Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №46/2001

Архив

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Зульфия АХМЕТЗЕКОВА,
11-й класс,
Сабинская средняя школа,
Республика Татарстан
(учитель – Ш.Г. Усманова)


О стихотворении А.Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник...»

В творчестве любого поэта важное место занимает тема любви. Но в раннем творчестве Ахматовой её трудно выделить особо, потому что всё, что она пишет, написано или о любви, или в присутствии любви, или при воспоминании об ушедшей любви.

«Двадцать первое. Ночь. Понедельник...» – одно из ранних стихотворений поэтессы, которое вошло в книгу «Белая стая». Стихотворение можно разделить на две контрастные части. Начало – четыре стихотворения на две строки – характерно для Ахматовой. И с первых же слов стихотворение завораживает, завлекает, заинтересовывает своей тайной:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

Ахматова воссоздаёт ощущение течения времени, властно определяющего судьбу человека. В её ранних стихах это находило выражение в столь часто встречающейся у неё прикреплённости происходящего к точно – по часам – обозначенному моменту. Понедельник – тяжёлый день. Может быть, именно поэтому следующие слова о любви так необычны.

Привлекает внимание “прерывистость” первых строчек. Этот приём придаёт стихотворению интонационную экспрессию. В таком начале чувствуется и связь с Блоком (“Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...”), с которым поэтессу связывала большая дружба.

Дробление стиха на части (назывные предложения) передаёт состояние покоя, однообразия и неизменяемости жизни. Каждая лирическая деталь, выраженная существительным, включена в своеобразный лексический ряд, благодаря чему все детали соединяются в общую картину. Вместе с тем здесь чётко обозначены время и место действия – героиня задумалась о любви, глядя на “очертанья столицы во мгле”.

В первой части отрицается любовь, считается, что всё это просто чьи-то выдумки. Тем не менее все в это поверили и уже не могут жить без любви:

И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

По мнению одного из современных исследователей творчества Ахматовой, “излюбленный приём автора – отрицанием какого-либо положения обращать на него особое внимание и заставить думать обратное”. Возможно, и в этом стихотворении мы сталкиваемся с таким приёмом. Лёгкость и весёлость первой части преодолевается, исчезает после того, как мы произносим “но” третьей строфы. Союзом “но” Ахматова противопоставляет третью строфу предыдущим.

Если первая часть (особенно вторая строфа) отличается сдержанностью выразительных средств (отсутствие эпитетов и каких-либо других тропов), употреблением нейтральной лексики (общеупотребительные слова: “столицы”, “на земле”, “поверили”, “живут” и другие) и слов с явно пренебрежительной окраской (“какой-то бездельник”, “от лености или со скуки”), определяющих отношение героини к поступкам “бездельника” и “всех”, то во второй части картина меняется. Здесь открывается внутреннее состояние самой героини, а возможно, и самого автора. Её голос приобретает “всемирность” звучания, которое достигается романтически окрашенным словом “тайна” и метафорой “почиет тишина”. Так утверждается великая сила любви, её чистота и возвышенность. “Всемирность”, открытость миру обеспечивается также открытыми рифмами третьей строфы:

Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор всё как будто больна.

Многоточие, следующее за словом “тишина”, заставляет остановиться, задуматься; возможно, автор что-то недоговаривает, ведь от многословия блёкнет всё, тем более любовь-тайна, любовь-тишина. Стоит обратить внимание на ту “тишину”, которая создаётся здесь. Три строки начинаются с гласных (и, я, и), много слов со стечением гласных (но иным, открывается, почиет, на это). Прекрасно обрамление этой строфы – начинается с “но”, и каждая строка кончается на “-на”, “-на”, “-но”, “-на”. Вдобавок к этому каждая строка и внутри имеет: первая – ны, вторая – ни, третья – на, на, но. Так создаётся благозвучие, напевность, таинственная музыка любви, на которую героиня “наткнулась случайно”.

Aхматова пишет в одном стихотворении: “А в книжках я последнюю страницу // Всегда любила больше всех других...” И в её собственных стихах именно концовка или последняя строфа, строка частенько вдыхают в стихи особую жизнь, и они начинают излучать энергию. Нет, любовь – тайна, хотя и боль. Это только “бездельник” и только в “понедельник” может сочинить, что любовь выдумана людьми “от лености или со скуки”.

Рейтинг@Mail.ru