире”: Рассказ А.Платонова. — 36.
Храмцова Р. Готовясь к урокам по лирике в 5-м классе. — 23.
Чалая И. “И счастье я хочу постигнуть…”: Сопоставительный анализ стихотворений-переводов “Листок” В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова. — 41.
Шабалкова Г. Волшебный мир Астрид Линдгрен: Урок внеклассного чтения. 5-й, 6-й, 7-й классы. — 26.
Шайтанов И. Плоды Просвещения: Гёте. Глава из нового учебника. — 44.
Шевцова Т. О чём пела скрипка. — 6.
Штильман С. “Поэт — издалека заводит речь, Поэта — далеко заводит речь”: Статья Марины Цветаевой “Мой Пушкин” на уроках литературы в 5–11-м классах. — 20.
Шуралёв А. “Тот образ во мне не угас…”: Материал к уроку по поэме “Анна Снегина”. — 28.
Шуралёв А. Восхождение к прощению: Материалы к уроку по рассказу В.Г. Распутина “Василий и Василиса”. — 24.
Семинарий «Литературы» |
№ 1 — Материалы по Маяковскому.
№ 2 — Драматургия Вампилова.
№ 3 — Уроки Леонида Ржевского.
№ 4 — Французский классицизм.
№ 5 — Современная литература.
№ 6 — Материалы по Чехову.
№ 7 — Рассказы Юрия Казакова. Глава из нового учебника.
№ 8 — Наш советский новояз.
№ 9 — А был ли “серебряный век”?
№ 11 — Материалы по Твардовскому.
№ 12 — “Мёртвые души”.
№ 13 — Материалы по Салтыкову–Щедрину.
№ 14 — Материалы по Заболоцкому.
№ 15 — “…но с благодарностию: были”.
№ 16 — Материалы по Тургеневу.
№ 17 — Готовимся к сочинению.
№ 18 — Материалы по Чехову.
№ 19 — Материалы по Тютчеву.
№ 20 — Европейская комедия XVII века.
№ 21 — Уроки Георгия Андреевича Мейера.
№ 22 — Наш советский новояз.
№ 23 — Великая Отечественная война.
№ 24 — Материалы по Фету.
№ 25 — Учителю о Бунине.
№ 26 — Магия художественного слова.
№ 27 — Уроки Александра Михайловича Евлахова.
№ 28 — Роман эпохи Просвещения.
№ 29 — Русская лирика второй половины XIX века. Главы из нового учебника.
№ 30 — Баллады Жуковского.
№ 31 — Уроки Модеста Людвиговича Гофмана.
№ 32 — Комментарий к “Тихому Дону”.
№ 33 — Александр Николаевич Островский.
№ 34 — Учение с увлечением.
№ 35 — Николай Алексеевич Некрасов.
№ 36 — Русская литература XX века после воссоединения: обретения и проблемы.
№ 37 — Антон Павлович Чехов. Глава из нового учебника.
№ 38 — Материалы по Слуцкому.
№ 39 — Степан Шевырёв о Лермонтове.
№ 40 — Уроки пермских учителей.
№ 41 — Иван Сергеевич Тургенев. Глава из нового учебника.
№ 42 — Уроки Фёдора Августовича Степуна.
№ 43 — Вспоминая Эренбурга.
№ 44 — Уроки Гёте.
№ 45 — Уроки Николая Оцупа.
№ 46 — “Каменный Гость”.
№ 48 — Максимилиан Волошин.
Литературный календарь |
(ведёт Лариса Мезенцева)
1 — “Памятные даты”; 2–24; 25 — “Памятные даты”; 26–48.
Кроссворды |
(составитель Виктор Федоринов)
1 — “Рождественский”; 2 — “Названные одинаково”; 3; 4 — “И.А. Бунин”; 5 — “И.С. Тургенев и герои его произведений”; 7 — 11; 12 — “Л.Н. Толстой”; 13 — “Первоапрельский”; 14 – 28, 29 — “Женщины в русской литературе”; 30 — 44; 48 — “Новогодний”.
Криптограмма |
45 — “А.П. Чехов”; 47 — “Москва в русской поэзии”.
Чайнворд |
6, 46.