Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №47/2001

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Русская литература. конец ХХ века С.П. Белокурова,
С.В. Друговейко.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
КОНЕЦ ХХ ВЕКА.
Уроки современной
русской литературы:

Учеб.-метод. пособие.
СПб.: Паритет, 2001. 512 с.

Это учебно-методическое пособие принадлежит к числу тех книг, которых очень не хватает учителям, работающим в старших классах. Оно содержит методические разработки занятий, посвящённых творчеству современных российских авторов, среди которых В.Маканин, О.Ермаков, В.Пьецух, Д.Бакин, Б.Екимов, С.Довлатов и другие. Большинство произведений, предлагаемых петербургскими учителями-практиками для изучения, было опубликовано в “толстых” журналах за последнее десятилетие: это, как правило, рассказы и небольшие повести. Выбор для школьного анализа именно “малоформатной” литературы, как отмечают сами авторы учебного пособия, принципиален: снимаются проблемы обеспеченности текстами и реального прочтения рекомендуемых произведений.

Несомненная ценность методических разработок данного пособия заключается в том, что оно содержит очень богатый практический материал: комментарий для учителя, варианты индивидуальных и групповых домашних заданий к уроку, систему вопросов к каждой теме, темы сочинений, список рекомендуемой литературы.

Значительное место в книге занимают ученические работы — экзаменационные, олимпиадные, классные и домашние. Они не являются образцами — это работы конкретных учеников петербургских школ, выполненные в последние несколько лет. Но пользы от чтения и осмысления данных сочинений во много раз больше, чем от штудирования многочисленных томов “золотых” сочинений, которыми завалены полки книжных магазинов. Написанные живым языком, различные по жанру (традиционные сочинения-рассуждения, слово о писателе, исследовательские работы, рецензии), они — о произведениях, вызвавших интерес у читателей-старшеклассников. Познакомившись с ними, читатель может объективизировать самооценку. Кроме того, эти сочинения позволяют убедиться в том, что в условиях экзамена можно “использовать одно и то же внимательно прочитанное и глубоко проанализированное произведение применительно не к одной, а к целому ряду тем”, как советуют С.П. Белокурова и С.В. Друговейко.

Издание строится по тематическому принципу, авторы исходят из того, что данное пособие будет полезно старшеклассникам, которые подчас вынуждены при подготовке к экзаменам в школе и в вузе самостоятельно “осваивать” творчество российских писателей последних десятилетий. Авторы книги предлагают, например, следующие темы занятий: «Человек в кругу семьи», «Человек и война», «Выбор жизненного пути», «Быт и мечта», «Общественное благо и счастье человека», «Человек и социум», «Русский национальный характер», «Человек на земле», «Человек за колючей проволокой», «Русская интеллигенция в испытаниях временем», «Массовая литература (детектив, фантастика, авантюрный роман)».

Р.Х.
Рейтинг@Mail.ru